Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Знакомство с творчеством Бориса Заходера"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: познакомить с творчеством Б. Заходера - поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор стихотворения; сравнивать стихи по интонации и темпу чтения. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать речевое умение и творческие способности. Воспитывать интерес к литературному чтению.

Оборудование:

  • Ученики: азбука, конверт с кружками разного цвета.
  • Учитель: презентация к уроку, диск с песней для физкультминутки, плакат из серии к уроком внеклассного чтения, книги из школьной библиотеки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

- Сегодня мы познакомимся с творчеством детского писателя чьи произведения вам знакомы с детства.

- Если вы правильно выделите первые звуки из фонетических упражнений и поставите их по-порядку, то узнаете его фамилию.

Фонетическая зарядка.

- Как поют комарики? (З-з-з:)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа:)

- Как мы смеёмся? (Ха-ха-ха:)

- Как охают больные? (ох-ох-ох:)

-Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?(Динь-динь-динь:)

-Что говорит мама когда тебя кормит?(Ешь!)

-Как рычит собака?(Р-р-р..)

- Борис Владимирович Заходер - русский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 г - это в начале прошлого века. Детские годы провел в Москве. Прожил 82 года. Он писал весёлые стихи о детях и для детей. Послушайте некоторые из них (в исполнении детей):

Кискино горе.

Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!

- Какое настроение вызвало стихотворение? (показывают кружками разного цвета)

Сова.

Мудрейшая птица на свете - сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит -
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.

- Какое настроение вызвало стихотворение?

Ванька- встанька.

Ах - ах - ах - ах - ах - ах!
Среди игрушек - паника!
Все куколки в слезах -
Свалился Ванька - Встанька!
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой:
- Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой -
На то мы Ваньки - Встаньки!

- Какое настроение вызвало стихотворение?

Дождик.

Дождик песенку поёт:
Кап, кап:
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава:

- Какое настроение вызвало стихотворение?

Лиса и крот. (инсценировка)

- Славный домик,
Милый крот,
Только больно узкий вход!
- Вход лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик вас!

- Какое настроение вызвало стихотворение?

Мой лев.

Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался!

- Какое настроение вызвало стихотворение?

Песня лягушек. (по ролям)

Лягушек спросили:
- О чем вы поете?
Ведь вы же, простите,
Сидите в болоте!
Лягушки сказали:
- О том и поем,
Как чист и прозрачен
Родной водоем.

- Какое настроение вызвало стихотворение?

Свои произведения Борис Заходер писал вот в этом подмосковном доме.

III. Работа по теме урока.

1. Любое хорошее стихотворение открывает перед читателем что-то новое, необычное, порой сказочное в самых привычных вещах и явлениях, легко запоминается и звучит как музыка. И мы с вами будем читать стихи, но перед этим подготовим голос.

Дыхательная гимнастика со звуком "А", "О", "И", "У"

2. Чтение стихотворения "Два и три" ("Русская азбука", с. 234).

- чтение в парах, сменного состава (поклонились, поприветствовали своего товарища)

-Какое ваше настроение для дальнейшей работы?

- чтение хором с определением ролей: автора, Серёжки, отца.

Вопросы к прочитанному:

- Почему мальчику можно собой гордиться? (Научился считать почти до десяти.)

- О чем затеял шутливый спор сын с отцом?

- И чем закончился дележ?

Чтение по ролям (цвет в руки)

Зрительная гимнастика: Закрыть презентацию

Закрыли плотно глазки - открыли и посмотрели на соседа (с огорчением, с удивлением, с радостью)

Переводим глазки: Красная Шапочка - Буратино - Доктор Айболит и т. д.

- Ваше настроение?

3. Чтение "Песенки-азбуки" на с. 235 учебника.

- чтение по цепочке (по одной строчке), а перечисление букв читаем хором

Вопросы к прочитанному:

- Что вы узнали из этого стихотворения?

- Какой вывод в конце стихотворения делает Б. Заходер? (Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком)

- Почему он так считает?

Учитель: Да тому- кто не знаком с буквами, плохо жить на свете, не прочитать книжку, вывеску на улице, этикетку в магазине и другой полезной информации.

Двигательная гимнастика: физкультминутка под песню "Зарядка"

- Ваше настроение на дальнейшей работы?

