Круглый стол для учащихся 8–11-х классов по теме "Твоя жизнь – твой выбор"

Разделы: Классное руководство


ЦЕЛЬ:

  • Продвижение идеи здорового образа жизни в молодежной среде.
  • Повышение уровня социально-психологической компетенции подростков.
  • Снижение вероятности вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

ЗАДАЧИ:

  • Формировать у подростков умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ;
  • Способствовать выработке у подростков навыков: умение принимать решения, преодолевать кризисные ситуации; защитных личных качеств - уверенности в себе и честности.

Ход занятия

1. Добрый день. Сегодня мы проводим занятие "Твоя жизнь - твой выбор". На нашем занятии присутствуют нарколог Прокопьевского района Валентина Михайловна и гости.

Начнём наше занятие с просмотра видеоролика. Ваша задача, определить какая проблема стояла перед героем.

(просмотр видеоролика)

2. Давайте сейчас вместе подумаем о смысловом сюжете ролика. В чем основная идея? (суметь отказаться от наркотиков, сделать правильный жизненный выбор)

Сегодня на занятии мы должны выработать стратегию поведения, позволяющие сохранить личную безопасность, определить последствие употребление наркотиков и

3. Упражнение "Мозговой штурм".

  • Какие чувства вызывает человек употребляющий наркотик?
  • Как вы думаете, что стало причиной приема наркотических средств?
  • Назовите последствия употребления наркотиков.
Раздражение

Сочувствие

Возмущение

Презрение

Жалость

Недоверие

Отвращение

Презрение

Вина

Любопытство

Скука

Самовыражение Непонимание

Как все

Слабо

Проблема с родителями

Неразделенная любовь

Острота впечатлений

Назло

Насильно

Стресс

Смерть

Ломка

Скандалы дома

Денежные трудности

Потеря друзей

Деградация личности

Тюрьма

СПИД

Преступление

Унижение

Болезнь

Суицид

- Получается, что любопытство может привести к смерти, ломке, : (соединить стрелками со всеми словами 3 столбика). Вывод: какая бы не была причина употребления наркотиков это приводит к страданиям близких и самого человека, ставшего на этот путь.

4. Упражнение "Ценности"

-У вас на столе лежат листочки. Подумайте и напишите в порядке убывания, что для вас самое ценное и дорогое в жизни.

(Собрать листочки)

- А теперь представьте, все то что у меня в руках, что для вас дорого и ценно вы потеряли. (Пауза). Какое чувство вы испытали после моих слов? (Ответы учащихся). Так все, что для вас ценно и дорого могут отобрать наркотики, а вы будите у окружающих вызывать чувства, которые сами сейчас называли (столбец 1).Давайте ещё раз проанализируем, что толкает человека в этот страшный плен - наркотической зависимости. (Смотрим 2 столбик таблицы).

- Ребята, а ведь здесь есть и совсем безобидные слова: любопытство,

самовыражение, острота впечатлений. Да и другие ситуации мы неоднократно переживаем в своей жизни. Но выход находим иной. Выбор есть всегда, давайте подумаем, что является альтернативой названным причинам.

(В таблице стереть 1 и 3 столбцы и напротив возможных причин писать альтернативу)

Любопытство

Скука

 

Самовыражение

Непонимание

Как все

 

Слабо

Проблема с родителями

Неразделенная любовь

Острота впечатлений

Назло

Насильно

Стресс

Знание

Дискотека, клуб, кружки, спортивные секции

Спорт, хобби, любовь

Компромисс

Индивидуальность характера, уход из компании

Сила воли, характер

Психолог, служба доверия

Экстримальные виды спорта

Доброта, попытка понять, объяснить

Милиция, ФСНК

5. - Молодцы, а теперь давайте разыграем возможную ситуацию, когда вам предлагают попробовать какое-то психотропное вещество. Я приглашаю свою помощницу и кого-то из вас. Кто попробует выступить оппонентом и отказаться от предлагаемого наркотика? (Девочка настойчиво предлагает попробовать психотропные таблетки, используя различные способы давления. Пытается заинтересовать, льстит, хвалит, шантажирует, угрожает, насмехается, призывает быть "как мы").

(Скорее всего диалог затянется и его нужно будет прервать поблагодарив ребят. Если нет сразу переходить к способам отказа).

- Ребята, мы увидели, чтобы нужная альтернатива возникла, самое главное уметь сказать "Нет!". Получилось ли это у нашего героя?

- Мы увидели, что диалог затянулся и последовало усиление нажима, перед которым становится всё труднее устоять. (Сравните твердое и короткое "Нет!" и ответ "Да нет.. Я сказал, что не хочу...", где ответ"Да нет" воспринимается, скорей, как нерешительное "Да")

6. Так как же надо говорить "Нет"? - тренинг (ребята могут сразу пытаться повторять)

  • Жесткое "Нет!" с повышением тона голоса и решительным отстраняющим жестом. Наркоманы и наркоторговцы ловят подростков именно на проверке на смелость, подначивая : "Тебе - слабо? Что, боишся?" Правильной реакцией будет твёрдый ответ "Да, боюсь! Да, испугался!". Так скажет по-настоящему смелый человек, его смелость будет не только умной, но и честной".
  • Презрительное "Нет!", уходя от того, кто предлагает.
  • "Ты что мне предлагаешь? Я же сказал "Нет!". Ты что, дурак?" - ответ в форме обвинения.
  • Спокойно-уверенное "Нет!" и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик.
  • Интересным решением будет полное молчание, которое можно сопровождать мимикой и жестами, не оставляющими сомнений в категоричности отказа. При подобной тактике поведения всякое дальнейшее общение заходит в тупик и предложения прекращаются.
  • Можно отказаться, прикрывшись вывеской "болезнь": люди достаточно уважительно относятся к болезням, особенно непонятным. Если скажешь: "Ты что? У меня полигландулярная эндокринопатия! Я могоу запросто умереть, если приму наркотик.", после этого могут обижаться нав болезнь сколько угодно, главное, человек выведен из под давления.
  • Помните, что, на предложение принять наркотик, нельзя втягивать себя в долгие разговоры и дискуссии. Ответ должен быть коротким и решительным. После этого уйти.

- Давайте ещё раз попробуем сказать "Нет!" (Повторить сценку с другим желающим.)

7. А сейчас я хочу предоставить слово Валентине Михайловне. Вы можете задать ей свои вопросы.

8. Наш пресс-центр подготовил для вас буклеты "Твоя жизнь - твой выбор". (Раздать буклеты.)

9. Итоговый круг "Интересное-полезное"

- Теперь давайте все по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным и полезным. А может быть, кому-нибудь что-то показалось неправильным или обидным? Каждый может сказать несколько слов.

 

 

Ролик "Матрица"

 

 

 

 

Слайд предполагаемых ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с листочками

 

 

 

 

 

 

 

Слайд предполагаемых ответов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ролевая игра "Умей сказать: "Нет".

 

 

 

 

 

Слайды "Умей сказать "Нет!".

 

 

 

 

Выступление ребят из школьного пресс-центра

Буклеты

 

Заставки о здоровом образе жизни