Цели урока: познакомить с творчеством Б. Заходера - поэта, прозаика и переводчика; учить чувствовать юмор стихотворения; сравнивать стихи по интонации и темпу чтения. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать речевое умение и творческие способности. Воспитывать интерес к литературному чтению.
Оборудование:
- Ученики: азбука, конверт с кружками разного цвета.
- Учитель: презентация к уроку, диск с песней для физкультминутки, плакат из серии к уроком внеклассного чтения, книги из школьной библиотеки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
- Сегодня мы познакомимся с творчеством детского писателя чьи произведения вам знакомы с детства.
- Если вы правильно выделите первые звуки из фонетических упражнений и поставите их по-порядку, то узнаете его фамилию.
Фонетическая зарядка.
- Как поют комарики? (З-з-з:)
- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа:)
- Как мы смеёмся? (Ха-ха-ха:)
- Как охают больные? (ох-ох-ох:)
-Какой звук слышится, когда звенит колокольчик?(Динь-динь-динь:)
-Что говорит мама когда тебя кормит?(Ешь!)
-Как рычит собака?(Р-р-р..)
- Борис Владимирович Заходер - русский писатель, переводчик. Родился 9 сентября 1918 г - это в начале прошлого века. Детские годы провел в Москве. Прожил 82 года. Он писал весёлые стихи о детях и для детей. Послушайте некоторые из них (в исполнении детей):
Кискино горе.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
- Какое настроение вызвало стихотворение? (показывают кружками разного цвета)
Сова.
Мудрейшая птица на свете - сова.
Все слышит,
Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит -
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает.
- Какое настроение вызвало стихотворение?
Ванька- встанька.
Ах - ах - ах - ах - ах - ах!
Среди игрушек - паника!
Все куколки в слезах -
Свалился Ванька - Встанька!
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встает
С улыбкой плутоватой:
- Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой -
На то мы Ваньки - Встаньки!
- Какое настроение вызвало стихотворение?
Дождик.
Дождик песенку поёт:
Кап, кап:
Только кто ее поймет -
Кап, кап?
Не поймём ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава:
- Какое настроение вызвало стихотворение?
Лиса и крот. (инсценировка)
- Славный домик,
Милый крот,
Только больно узкий вход!
- Вход лисичка,
В самый раз:
Он не впустит
В домик вас!
- Какое настроение вызвало стихотворение?
Мой лев.
Подарил мне папа льва!
Ох, и струсил я сперва!
Я два дня его боялся,
А на третий он сломался!
- Какое настроение вызвало стихотворение?
Песня лягушек. (по ролям)
Лягушек спросили:
- О чем вы поете?
Ведь вы же, простите,
Сидите в болоте!
Лягушки сказали:
- О том и поем,
Как чист и прозрачен
Родной водоем.
- Какое настроение вызвало стихотворение?
Свои произведения Борис Заходер писал вот в этом подмосковном доме.
III. Работа по теме урока.
1. Любое хорошее стихотворение открывает перед читателем что-то новое, необычное, порой сказочное в самых привычных вещах и явлениях, легко запоминается и звучит как музыка. И мы с вами будем читать стихи, но перед этим подготовим голос.
Дыхательная гимнастика со звуком "А", "О", "И", "У"
2. Чтение стихотворения "Два и три" ("Русская азбука", с. 234).
- чтение в парах, сменного состава (поклонились, поприветствовали своего товарища)
-Какое ваше настроение для дальнейшей работы?
- чтение хором с определением ролей: автора, Серёжки, отца.
Вопросы к прочитанному:
- Почему мальчику можно собой гордиться? (Научился считать почти до десяти.)
- О чем затеял шутливый спор сын с отцом?
- И чем закончился дележ?
Чтение по ролям (цвет в руки)
Зрительная гимнастика: Закрыть презентацию
Закрыли плотно глазки - открыли и посмотрели на соседа (с огорчением, с удивлением, с радостью)
Переводим глазки: Красная Шапочка - Буратино - Доктор Айболит и т. д.
- Ваше настроение?
3. Чтение "Песенки-азбуки" на с. 235 учебника.
- чтение по цепочке (по одной строчке), а перечисление букв читаем хором
Вопросы к прочитанному:
- Что вы узнали из этого стихотворения?
- Какой вывод в конце стихотворения делает Б. Заходер? (Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком)
- Почему он так считает?
Учитель: Да тому- кто не знаком с буквами, плохо жить на свете, не прочитать книжку, вывеску на улице, этикетку в магазине и другой полезной информации.
Двигательная гимнастика: физкультминутка под песню "Зарядка"
- Ваше настроение на дальнейшей работы?
