Цели урока:
- систематизировать знания по теме: “Умножение и деление обыкновенных дробей”;
- отработать умения умножать и делить обыкновенные дроби;
- научиться применять эти умения при решении задач.
- Задача, которая стоит перед каждым из вас, показать умения умножать и делить обыкновенные дроби и использовать эти умения при решении задач.
Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.
- А начнем мы с вами с повторения правил.
1 задание: назовите какие правила зашифрованы:
- Следующее задание у вас на карточках: нужно найти пропущенные числа, каждому числу соответствует определенная буква. В итоге получим слово.
- Укажите пары взаимно обратных чисел.
- Сформулируйте определение взаимно обратных чисел.
- Выполняем второе задание на карточке: заполнить пустое “окошко” числом
1 в: x 5/22 = 1/2 (2 1/5)
2 в: x 1/5 = 1/11 (5/11)
- А следующее задание вам приготовила Лена, в котором она использует полученные вами числа.
Ученица: “Назовите любое значение х, а я сразу же назову значение данного произведения” (21/5 x X x 5/11)
Ученица: “Кто сможет объяснить почему так получается?”
Вывод: если число х сначала умножить на некоторое число а, а потом умножить на число, обратное а , то получится опять х.
- А сейчас я хочу проверить как каждый из вас знает правила. Перед вами карточка, работая над которой вам нужно вспомнить правила. Ваша задача - вставить пропущенные слова.
Заполни пропуски, чтобы утверждения были верными:
а) чтобы умножить дробь на натуральное число, надо ________ умножить на это число, а ________ оставить без изменений;
б) чтобы умножить дробь на дробь, надо:
1) найти ________ числителей и знаменателей этих дробей;
2) первое ________ записать числителем, а второе ________
в) чтобы разделить одну дробь на другую, надо делимое умножить на ________.
2. Завершить утверждение.
Взаимно обратными числами называются такие числа, произведение которых ________.
3. Выбрать нужное слово.
Чтобы найти дробь от числа, надо (разделить, умножить) число на дробь.
Мы повторили умножение и деление обыкновенных дробей. А сейчас при решении задач мы воспользуемся умением умножать и делить обыкновенные дроби, находить дробь от числа.
Для разминки предлагаю задачу, которую нужно решить устно.
- Перемена длится 15 минут. Сколько минут длится 1/3 этой перемены?
Три задачи на доске:
№ 1 - разобрать, показать. Затем один человек восстанавливает на обратной стороне доски, а все остальные у себя в тетради. Проверить. Показать второй способ решения
№ 2 и № 3 - разобрать. Каждый уч-ся оформляет решение у себя в тетради, 2 человека работают у доски.
№ 1. В вашем классе 25 учеников.
Девочки составляют 40%. Сколько в классе мальчиков?
Решение: 40%=0,4
1) 0,4x25=10 (уч.) - девочки.
2) 25-10=15 (уч.) - мальчики
Ответ: 15 мальчиков в классе.
2 способ
1) 100-40=60% - составляют мальчики.
2) 60%=0,6
3) 0,6x25=15 (уч.) - мальчики.
Ответ: 15 мальчиков.
№2. Вася, Боря и Коля нашли 60 белых грибов. Вася нашел 1/4 всех грибов, Боря - 1/3 остальных. Сколько грибов собрал Коля?
Решение:
1) 1/4x60=15 (гр.) - нашел Вася
2) 60-15=45 (гр.) - собрали Боря и Коля
3) 1/3x45=15 (гр.) - нашел Боря
4) 60-(15+15)=30 (гр.) - нашел Коля
Ответ: 30 грибов.
№ 3. Из 625 уч-ся нашей школы в детско-юношеских выборах “Мы выбираем Север” участвовало 68%. За детско-юношеский парламент проголосовало 96% от числа уч-ся, участвовавших в голосовании. Сколько человек проголосовало за парламент?
Решение:
1) 625x0,68=425 (уч.) - участвовало в выборах
2) 425x0,96=408 (уч.) - проголосовало за парламент
Ответ: 408 учеников.
Итог урока.
Вопрос: “Что я делал на уроке?”