Тип урока: урок введения нового знания.
Технология: проблемно-диалогическая.
Цели урока
1. Образовательная:
- составить таблицу умножения и деления на 3;
- закрепить умения решать текстовые задачи на умножение и деление;
- используя компьютерную диагностику, проверить знания детей.
2. Развивающая:
- развивать математическую речь учащихся, внимание, логическое мышление, умения правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения;
- развивать умения выстраивать коммуникацию в паре, в группе.
3. Воспитательная:
- воспитывать дружеские отношения к одноклассникам в совместной работе, гармонизация межличностных отношений в коллективе;
- воспитывать любовь к изучаемому предмету.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения:
- проблемные «классические» и «сокращённые»;
- репродуктивные (повторение изученного);
- словесные (информационное сообщение учителя, стихи, беседа);
- наглядные (работа с таблицами и схемами);
- частично-поисковый (исключение лишнего, определение темы, постановка УЗ);
- исследовательский (выбор рационального способа).
Методы стимулирования и мотивации:
- стимулирование интереса детей через игровой сюжет «Подготовка к празднику»;
- стимулирование долга и ответственности.
Методы контроля и самоконтроля:
- устный контроль;
- сверка с образцом;
- компьютерный.
Средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- программа «Семейный наставник», «Гарфилд второклассникам»;
- карточки для индивидуальной работы;
- изображение Новогодней ёлки, мышей, кота, Снегурочки и Деда Мороза;
- коробка сюрпризов, шары, снежинки.
Учебные пособия: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких «Моя математика», 2 класс (учебник), М.: Баласс, 2008.
Ход урока
I. Организационно - мотивационный
1. Рифмованное стихотворение
Цель: создание психологического положительного настроя, мотивация познавательной деятельности.
Учитель: Наш урок предлагаю начать такими словами:
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелайте нам удачи,
И успешности впридачу!
2. Релаксационная игра «Дерево»
Учитель: Я предлагаю вам поиграть (звучит музыка). Встаньте, поставьте ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте себя сильным могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонённой над рекой, а может зелёной пушистой елью. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Ствол тела ровен и гибок, он покачивается, но не гнётся, не ломается.
Ветки-руки свободно колышутся вдоль ствола, листья-пальцы «шелестят», слегка задевая друг друга.
Крона-голова чиста и свежа. Вы - прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе!
Учитель: Каким деревом представляли вы себя? А я себя представила вот таким деревом!
Символом какого праздника является ель? Правильно, Нового года.
Любит ёлочку народ,
Наряжать под Новый год!
В каждом доме ёлка есть,
Но такая только здесь!
II. Актуализация опорных знаний
Цель: подготовить к изучению нового материала, повторить алгоритм умножения и деления на 2.
Учитель: И урок у нас будет необычный – все задания, предлагаемые на уроке, будут посвящены этому празднику, а помогать нам будет ДОКТОР КОМП! Волнение мы отправляем в корзину. Я приглашаю вас в Новогоднее путешествие, но сначала давайте запишем дату нашего путешествия и вид работы.
1. Тест « малая группа»
В новый год загадывают желания и Снеговик предлагает вам следующую работу: тест «Малая группа», он загадал только одно число, с которым мы будем работать - ваша задача угадать какое?
Работа в микрогруппах
Выбор решения. Работа с числом:
- характеристика числа;
- сколько дней прошло, осталось?
- осталось больше или меньше, на сколько?
Учитель: Представьте число 20 в виде произведения двух чисел. Прочтите его по разному. Какими способами можно найти его значение? Какой математический закон использовали?
10 *2=20 10+10=20
2 * 10=20 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=20
Какие знания нам пришлось применить? А давайте их проверим?! Итак, отправляемся в путь - вас приглашает…
Учитель: Кто это? (Кот Гарфилд). Расскажите о нём гостям. (Самый умный кот, предлагает выполнить задания на компьютере, чтобы проверить свои знания). А кого очень любит кот? (Мышей). А мышь мы можем пригласить на урок? Почему? (Правильно, год Крысы, приглашу под нашу ёлочку!)
2. Тест в УМК
Учитель: Ну, а теперь задания кота Гарфилда группа ребят выполнит на компьютере.
Дети работают за компьютерами в 2 режимных программах:
1. Гарфилд второклассникам. Умножение.
2. Учебный курс «Семейный наставник». Настройка курса: 4слой. Диагностика. Диагностический тест: умножение и деление на 2. Режим тестирования: самоконтроль с поощрением.
Вторая группа ребят выполняют разные виды тестов (задания Мыши на индивидуальных карточках).
- Графический тест.
- Тест с выбором правильного ответа.
- Тест на установление истинности и ложности.
Проверка: сверка с образцом.
Микроитог:
Учитель: Какие задания вы выполняли? (Решение числовых выражений, текстовых задач, решение неравенств, знание компонентов, работа с высказываниями и т.д.)
- Какие знания вам пришлось применить? (Знания табличных случаев умножения и деления на 2).
- Вы работали с различными видами тестов.
- Вы прекрасно справились с заданиями и показали хорошие зуны по теме «Умножение и деление на 2».
III. Постановка проблемы
Подводящий диалог.
Учитель: Посмотрите на экран и попробуйте определить тему сегодняшнего урокаp. Какова же тема урока? Ответ обоснуйте.
IV. «Открытие» детьми нового знания
1. Фиксация нового алгоритма
Правильно, молодцы! Говорят под Новый год, что ни пожелаешь - всё всегда произойдёт, всё всегда сбывается! У каждого человека есть желания. Одни большие, другие маленькие. Очень хочется, чтобы они исполнились. У меня есть огромное желание научить вас учиться, быть умными послушными. А у вас есть желание хорошо учиться, всё понимать, слушать учителя и своих родителей. На уроке математики мы загадываем математические желания. Какие желания у вас сегодня на уроке?
