Образовательная цель урока:
- обобщить и систематизировать изученный материал на предыдущих уроках;
- проконтролировать степень усвоения ЗУН
Воспитательные задачи.
1. Формирование мировоззрения: показать, что источник возникновения изучаемой дисциплины – реальный мир, что она возникла из практических потребностей людей.
2. Формирование общеучебных навыков:
- внимания
- эстетических навыков при оформлении записей, построении чертежа.
3. Формирование качеств личности:
- трудолюбия
- самостоятельности.
Развивающие задачи:
- развитие мыслительной деятельности, умение анализировать, обобщать
- развитие речи.
Тип урока: совершенствование знаний умений и навыков по этой теме.
К уроку:
- Копировка и два листа для теста скрепить скрепкой (каждому ученику).
- Тесты (каждому ученику).
- Задачи в таблицах.
- Слайды для устного решения задач.
- Слайд ребус.
- Слайд для проверки графического диктанта.
- Слайды для проверки тестов.
- Индивидуальные доски.
- Слайд с домашним заданием.
Подготовительная работа:
- на доске сделать рисунки для коррекции опорных знаний у учащихся
- на боковой доске написать “ Ум без догадки – гроша не стоит” - народная мудрость, “Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии” - А.С.Пушкин
- подготовить историческую справку о Евклиде и Паппе.
І. Оргмомент: сегодня на уроке мы будем решать задачи по темам “Свойства равнобедренного треугольника” и “Признаки равенства треугольников”. Поэтому вы должны знать теоремы и определения, которые изучили на предыдущих уроках и умело их применять при решении задач. Но иногда от ученика можно услышать признание:
Хоть ты смейся, хоть ты плачь
Не люблю решать задачи,
Потому что нет удачи
Мне на трудные задачи.
Может быть учебник скверный,
Может быть, таланта нет?
Но нашёл я способ верный:
Сразу посмотреть в ответ.
Думаю, не стоит огорчаться и падать духом, а надо проявить упорство и настойчивость в желании научиться решать задачи, а я вам в этом помогу.
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Этот урок посвящается!
И проведём его под девизом: “Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии” - А.С.Пушкин. Удачи вам, ребята!
ІІ. Воспроизведение и коррекция опорных знаний у учащихся. Устный фронтальный опрос и работа на индивидуальных досках.
- Что называется периметром треугольника?
- Как называется треугольник ABC? Р= (написать на индивидуальной доске).
- Как называется треугольник MNK?
- Напишите основание ΔMNK.
- Напишите боковые стороны ΔMNK.
- Как называется отрезок NO?
- Сформулируйте свойство высоты, приведённой к основанию равнобедренного треугольника. Р= (написать на индивидуальной доске).
- Что можно сказать про периметры равных треугольников?
- Напишите угол, который образуют стороны MN и MO,ON и OM.(Рис.1)
- Напишите углы, которые прилежат к стороне NO, MN, MO.
- Напишите угол, который лежит против стороны NO, MN, MO.
Отгадайте название геометрической фигуры, определение и свойства которой так же помогут решить нам на уроке несколько задач. Показать ребус.
- Напишите радиусы окружности (Рис.2).
- Напишите диаметры окружности.
- Напишите хорды окружности.
- Что вы знаете про длины радиусов, диаметров одной окружности?
Контроль определений окружности, радиуса, хорды и диаметра окружности. Ответы пишут на индивидуальных досках.
- Окружностью называется геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии отданной точки.
- Хорда – это отрезок, соединяющий центр окружности с какой – либо точкой окружности.
- Диаметр – это хорда, проходящая через центр окружности.
- Можно провести только один диаметр.
- Диаметр окружности в два раза больше радиуса.
Проверка графического диктанта: /\_/\_/\ (/\ – верно,_ – неверно).
ІІI.Актуализация знаний.
При решении задач мы используем три метода.
- Метод аналогии.
- Синтез.
- Анализ.
Метод аналогии – это не строго научный метод, при решении любой задачи надо вспомнить, а не встречалась ли ранее похожая задача или теорема. Если встречалась, то нельзя ли из неё что – то взять для решения данной задачи или даже целиком включить её в решение новой задачи.
Синтез – это метод рассуждения, при котором следуют от данных к исходному (в слепую). Из условия А, что следует?
Если верно А, то верно В,
Если верно В, то верно С,
……………………………………….
Если верно Х, то верно Z.