4. "Винни-Пух"
Поднимите руку:
- Кто знает этого героя? Кто читал о Винни-Пухе?(Книга)
Книгу зарубежного писателя Милка "Винни-Пух" на русский язык перевел Б. Заходер, потому что ему очень хотелось "познакомить вас, дорогие ребята, со знаменитым плюшевым медвежонком, которого зовут Винни-Пух, и с его друзьями: с мальчиком Кристофером Робином, с поросенком Пяточком, с осликом Иа-Иа, Совой, тигром по имени Тигра, с кроликом, а также с мамой Кёнгой и ее веселым сынишкой Ру. Я надеюсь, что вы подружитесь с ними, как дружат с ними многие тысячи ребят во многих странах". (Б. Заходер к "Предисловию".)
Борис Заходер известен не только в нашей стране, но и зарубежом.
- Давайте проведём конкурс, послушаем Песенки Винни-Пуха и выберем кто из чтецов, больше похож на Винни:
Если я чешу в затылке -
Не беда!
В голове моей опилки,
Да-да-да.
Но хотя там и опилки,
Но Шумелки и Вопилки
(А также Кричалки,
Пыхтелки и даже
Сопелки и так далее)
Сочиняю я неплохо
И-ног-да!Хорошо живёт на свете
Винни-Пух!
Оттого поёт он эти
Песни
Вслух!
И не важно, чем он занят,
Если он толстеть не станет,
А ведь он толстеть не станет,-
А наоборот, обязательно
ПО-ХУ-ДЕЕТ!Если б мишки были пчёлами,
То они бы нипочём
Никогда и не подумали
Так высоко строить дом;
И тогда (конечно, если бы
Пчёлы - это были мишки!)
Нам бы, мишкам, было незачем
Лазить на такие вышки!Я Тучка, Тучка, Тучка,
А вовсе не медведь.
Ах, как приятно Тучке
По небу лететь!
Ах, в синем-синем небе
Порядок и уют -
Поэтому все Тучки
Так весело поют!
- Чьё выступление понравилось и почему? (высказывание детей)
- Ваше настроение?
ПЕСЕНКА-ЗАГАДКА
(в исполнение двух человек)
Куда идём мы с Пятачком -
Большой-большой секрет!
И не расскажем мы о нем,
ДА-ДА!
(Верней, НЕТ-НЕТ!)
Зачем шагаем мы вдвоём,
Откуда и куда?
- Секретов мы не выдаём,
НЕТ-НЕТ!
(Верней, ДА-ДА!)
- Куда же они шли? (За мёдом к дубу)
- Что любит Вини-Пух? (мёд)
Мишка очень любит мёд!
Почему? Кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему?
- Что вы узнали о мёде, какие предложения составили?
Мед делают пчёлы. Они готовят его из сладкого сока - нектара, который собирают на цветках.
Пчёлы помещают мёд в ячейки из воска - соты. Пчеловод достаёт соты из улья и откачивает из них мёд.
МЁД - продукт питания, вырабатываемый пчелами из нектара цветов-медоносов.
Биологический состав меда очень богат. В его состав входят свыше 100 биологически активных веществ.
Натуральный продукт, который заменяет сахар.
В 1 кг меда содержится 3150 калорий.
Цвет меда и его состав напрямую зависят от того, с каких растений и когда собирался нектар.
Лучшим считается майский мед, но настоящий майский мед бывает в продаже исключительно редко, т. к. почти весь оставляется рачительными пчеловодами на подкормку пчел.
В России пользуется большой популярностью липовый мед (его обычно пьют с чаем при простуде), гречишный, цветочный.
При хранении подлинный мед кристаллизуется, "засахаривается", но это не сказывается на его ценных качествах.
Принимать мед лучше в натуральном виде - с чаем, молоком и другим питьём.
Весной для предотвращения весеннего упадка сил натощак по 1 столовой ложке пьют сок лимона пополам с медом.
Чистый мед, съеденный натощак, активизирует обмен веществ в организме.
Издавна мед использовали при выпечке, так как подмечено, что испеченные с медом коврижки, пряники, печенье долго не черствеют.
До середины XIX века практически все варенья варили на меду. Во многих странах мед является также основой популярных напитков (в России они так и назывались - меды).
- Какой вывод можно сделать? (высказывания детей)
Вывод: Мёд ценный натуральный продукт, который полезно есть, он помогает при простудных заболеваниях, активизирует обмен веществ в организме.
- Поднимите руку, кто из вас любит мёд?
- А кому мёд не нравится, попробуйте его "раскушать"!
Вини-Пух прислал вам баночку мёда, в столовой мы его попробуем.
- Ваше настроение?
IV. Итоги урока.
- С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?
- Что вы о нём узнали?
- Какие произведения запомнили?
- Книги Бориса Заходера вы сможете найти в нашей школьной библиотеке.
- Чем будете лечиться, и употреблять вместо сахара?
- Природа даёт нам мёд, а какие ещё дары природы вы знаете? (брусника, ромашка:)
- Какими природными средствами вас лечит мама?
- Что надо делать, что бы как можно реже болеть?
-Какое ваше настроение в конце урока?
"Радуга настроение на доске" - каждый ученик выставляет кружок, соответствующий настроению.