Цели:
- Представление выставки изделий "Семицветье вышитых узоров";
- Ознакомление с марийским орнаментом;
- Выполнение макета марийского костюма с использование геометрического орнамента.
Оборудование: выставка изделий, музыкальный центр, записи марийских мелодий, макет куклы, макеты: платья, фартука и головного убора, альбом с моделями марийской одежды, чертежи, схемы, вырезывание марийского орнамента, ножницы, клей, цветная бумага, простые карандаши, фломастеры.
Ход урока
_. Организационный момент.
Приветствие сообщение целей и темы.
I_. Представление выставки изделий.
Звучит марийская мелодия, на фоне мелодии зачитывается эпиграф к выставке.
Эпиграф:
"Как семицветны наши зори
Когда под утро петухи кричат,
Так семицветны вышивок узоры
На тех вещах, что здесь у нас весят.
Любой стежок здесь к месту, всё так точно,
Деталь и совершенна и мудра.
От вышивки такой светло и ночью.
Такие вот марийцы мастера!"
В. Колумб.
На этой выставке представлены национальная повседневная и праздничная одежда народа мари, полотенце, панно, платочки, головные уборы.
Ознакомление с орнаментом марийской вышивки.
Вышивка - вид декоративно-прикладного искусства, популярный во всём мире. Ручная вышивка является одним из древнейших видов украшение ткани. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется следующими обстоятельствами: по идущим из глубины веков заветам все женщины обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением ткани всё своё свободное время. Не мало важное значение имело и то, что для выполнение вышивки требовались не сложные приспособления, на приобретение которых тратились не значительные средства.
Интерес марийского народа к художественному творчеству в конце XVIII в начале X_X веках особенно яркое воплощение получил в вышивке: являясь определяющей для каждого вида одежды, предметов домашнего убранства, часто указывая на этническую, возрастную и социальную принадлежность владельца, она применялась в качестве отделки во всех деталях костюма как женского, так и мужского.
В марийском национальном костюме воплотились традиции и особенности многих сторон жизни народа. В нём отразились представления мари о красоте и гармонии. Вышивка составляла традиционные занятия марийских женщин. Учили вышивать с детства, чтобы девушка могла приготовить себе приданное. Вышивка была и мерилом трудолюбия, так как со стороны исполняющих требовала особого терпения и огромных затрат времени, была критерием оценки художественных навыков исполнителей.
Для марийской вышивки характерны три типа орнамента: геометрический, растительный и зооморфный.
Геометрический орнамент - состоит из сочетаний фигур в виде ромбов, квадратов, углов, прямых полос, ломанных и кривых линий, крестов, реже кругов, овалов и сложно-узорных мотивов. Узор строится из разных элементов.
Растительный орнамент состоит из цветов, букетов, сложных и простых листьев. Вышивка идёт извилистой линией в виде волнообразной ветки с листьями и цветами.
Зооморфный или животный орнамент изображается в виде головок коней, птиц направленных в одну сторону или обращенные друг к другу, часто комбинируются с растительными элементами в виде листьев, цветов и веток. Считалось, что если вышить на своей одежде животных то это спасёт от беды. Часто вышивали утку и лебедя, так как считали, что утка дала начало роду мари, а лебедь - символ добра и красоты.
Особенностью марийской вышивки являются и цветовая гамма, которая в основном строится на сочетание определённых традиционных оттенков. Так основной рисунок в каждом случае выполняли красными нитками различных оттенков, для обводки контура применяли чёрные нитки.
На рубеже конца X_X начала XX столетия происходит смена эстетических норм не только в расцветки вышивки, но и в характере орнаментального ритма и узоров. Новые материалы, промышленные нитки, серебряные, медные и фарфоровые пуговицы, русские серебряные монеты, различные промышленные красители, декоративная тесьма, цветные ленты, кружева фабричного изготовления давали возможность внести разнообразие в декор народного костюма, требовали новых технических приёмов их соединения и закрепления. Это в какай-то мере обогащало творческую фантазию вышивальщиц, и вносила новое в декор марийской одежды. Но промышленная продукция наложила и свой отрицательный отпечаток на дальнейшее развитие народного декоративного искусства. Ситец сменяет домотканое полотно, анилиновые краски - цветовую гамму вышивок, растительные рисунки покупных и набивных тканей - традиционный орнамент и технические приёмы исполнения. Широкое распространение получила техника "Глади", которая соответственно привела к значительным изменениям. Орнамент начинает приобретать растительный вид.
III. Практическая часть.
Сегодня мы с вами попробуем выполнить макет марийского национального женского костюма.
Перед вами макеты платья, фартука, головного убора. Используя схемы и чертежи геометрического орнамента вам необходимо создать свой узор и при помощи цветной бумаги украсить своё изделие.
IV. Подведение итогов.
Сегодня мы с вами познакомились с одним из видов марийского орнамента который можно использовать в украшение одежды и изделиях домашнего убранства.
И в заключении мне бы хотелось зачитать стихотворение Т. Сафроновой "Марийский узор":
Расцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление -
Как радуга переливаются цвета.
Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью -
Ведёт узор волшебный разговор.