Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с миром российской культуры 14-16 вв. на примере русского православного монастыря (Свято Троице-Сергиев монастырь) как мира неустанной молитвы и размышлений о Боге,подвиге служения Богу,как мира русской средневековой культуры(храмостроения,иконописи,книжного дела,прикладного искусства).
- Способствовать формированию памяти как творческого процесса,что не оставляет человека равнодушным к родным «животворящим святыням».
Оборудование урока:
1) кинофильмы «Троице-Сергиева Лавра», «Древне-русская икона».
2) иллюстрации: монастыри Свято Троице-Сергиев монастырь (г.Сергиев Посад), Ипатьевский монастырь (г. Кострома), Горицкий монастырь (г.Переяславль-Залесский), Покровский монастырь (г.Суздаль), Покровский монастырь (г.Хотьково).
3) выставка книг для урока
4) музыкальные проиведения: «Богородице Дево, радуйся!» (из «Всенощного бдения»), кант «Радуйся Росско земле», русская народная песня «Как под яблонькой».
5) раздаточный материал
6) термины (на специальном стенде).
7) записи на доске.
Ход урока
1) Вступление (слово учителя)
2) Мир русского православного монастыря
3) Заключение «Историческое значение русской культуры»
Эпиграф
«Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу-
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам!
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.»
А.С.Пушкин
ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель:
Много воды утекло с тех далеких времен, о которых пойдет речь на уроке. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются многие русские традиции и обряды. Растет интерес к русской народной культуре. Человек с надеждой смотрящий в будущее, не может жить только настоящим. «Уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости». (А.С.Пушкин.)
Пожалуй, нет в современной науке о человеке понятия более емкого, чем культура. В словарях вы найдете не менее 200 определений. Вспомните наиболее общее определение понятия культура.
Примерный ответ: «Культура-это совокупность наиболее ценных достижений человечества в духовной и материальной сферах».
Наша память - это преодоление времени. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой-то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки. Уважение к могилам предков, их памяти - все это дорого нам. Академик Д.С.Лихачев говорил: «Историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ».
Из всего многообразия наиболее ценных достижений русского народа для урока выбран мир русского православного монастыря 14-16 вв.
У России, как у большого дуба, большая корневая система. Наши корни - это и наша история, и наша культура-русская культура.
Задание
В конце урока ответьте на вопросы:
1) Что нового Вы узнали о русской культуре 14-16 вв.?
2) Что Вам понравилось на уроке?
Домашнее задание
Напишите мини-сочинение «Путешествие в русский православный монастырь 14 – 16 вв.»
(Задания написаны на доске, учащиеся записывают их в тетради).
МИР РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ
Загадка:
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится…
(Монах)
Вопрос: Кто такие монахи?
Учащиеся: Это люди, которые всю свою жизнь посвящают Богу.
Учитель: В журнале «Пчелка»(детский православный журнал, №1 за 1994 г.),посвященному русскому монашеству сказано так:
«Кто такие монахи? Монах-это человек, который живет на земле, как ангел. Ему не надо ничего земного, вещественного. Он трудами, постом, бдением и непрестанной молитвой подчиняет тело духу. Монах, как ангел созерцает Бога в молитве. Ангел всегда готов исполнить волю Божью. Монах тоже. Ангелы непрестанно славят Творца своего. И монахи неленостно Творца славят.»
Монах - в переводе с греческого означает уединенный целиком и полностью, посвятивший себя служению Богу, решивший уединиться от мира.
С давних времен собираться в монахи мог любой человек, достигший десятилетнего возраста. Состоявшему в браке на вступление в монашество требовалось согласие одного из супругов. Однако монахом становились не сразу. В Троице-Сергиевом монастыре была принята четырехступенчатая система духовного совершенствования.
Новоявленный монах давал три обета-целомудрия, нестяжательства (отказ от собственности) и послушания (полного подчинения игумену и монастырскому уставу).
Монашеская община называлась братией. При жизни преп. Сергия Радонежского (в 14 в.) в его обители было всего 12 монахов, а в 17 в., когда монастырь стал крупнейшим в России, в нем жило более 200 послушников и монахов. В монастырях строгая система управления.
Игумен - во главе, в крупных мужских монастырях он получил почетное звание-архимандрит. Игумена избирали всей братией на третий день после смерти его предшественника. Это назначение было пожизненным. Кандидат не должен быть старше 33 лет (возраст распятого Христа) и состоять ранее в браке.
