Урок геометрии в 8-м классе "Урок заключительного повторения"

Разделы: Математика


Цели урока: 

1. Сформировать умение применять ранее изученные свойства при решении задач, систематизировать и обобщить знания.

2. Воспитание аккуратности, точности и лаконичности ответов, умения слушать и анализировать высказывания учащихся.

3. Развитие исследовательско-познавательных способностей учащихся.

Оборудование урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран.

4. Раздаточный материал.

5. Карточки с вопросами для опроса по домашнему заданию

6. Презентация к уроку (Приложение 1 «Устная работа», Приложение 2 «Иные способы доказательства известных теорем»).

Этапы урока

I. Организационный момент.

II. Устная работа учащихся (приложение 1)

III. Проверка домашнего задания (опрос теорем 8 кл)

IV. Систематизация, обобщение знаний и умений.

V. Постановка домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщаем о вопросах, рассматриваемых на уроке. Говорим, что было задано домашнее задание: повторить понятия средней линии треугольника и трапеции, их свойства, свойства биссектрисы треугольника.

Сегодня на уроке обсуждаем другие способы доказательства этих фактов.

II. Проверка домашнего задания

Опрос учащихся . 5 человек у доски:

  • Свойство средней линии треугольника
  • Свойство средней линии трапеции
  • Свойство биссектрисы угла ( № 535 )
  • № 792
  • № 536(а)

III. Устная работа со всем классом Презентация «Площади фигур»

По окончании презентации беглый опрос отвечающих у доски.

Далее обсуждаются другие способы доказательства (индивидуальные задания)

1) № 792 Доказать с использованием векторов теорему «Средняя линия треугольника параллельна основанию и равна её половине».

Дано: ∆ ABC, AK=KB, AM=MC

Доказать: KM || BC, KM=0,5 BC

Доказательство:

Полученное равенство утверждает, что

KM || BC и KM = 0,5 BC, что и требовалось доказать.

2) Докажите свойство средней линии трапеции

3) Докажите, что биссектриса угла треугольника делит противоположную сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам

Построим CK || BD и продолжим AB до пересечения с CK (см. рис).

Используя свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей, докажем, что ∆ BKC - равнобедренный.

Так как стороны <KAC пересечены двумя параллельными прямыми BD и KC, то AB:BK = AD:DC или AB:BC = AD:DC

II способ доказательства

Проведя DK || AB, получим равнобедренный ∆BDK,

т.к. <DBK = <BDK.

Из подобия треугольников ABC и DKC следует, что

AB:BC = DK:KC = BK:KC, но BK:KC = AD:DC, следовательно AB:BC = AD:DC

IV. Решение задач (если позволит время)

Соотношения в трапеции.

1) Дано: ABCD – трапеция

BC || AD

AB = CB

BE ┴ AD

MK - средняя линия

Доказать, что MK = ED

2) Дано: ABCD – трапеция

BC || AD,

AB = CD

Доказать, что

BD2 = AB2 + AD * BC

Доказательство: Проведем BE ┴ AD

BD2 = BE2 + ED2 = AB2– AE2 + ED2 = AB2 + (ED2 – AE2) = AB2 + (ED + AE) * (ED – AE) = AB2 + AD*BC Ч.т.д.

3) Дано: ABCD – трапеция

BC ||AD

AB ┴ AD

Доказать, что BD2 – AC2 = AD2 - BC2

Доказательство:

Вычитаем из 1-го уравнения второе.

BD2 - AC2 = AD2 _ BC2 Ч.т.д.

V. Постановка домашнего задания

№ 537; 786; 799

VI. Подведение итогов урока

Литература

1. Геометрия 7-9. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др./ « Просвещение», ОАО «Московские учебники»,М., 2006;

2. Гайштут А.Г., Литвиненко Г.Н. Планиметрия: Задачник к школьному курсу М.: АСТ-ПРЕСС: Магистр-S, 1998.

3. Смирнов В.А., Смирнова И.М. Геометрия на клетчатой бумаге. Учеб.пособие для ОУ. М.: МЦНМО, 2009.