Анализ – это метод рассуждения, при котором от неизвестного следуют к известному (метод Евклида). Но мы чаще пользуемся анализом Паппа. Это более совершенный анализ. При анализе Паппа можно задавать вопросы:
- Для того чтобы верно было условие В, что достаточно сделать?
- Откуда может следовать В?
- Как можно получить В?
- Что можно использовать, чтобы получить В? И т.п.
Историческая справка.
Кто такие Евклид и Паппа?
Евклид – это величайший математик всех времён, живший около 365 – 300 г.г. до н.э. Он обобщил и систематизировал все известные математические факты в уникальное собрание “Начала”, состоящее из 15 книг дошедших до нас. Первые 4 книги “Начал” посвящены планиметрии. В них представлен материал, который начинается с определений, постулатов и аксиом. Из них выводятся теоремы, устанавливающие все важные свойства треугольников и других геометрических фигур. О содержании остальных книг мы поговорим на других уроках.
Паппа – это александрийский математик, живший в ІІІ – ІV в. н.э., который изучал жизнь и труды Евклида и писал о нём как исключительно тихом, скромном человеке, которому были чужды гордость и эгоизм.
И мы последуем примеру великих математиков: будем делать для себя маленькие открытия на уроках, решая задачи, будем приобретать опыт в их решении. При решении задач будем опираться на народную мудрость “Ум без догадки – гроша не стоит”.
ІV. Воспроизведение и применение учащимися приобретённых знаний при решении задач. Устно по готовым рисункам.
V. Выполнение заданий стандартного типа.
- В равнобедренном треугольнике основание относится к боковой стороне как 3:4. Найдите стороны треугольника, если его периметр равен 33см. Ответ: 9см, 12см, 12см.
- В ΔAOM сторона AO равна стороне OM. AM – AO =3см. Найдите стороны треугольника, если его периметр равен 18см. Ответ: 5см,5см, 8см.
VІ. Контроль знаний, умений и навыков по теме “Равнобедренный треугольник. Признаки равенства треугольников”.
Тест.
Вариант І.
1ю Закончите чтение определения или свойства равнобедренного треугольника (или напишите “ не знаю”).
а) Треугольник называется равнобедренным, если у него |
б) Третья сторона в равнобедренном треугольнике называется |
в) Если в треугольнике два угла равны, то такой треугольник |
г) В равностороннем треугольнике все углы |
д) В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является |
2. Расстояние от A до D равно 8см. Чему равно расстояние от C до B? Почему?
3. Оба треугольника равносторонние и имеют только по одной равной стороне. Равны ли ΔOBC и ΔDLF? Почему?
4. Равны ли изображённые на рисунке треугольники, если известно, что они имеют по две равных стороны? Ответ объясните.
5. ΔDCE=ΔKFM и оба они равносторонние. Найдите периметр ΔKFM, если CD=10см.
Тест.
Вариант ІІ.
1. Закончите чтение определения или свойства равнобедренного треугольника (или напишите “ не знаю”).
а) Если две стороны треугольника равны, то такой треугольник называется |
б) Равные стороны в равнобедренном треугольнике называются |
в) В равнобедренном треугольнике углы при основании |
г) Треугольник, у которого все стороны равны, называется |
д) В равнобедренном треугольнике высота, проведённая к основанию, является |
2. ΔABD и ΔCFE оба равнобедренные с основаниями AB и CF и имеют по две равных стороны. Равны ли они? Почему?
3. Чему равно расстояние от B до M, если от A до M равно10см? Почему?
4. Треугольники ABD и ACD равносторонние. Равны ли они, если известна только одна сторона AD=5см? Ответ объясните.
5. Треугольники ABC и DEF равны и оба равнобедренные. Найдите периметр треугольника ABC, если DE=4см, EF=5см.
Предварительная проверка теста. Перед проверкой собрать один лист, а второй оставить для проверки.
Вариант І.
- а) две стороны равны
б) основанием
в) равнобедренный
г) равны
д) биссектрисой и высотой - CB=8см.
- да
- да
- PKPM=30см.
Вариант ІІ.
- а) равнобедренным
б) боковые
в) равны
г) равносторонним
д) биссектрисой и медианой - да
- BM=10см
- Да
- PABC=13см, PABC=14см.
VІІ. Подведение итогов. Доказать:
VІІІ. Домашнее задание: №165(а, б), задача на слайде.