Проект программы клуба "Мои маленькие открытия"

Разделы: Начальная школа


«Наши дети должны иметь все условия
для реализации способностей,
заложенных в них природой»

В ряде документов, подготовленных Министерством образования и ориентированных на воспитательную деятельность современного общеобразовательного учреждения, последнее рассматривается как «фундаментальная социокультурная база воспитания и развития детей».

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

В «Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования» говорится об «участии учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, о творческом решении учебных и практических задач, самостоятельном выполнении творческих работ, проектов, создании собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений»…

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения и воспитания.

Современный член общества должен обладать такими качествами личности, как самостоятельность, решительность, ответственность, инициативность, целеустремлённость. Он должен уметь принимать решение, ставить перед собой цели,  выбирать наиболее рациональное решение, уметь анализировать результаты своей деятельности.

По мнению Горячева А.В, именно формирование навыков исследовательской и проектной деятельности способствует реализации детьми своих способностей и потенциала личности.

Савенков А.И. в своей работе «Методика исследовательского обучения младших школьников» обращает внимание на то, что «в современной литературе по педагогике и педагогической психологии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектирование» и «исследование» строго не определяются, а потому строго не дифференцируются. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей с точки зрения современной образовательной практики.

Проектирование

Исследование

Процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния)

Процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека

Предполагает создание какого-либо заранее спланированного объекта

Не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа

Решение определённой, ясно осознаваемой задачи (проблемы)

Бескорыстный поиск истины

Последовательное выполнение серии определённых, алгоритмизированных шагов, т. е. творчество по плану

Всегда творчество

Задаёт предел, глубину решения проблемы

Допускает бесконечное движение вглубь

Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, проектирование имеют высокую ценность для современного образования.

Каковы же особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, я руководствуюсь следующими соображениями:

  • Целями внеурочной деятельности
  • Целями обучения, которым целесообразно уделять дополнительное внимание

Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

  • Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение)
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени
  • Формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
  • Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий. Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объёме необходимо предусматривать специальные организационные приёмы.

К таким приёмам относятся:

  • Одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме)
  • Включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой, поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные вопросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как «двухкомпонентная». Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах. Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем   или воспитателем самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, т. е. продукта.

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:

  • Часть урока по основным учебным предметам
  • Время занятий в группе продлённого дня
  • Любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.

Например:

На уроке русского языка во 2 классе мы знакомимся со словарным словом «библиотека», работаем над значением слова, составляем словосочетания, предложения. Одновременно при помощи пошагового диалога мы выясняем, что было бы удобно иметь библиотеку у нас в классе, так как мы находимся в филиале нашей школы, а библиотеки у нас пока нет. Дети столкнулись с проблемой: «Нужна ли нам библиотека в нашем  классе?», которую мы будем разрешать во внеурочной деятельности.

Проект должен носить кольцевой характер. Это означает, что при подведении итогов работы над проектом дети вновь возвращаются к цели, которая была поставлена вначале, и убеждаются насколько пополнились их знания и обогатился жизненный опыт. Это влияет на положительную мотивацию в учении.

В целях систематизации организации самостоятельной творческой исследовательской и проектной деятельности учащихся во внеурочное время я разработала программу работы клуба «Мои маленькие открытия».

Проект программы работы клуба «Мои маленькие открытия»

Пояснительная записка

Одно из направлений в системе работы нашей школы – клубная деятельность.

«Клубы, являясь по своей сути демократическими и творческими, обладают большими возможностями по созданию наиболее благоприятных условий для реализации учащимися себя как личности». Клуб  объединяет учащихся на основе общих интересов, позволяет пополнить знания и раскрыть творческий потенциал ребёнка. В своей работе я использую методику исследовательского обучения младших школьников доктора педагогических наук А.И. Савенкова, позволяющую успешно применять эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников как неотъемлемой части проектного обучения.

Программа рассчитана на учащихся  1-4 классов.

 Занятие проводятся 1 раз в неделю в среду, т. к. этот день недели является самым продуктивным. С понедельника по вторник и с четверга по пятницу проводятся 30 минутные консультации для учащихся.

У клуба есть эмблема девиз, гимн.

Цель организации клуба:  формирование навыков исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

Задачи:

  • воспитывать интеллектуальную и информационную культуру, решительную, инициативную, ответственную, целеустремлённую, уверенную в себе личность,
  • включить ребёнка в собственный исследовательский поиск на занятиях в ходе основного обучения;
  • научить учащихся ставить проблему, конструировать гипотезы, задавать вопросы;
  • научить наблюдать, делать выводы, находить практическое применение исследованию;
  • формировать умения самостоятельно использовать справочную литературу.

Материал излагается так, что при дальнейшем изучении происходит развитие имеющихся знаний ребёнка, их перевод на высокий уровень усвоения.

Мною разработаны темы занятий с учащимися, которые рассчитаны на четыре года обучения. Например:

Класс 1

Цель: формирование навыков исследовательской деятельности

Задачи:

  • воспитывать интеллектуальную и информационную культуру
  • включить ребёнка в собственный исследовательский поиск
  • научить наблюдать
  • формировать умения самостоятельно использовать справочную литературу.

По окончании первого года обучения учащиеся должны уметь:

  • выбирать тему для самостоятельного исследования
  • составлять план исследования
  • собирать информацию
  • обобщать полученные знания
  • анализировать результаты своей деятельности
  • выполнять последовательные шаги, которые необходимы для достижения цели
  • задавать вопросы, необходимые для того или иного действия в рамках своего исследования 

Они должны знать:  

  • правила выбора темы
  • правила пользования справочной литературой
  • способы защиты исследовательской работы
  • правила пользования библиотекой

Класс 2

Цель: формирование навыков проектной деятельности

Задачи:

  • Формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение)
  • Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени
  • Формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)
  • Формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

По окончании второго года обучения учащиеся должны уметь:

  • разрешать проблему (совместно с учителем)
  • указывать на то, что надо изменить в реальной жизни
  • выбирать тему для самостоятельного проекта
  • составлять план проекта
  • собирать информацию из различных источников
  • обобщать полученные знания
  • ставить задачи на основе цели
  • анализировать результаты своей деятельности
  • выполнять последовательные шаги, которые необходимы для достижения цели
  • определять, какие новые знания и умения он получил в ходе реализации проекта
  • использовать «Интернет» (по желанию и с помощью родителей), оформлять работу, используя компьютер
  • задавать вопросы, необходимые для того или иного действия в рамках своего исследования  у взрослых

Они должны знать:  

  • правила выбора подтемы
  • правила пользования справочной литературой (энциклопедии, справочники, словари)
  • способы защиты проекта
  • правила работы в команде, в малых группах

Я считаю, что проектная деятельность как одна из форм внеурочной деятельности способствует развитию личности и формированию таких качеств  как самостоятельность, решительность, ответственность, инициативность, целеустремлённость, предприимчивость. Именно в начальной школе закладываются основы для развития активной личности, которая способна легко адаптироваться и самореализоваться в современном обществе.