Урок биологии в 5-м классе. Конференция "Вулканы"

Разделы: Биология


Задачи:

  • Учащиеся должны знать причины вулканической деятельности.
  • Продолжить формирование умения устанавливать взаимосвязь между строением земли и природными явлениями.
  • Учащиеся должны уметь логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний.

Оборудование: рисунки, иллюстрирующие строение вулкана, формы вулканических извержений; картина "Последний день Помпеи".

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Конференция.

1. Значение слова конференция.

2. Историческая справка: Вулканизм. Вулканология.

3. Строение и образование вулканов.

4. Классификация вулканов

5. Значение вулканов в жизни человека.

6. Вулканы в живописи.

Эпиграф: "В поисках ответа на них, будущие исследователи еще испытывают восторг открытий"

Г.А. Магдональд

Значение слова конференция.

Конференция (от лат. - собирать в одно место). Собрание, совещание представителей каких-либо государств, партийных, общественных, научных и т.п. организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов (Слайд 2).

Сегодня мы проводим научную конференцию по теме "Вулканы" и решаем вопросы.

(Слайды 3, 4).

Выступление историка.

2. Вулканизм - грозное, нерегулируемое явление природы - веками интересовал человечество (Слайд 5). Свое название оно получило по имени бога - вулкана (Слайд 6,7). По описанию Геродота, на одном из островов расположена гора с отверстием на вершине, из которого время от времени поднимаются дым и огонь. Древние греки считали, что это выход (как дымовая труба) кузницы бога огня, копавшего глубоко в недрах оружие. Римляне назвали его Вулканом, а острову дали наименование Вулькано. Этот остров стал как бы образцом всех гор, имеющих такие же особенности, из-за которых их стали называть вулканами.

Наука изучающая вулканы - вулканология (Слайд 8).

Основные районы вулканической активности - Южная Америка, Центральная Америка, Ява, Меланезия, Японские острова, Курильские острова, Полуостров Камчатка, северо-западная часть США, Аляска, Гавайские острова, Алеутские острова, Исландия, Атлантический океан (Слайд 9, 10).

Выступление вулканолог - 1.

3. Строение и образование вулканов.

Обычно он представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Магма - это расплавленное вещество мантии ( перевод с греч. "магма" - тесто, месиво). Она появляется там, где уменьшено давление и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии. Обычно это бывает вблизи границ плит. Поэтому области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами. Извержение начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы и она устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность (Слайд 11,12). Излившую на поверхность магму называют лавой. Иногда очень вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Однако через некоторое время давление снизу выталкивает ее, происходит сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб - вулканических бомб(Слайд 13).

При извержении на поверхность выходит не только лава, но и различные газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла. Пепел и пыль разносятся ветром на сотни и тысячи километров (Слайд 14).

Слайд-итог (15).

Выступление вулканолога - 2.

4. Классификация вулканов.

1) По форме - конические и щитовые (Слайд 16,17).

Конические - имеющие форму конуса, т.к. лава густая, вязкая, то она остывает достаточно быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами.

Щитовые - склоны таких вулканов пологие, т.к. более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее, поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния.

2) Центральные и трещинные (Слайд 18).

По форме центральные - извергающиеся из центрального отверстия.

Трещинные - которые имеют вид зияющих трещин или ряда небольших конусов.

Выступление вулканолога - 3.

3) По активности - действующие, уснувшие, потухшие

(Слайд 19,20,21,22).

Действующие - это те, которые извергаются более или менее регулярно.

Уснувшие - которые сохранили свою форму, но не извергались на памяти человечества ни разу, они еще могут ожить.

Потухшие - это те, которые прекратили извержение совсем. Правда, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться.

4) По местонахождению - наземные, подводные (Слайд 23,24).

Подводные вулканы - это те, которые извергаются на дне океана, над ними могут возникнуть волны, приходящие к берегу как разрушительные цунами (Слайд 25).

III. Физминутка.

Выступление вулканолога - 4.

5) Гейзеры.

Вулканы и следующее явление природы, которое мы изучим, встречаются почти всегда вместе. Послушайте, а затем скажите, как называется это явление: источник, периодически выбрасывающий фонтаны горячей воды и пара (Гейзеры).

(Слайд 26,27).

- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы? (Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать). Есть в Исландии небольшой поселок Гейзер. В его окрестностях природа ежедневно дает спектакль. Один и тот же, изо дня в день, три часа в сутки. Происходит что-то удивительное. В одно и то же время из земли взмывает вверх на десятки метров фонтан воды. Он окутан паром, потому что вода не просто горячая, а кипящая. По имени местечка и явление было названо "гейзером". Оно встречается вблизи вулканов и других местах на земле, хотя не так уж часто. Гейзер есть в США, в Новой Зеландии, на Камчатке. Гейзеры - фонтанирующие горячие источники.