УЦ: составить таблицу умножения и деления на3; закрепить умения решать текстовые задачи на умножение и деление.
Учитель: Посмотрите на экран, доктор КОМП поможет вам начать работу, если вы составите два числовых выражения.
2. Побуждающий диалог
Учитель: Можете найти значение данных числовых выражений? Каким способом? (Заменить умножение сложением). Хорошо, молодцы! Какими способами вы можете найти значение данных числовых выражений? Давайте рассмотрим выражение 3*2. (Применить переместительный закон: 2*3=6, значит 3*2=6). Прекрасно, а 3*3=? (Можно заменить сложением). А есть другие, более рациональные способы? (Да, второй множитель увеличивается на 1, значит произведение будет увеличиваться на 3, так как брали по 3). Почему он более рациональный? (Тратится меньше времени). Какое выражение можно исключить? Почему?(3*2). С какого выражения начнётся таблица? (3*3) А умный кот задаёт вам вопрос: вы составили таблицу умножения на 3? (Нет, не вся). План ваших действий? (Обсуждают). Выслушиваю ответы.
3. Выбор метода решения проблемы
Учитель: Как будем заполнять таблицу - ваши желания? (Посмотрим в учебнике, спросим учителя, самостоятельно и т.д.)
V. Самостоятельная работа с проверкой
Сверка с образцом.
Учитель: Давайте попробуем самостоятельно, кому будет трудно, можете пользоваться учебником.
Сверим с образцом. Молодцы!
А можете ли вы найти значение этих выражений?
4*3=
5*3=
Какой закон вам поможет? (переместительный)
VI. Первичное закрепление
Решение типовых заданий на новый способ действия с проговариванием в громкой речи.
Учитель: Назовите действие, обратное умножению? (Деление).
Какую работу мы будем выполнять? (Составлять таблицу деления). А кот для вас приготовил задание.
Каким образом будем составлять таблицу деления? Они что будут одинаковы? (Нет, мы будем делить сначала на3 - первый множитель и получать второй множитель, а потом наоборот). Согласна, внимание на экран – заполним таблицу деления по вариантам. Что нам поможет? (Таблица умножения).
Физминутка
Идёт, идёт к нам Дед Мороз,
К нам Дед Мороз идёт.
И знаем мы, что Дед Мороз
Подарки нам несёт!
VII. Повторение
Включение нового знания в систему знаний; решение задач на повторение и закрепление изученного.
Учитель: Внимание на экран! Что это!?
- О ком говорится в задаче?
- Что известно? Что неизвестно? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Как называется тип задачи?
27:3=9 (с.)
Ответ: 9 саней потребовалось. (Простая задача, тип - деление по содержанию).
Учитель: Устно составьте обратные.
Учитель: Ой, ребята, наши Снегурочки удачно добрались до места и одна из них прислала нам СМС сообщение. Давайте с ним познакомимся.
О ком говорится в задаче?
- Что известно? Что неизвестно? Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Как называется тип задачи?
Учитель: Мы решили задачу геометрического характера. А как в математике называется способ разбиения на квадраты? (Квадрирование)
VIII. Самостоятельная работа с проверкой
1.Электронная почта
Учитель: Я познакомилась с почтой и предлагаю вам поработать с раздаточным материалом, возьмите конверты, какие геометрические фигуры у вас?
Покажите треугольник периметр которого равен (4*3)см.
Как называются такие треугольники? (Равносторонние)
А какие ещё бывают? (Равнобедренные)
А что из них можно сложить? (Ёлочку)
Сложите в группах.
Как её можно украсить? (Гирлянда, звезда и т.д.)
Физминутка
Прежде немного отдохнём и приготовим наши пальчики! (Дети при помощи экрана выполняют электронную физминутку).
2. Тест в УМК
Учитель: А чтобы зажечь нашу ёлку надо проверить знания по теме. Предлагаю выполнить тест на компьютере.
1. Гарфилд второклассникам. Умножение.
2. Учебный курс «Семейный наставник». Настройка курса: 4слой. Диагностика. Диагностический тест: умножение и деление на 2. Режим тестирования: самоконтроль с поощрением.
Вторая группа ребят выполняют разные тестовые задания на индивидуальных карточках.
- Графический тест.
- Тест на поиск ошибки.
- Тест со свободным ответом.
Учитель: Давайте проверим.
Проверка: сверка с образцом.
IX. Дифференцированное домашнее задание
Учитель: Опять сообщение, но уже от Деда Мороза, прочтите:
Показываю коробки разной формы: прямоугольной и квадратной. Ребята, что вы можете сказать о их форме? А что там? (Карточки с домашними заданиями по степени трудности и призы).
X. Итог занятия
Учитель: Чего не хватает на нашей ёлке? (Звезды)
Учитель: А чтобы её зажечь надо подвести итог нашей работы. Что новоговы узнали на уроке? Какие задания вам были наиболее интересны, какие показались наиболее трудными?
XI. Рефлексия деятельности
Учитель: У вас на столах символ следующего года - мышь, если на уроке вам было комфортно - прикрепите её красочной и нарядной, если нет- пусть она будет белой.
Ребята, я вижу вам понравился урок, а как вы думаете он понравился нашим гостям?
Вы получили подарки, давайте на память о нашем уроке подарим и гостям символ года с пожеланием.
Вы работали с большим желанием, помогали мне, и я с большим желанием ставлю вам оценки. А закончить урок я хочу такими словами:
Сверкай, наша ёлочка.
У всех на виду.
Желаю успехов
В Новом году!