Цели урока
Образовательные:
- углубить и расширить представление об имени числительном;
- обеспечить закрепление полученных знаний при употреблении числительных в речи.
Развивающие:
- обеспечить формирование самостоятельности при выполнении заданий;
- формировать навыки орфографической зоркости;
- способствовать формированию речевой культуры учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения в микрогруппе;
- воспитывать интерес к истории родного края.
Оборудование: мультимедийный проектор, фонограмма с записью песни «Родная земля», плакат «Основные правила работы в группах».
Ход урока
Звучит фрагмент песни «Родная земля» в исполнении Л.Лещенко.
- Здравствуйте, ребята. Тему нашего урока попробуйте определить сами. Отгадайте часть речи по ее признакам: порядковые, составные, дробные, количественные…
- Верно. Тема урока «Имя числительное».
Задача нашего урока – повторить все, что мы знаем о числительном, и поговорить о родном крае.
А знаете ли вы край, в котором живете? Посмотрите на экран. (Слайд 1).
- Прочитайте текст. Назовите числительные. Как вы узнали, что это числительные?
1. Отвечает на вопросы: Сколько? Какой?
2. Сообщает о количестве чего-нибудь.
3. Изменяется по падежам.
Работа с карточкой № 1
- Прочитайте слова. Что общего в этих словах? (Значение числа)
Выпишите в тетради только имена числительные (Четыре, четверо, четырнадцать, четвертый).
- Чем числительные отличаются от других частей речи? (Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи только словами)
- Ребята, посмотрите на экран. (Слайд 2, 3)
Кто узнал эту реку? А какие реки протекают в нашей области и районе?
Прочитайте текст, найдите числительные.
- Чем они отличаются? (Вопросом) Почему? (Принадлежат к разным разрядам; различаются по значению и грамматическим признакам)
- Посмотрите на экран. (Слайд 4, 5, 6) и расскажите о числительных.
Работа с текстом. Взаимопроверка. Выставить друг другу отметки, сверив свои результаты с ответами на доске.
7 ответов – «5», 6-5 ответов – «4», 4-3 ответа – «3».
- Похвалите себя в тетрадях: «Я умница! Молодец! У меня все получилось! Верю в свои силы!»
- Что изображено на экране? (Слайд 7)
- Кто знает, что такое герб? (Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах)
- Герб какого города изображен на экране? А знаете ли вы, когда был образован наш город? (Слайд 8)
Запишите предложение в тетрадь.
- Ребята, скажите, а могут имена числительные изменяться? Вспомните, как склоняются количественные числительные? (Слайд 9, 10)
Задание: просклонять числительные по рядам. (На доске работают три ученика)
1ряд: семь
2 ряд: семьдесят
3 ряд: семьсот
Физкультминутка
Проговорить примеры и выполнить действия.
Задание «Лови ошибку!»
В нашей области есть несколько теле-радиокомпаний. Прочитайте предложения, которые произнес диктор одной из детских телепередач. Укажите номера предложений, за которые ему могут объявить выговор, объясните – почему.
Запись на доске.
- Шестеро девочек сбежали с уроков.
- Двое лошадей скакали во весь опор.
- А за ними едва поспевали двое жеребят.
- На столе стояло четверо стаканов.
- Трое котят забрались в папину шляпу.
Показ слайда 11. Карточка № 2. Работа в парах.
- Обратите внимание на плакат и прочитайте основные правила для работы в группах.
Задание: прочитайте текст, цифры замените словами.
Проверяем ответы, показывая слайды 12-16.
Подведение итогов
- Что нового вы сегодня узнали? Что повторили? Что понравилось?
Домашнее задание на выбор
- Составить или выписать 4 предложения о г. Черняховске с использованием числительных.
- Составить кроссворд с использованием числительных на тему «Наш город».
- Составить тест из 8 вопросов на тему «Имя числительное».
Использованная литература
- Ваулина В.Д. Наш край: Калининградская обл.: Пособие по краеведению для среднего школьного возраста. – Калининград: Янтарный сказ, 1998. – 152с.
- Край ты мой … /Литературно-документальная антология/. В.Горбань, Ю.Кулагин, С.Николайчук. – Калининград: Янтарный сказ, 2007 – 188 с.
- Литвин В.М. Калининградская обл. Природные ресурсы. /В.М. Литвин, Г.Н. Ельцина, В.П. Дедков/ - Калининград: Янтарный сказ, 1999 – 189 с.
К уроку прилагается тест и презентация.