Келарь - заведовал монастырским хозяйством.
Казначей - распоряжался монастырской казной, вел счет ее доходам и расходам, припасами и одеждой братии.
Уставщик - начальник церкви.
Ризничий - хранитель монастырских ценностей.
Книгохранитель - заведовал монастырской библиотекой.
Трапезник - присматривал за питанием монахов.
Будильник - отвечал за утренний подъем братии.
(Термин учащиеся записывают в тетради)
В основе монастырской жизни три принципа: равенство братии, послушание и строгое распределение обязанностей.
Монастырь вел обширное и хорошо организованное хозяйство. Его основу составляло землевладение. Кроме того, занимались и солеварением, ловлей рыбы, вели обширную торговлю. Корабли монастыря доходили до берегов Норвегии. Доходы монастыря в 17 в. достигли половины царских. В самом монастыре почти всю работу монахи выполняли сами: готовили пищу, ремонтировали постройки, подвозили грузы. (см. иллюстрации в учебнике, стр. 185, 189)
Жизнь Свято Троице-Сергиева монастыря тесно связана с Московским княжеством, с Московским государством, с историей России.
Задание: Определите историческое событие о котором говорится в задании. Докажите свою точку зрения (События тесно связаны с историей Троице Сергиева монастыря)
Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует свой незнакомый текст.
1. Избрание игуменом Троицкого монастыря Сергия Радонежского
2. Кещение в Троицком соборе Ивана Васильевича (Ивана Грозного)
3. Благословение Дмитрия Ивановича Сергием Радонежским на Куликовскую битву
4. Андрей Рублев-основатель московской школы иконописи
5. Схимонах Алексей Пересвет-поединщик в Куликовской битве
В средние века монастыри были важными очагами культуры-письменности, храмостроения, иконописи, прикладного искусства. В Троице-Сергиевом монастыре хранилось уникальное собрание древних рукописей и книг. Многие из них были подарены царями - Иваном Грозным, Василием Шуйским, Федором Алексеевичем.
Книги не толь ко собирали ,но и переписывали. древнейший служебник Сергия Радонежского был переписан на бересте одним из первых (в 1381-1382 гг.)В специальной книжной палате книги украшали и миниатюрами. В монастыре была найдена одна из древнейших монастырских летописей-Троицкая.
В 15-16 вв. здесь творили величайшие мыслители земли русской: писатель Епифаний Премудрый(прожил в обители более 30 лет),составил «Житие Сергия Радонежского»;
Философ, писатель, богослв-Максим Грек; Авраамий Палицын-создатель документально-
Исторического произведения о героической обороне от поляков(в 1608-1610 гг.)
В собственных мастерских трудились иконописцы, ювелиры, резчики. Храмы монастыря украшали иконами и фресками.
В храме я вижу молитву народную
Крепнет здесь вера моя.
Жизни осмысленной цель благородную
Здесь обретаю вновь я.
Ф.И.Тютчев.
(Демонстрируются кадры фильма «Троице-Сергиева Лавра», рассматриваются экспонаты книжной выставки, буклеты, иллюстрации).
В обители в15 в. творил величайший русский иконописец Андрей Рублев со своим напарником Даниилом Черным. Для иконостаса Троицкого собора Рублев написал знаменитую икону «Троица»
Звучит «Богородице, Дево, радуйся!»
Ученик: Сообщение «Андрей Рублев»
На телеэкране демонстрируется фрагмент кинофильма «Древнерусская икона».
Творчество Андрея Рублева стало образцом для подражания, он причислен к лику Святых, честь которой иконописцы, пожалуй никогда не удостаивались
Мир русского монастыря был удивительно многообразен. Он сочетал в себе возвышенную религиозную духовность, монашеский быт, многообразие искусств,
Глубину небесную в черноту сгущающих - образцовое хозяйство, книжную ученость, традиции милостыни и милостивцев.
На этом небе, в этих облаках
Храмы в златокованых мелких шишаках
Райскою красою за стеной мерцающих.
Иван Бунин.
Учитель: Что нового о русской культуре 14-16 вв. вы узнали на уроке?
Что вам понравилось на уроке?
(Ответы учащихся, выставление оценок)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На уроке мы знакомились с миром русского православного монастыря 14-16вв.,
Говорили о том, что дорого нам Думается мне, что если человек равнодушен к
Памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен и к своей стране.
Любовь к Богу, любовь к родной земле, любовь к родному дому, близким- вот она
«Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва!».