4. "Винни-Пух"

Поднимите руку:

- Кто знает этого героя? Кто читал о Винни-Пухе?(Книга)

Книгу зарубежного писателя Милка "Винни-Пух" на русский язык перевел Б. Заходер, потому что ему очень хотелось "познакомить вас, дорогие ребята, со знаменитым плюшевым медвежонком, которого зовут Винни-Пух, и с его друзьями: с мальчиком Кристофером Робином, с поросенком Пяточком, с осликом Иа-Иа, Совой, тигром по имени Тигра, с кроликом, а также с мамой Кёнгой и ее веселым сынишкой Ру. Я надеюсь, что вы подружитесь с ними, как дружат с ними многие тысячи ребят во многих странах". (Б. Заходер к "Предисловию".)

Борис Заходер известен не только в нашей стране, но и зарубежом.

- Давайте проведём конкурс, послушаем Песенки Винни-Пуха и выберем кто из чтецов, больше похож на Винни:

Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да.
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!

Хорошо живёт на свете
Винни-Пух!
Оттого поёт он эти
Песни
Вслух!
И не важно, чем он занят,
Если он толстеть не станет,
А ведь он толстеть не станет,-
А наоборот, обязательно
ПО-ХУ-ДЕЕТ!

Если б мишки были пчёлами,
То они бы нипочём
Никогда и не подумали
Так высоко строить дом;
И тогда (конечно, если бы
Пчёлы - это были мишки!)
Нам бы, мишкам, было незачем
Лазить на такие вышки!

Я Тучка, Тучка, Тучка,
А вовсе не медведь.
Ах, как приятно Тучке
По небу лететь!
Ах, в синем-синем небе
Порядок и уют -
Поэтому все Тучки
Так весело поют!

- Чьё выступление понравилось и почему? (высказывание детей)

- Ваше настроение?

ПЕСЕНКА-ЗАГАДКА

(в исполнение двух человек)

Куда идём мы с Пятачком -
Большой-большой секрет!
И не расскажем мы о нем,
ДА-ДА!
(Верней, НЕТ-НЕТ!)
Зачем шагаем мы вдвоём,
Откуда и куда?
- Секретов мы не выдаём,
НЕТ-НЕТ!
(Верней, ДА-ДА!)

- Куда же они шли? (За мёдом к дубу)

- Что любит Вини-Пух? (мёд)

Мишка очень любит мёд!
Почему? Кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему?

- Что вы узнали о мёде, какие предложения составили?

Мед делают пчёлы. Они готовят его из сладкого сока - нектара, который собирают на цветках.

Пчёлы помещают мёд в ячейки из воска - соты. Пчеловод достаёт соты из улья и откачивает из них мёд.

МЁД - продукт питания, вырабатываемый пчелами из нектара цветов-медоносов.

Биологический состав меда очень богат. В его состав входят свыше 100 биологически активных веществ.

Натуральный продукт, который заменяет сахар.

В 1 кг меда содержится 3150 калорий.

Цвет меда и его состав напрямую зависят от того, с каких растений и когда собирался нектар.

Лучшим считается майский мед, но настоящий майский мед бывает в продаже исключительно редко, т. к. почти весь оставляется рачительными пчеловодами на подкормку пчел.

В России пользуется большой популярностью липовый мед (его обычно пьют с чаем при простуде), гречишный, цветочный.

При хранении подлинный мед кристаллизуется, "засахаривается", но это не сказывается на его ценных качествах.

Принимать мед лучше в натуральном виде - с чаем, молоком и другим питьём.

Весной для предотвращения весеннего упадка сил натощак по 1 столовой ложке пьют сок лимона пополам с медом.

Чистый мед, съеденный натощак, активизирует обмен веществ в организме.

Издавна мед использовали при выпечке, так как подмечено, что испеченные с медом коврижки, пряники, печенье долго не черствеют.

До середины XIX века практически все варенья варили на меду. Во многих странах мед является также основой популярных напитков (в России они так и назывались - меды).

- Какой вывод можно сделать? (высказывания детей)

Вывод: Мёд ценный натуральный продукт, который полезно есть, он помогает при простудных заболеваниях, активизирует обмен веществ в организме.

- Поднимите руку, кто из вас любит мёд?

- А кому мёд не нравится, попробуйте его "раскушать"!

Вини-Пух прислал вам баночку мёда, в столовой мы его попробуем.

- Ваше настроение?

IV. Итоги урока.

- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

- Что вы о нём узнали?

- Какие произведения запомнили?

- Книги Бориса Заходера вы сможете найти в нашей школьной библиотеке.

- Чем будете лечиться, и употреблять вместо сахара?

- Природа даёт нам мёд, а какие ещё дары природы вы знаете? (брусника, ромашка:)

- Какими природными средствами вас лечит мама?

- Что надо делать, что бы как можно реже болеть?

-Какое ваше настроение в конце урока?

"Радуга настроение на доске" - каждый ученик выставляет кружок, соответствующий настроению.