Выступление химика.

5. Значение вулканов в жизни человека (Слайд 28)

Извержение вулканов открывают "окно" в тайны недр Земли, дают ученым достоверные сведения о составе и свойствах веществ, находящихся на значительной глубине. Люди давно оценили высокую ни с чем несравнимую плодородность вулканических почв, образовавшихся на основе вулканического пепла.

Именно плодородие почв привлекает людей в вулканические районы

(Слайд 29). Вулканы являются "поставщиками" многих полезных ископаемых, например соды, серы, борной кислоты, киновари. Некоторые вулканические лавы (пемза, туф), горные породы вулканического происхождения (базальт, диабаз, андезин, липарит и д.р.) используют в строительстве. Вулканы создали многие месторождения руд. Например, крупнейшее месторождение меди - Коунрадское в Казахстане - расположено в кратере древнего вулкана. В Андах на несколько тысяч километров протянулся пояс, богатый запасами меди, олова, молибдена, золота, серебра, сурьмы и других полезных ископаемых. С вулканами связаны геотермальные источники. Люди уже давно научились использовать их в своей хозяйственной деятельности.

6. Вулканы в живописи.

Выступление искусствоведа 1.

Вулкан Везувий находится в Италии, и является единственным действующим вулканом на территории Европы. Этот вулкан знаменит извержением в 79 г. н.э., когда погибли города Помпея и Геркуланум (Слайд 30).

Величайшим мастером исторического жанра был русский живописец Карл Павлович Брюллов (Слайд 31). Знаменитое полотно "Последний день Помпеи".

Помпеи, древний город в Южной Италии, находился у подножия вулкана Везувий. По исследованиям историков, в этом городе в древние времена проживало от 20-30 тыс. жителей. Давно, почти 2000 лет назад, произошло мощное землетрясение Везувия. Оно длилось около полутора суток. Большая часть города - его храмы, театры, дома - была разрушена. Руины города были засыпаны семиметровым слоем вулканического пепла. Большинство жителей успело спастись, однако примерно две тысячи человек, попытавшихся укрыться в домах и подвалах, погибли под развалинами.

После извержения Везувия уцелевшие жители пытались откопать свое имущество. Постепенно эти попытки прекратились. Город полторы тысячи лет находился под толстым слоем пепла. Его раскопки начались лишь 18 в. Город погиб внезапно, поэтому сохранились обстановка, мебель, посуда, находившаяся в домах, лавках, общественных зданиях.

В 1827 г Брюллов впервые посетил раскопки города Помпеи. Он бродил вдоль узких пустынных улиц, заглядывал в дома, рассматривал мебель, посуду. Зрелище разрушенного города потрясло художника. Сюжет был найден. Брюллов решил создать историческую картину о гибели города Помпеи.

Выступление искусствоведа 2. (Слайд 32).

В 1830 г, после долгих раздумий, он приступил к созданию полотна.

День катастрофы представлен в картине "Последний день Помпеи" трагически мрачным. Охваченное пламенем небо застилают черные тучи дыма. Грозовая чернота нависла над землей. Кровавое зарево заливает небосвод. Тьму разрывают острые молнии. Грохот подземных толчков, треск рушащихся зданий, крики, стоны. Сверху на город летят камни и пепел. Течет раскаленная лава. Кое-как одетые жители в ужасе выбегают из домов и бегут из города. Они как бы застыли на мгновение, освещенные ослепительной вспышкой молнии.

Почти все погибшие люди повернуты к зрителю лицом. Семья, укрывшись плащом, ищет спасения в бегстве. Мать с детьми стоит на коленях и молится. Их вера в милосердие Бога так велика, что они не трогаются с места. Многие люди изображены в тех, позах в которых были найдены скелеты погибших в лаве. Брюллов узнал эти детали, познакомившись с материалами археологических раскопок.

Гибель Помпеи в представлении Брюллова - это гибель всего античного мира, его культура, его эстетики и идеологии. Символом этого мира стала центральная фигура холста - прекрасная женщина, которая разбилась насмерть, упав с колесницы.

Подавляющее число персонажей картины воплощают мужество, самоотверженность, любовь. Юноши, один - молодой воин, другой - почти мальчик, несут на плечах старика отца. Старая мать в изнеможении опустилась на землю. Она просит сына оставить её и спасаться самому. Но сын уговаривает мать собрать остатки сил и попытаться спастись. Юный жених, не слыша грохота и грома, смотрит в застывшее лицо невесты.

Среди толпы есть и художник, в образе которого Брюллов изобразил себя. Испуганные люди теснят его со всех сторон. В час страшного бедствия художник старается сберечь самое дорогое. Над головой он держит ящик, в котором находятся горшки с красками, кисти, бумага, линейки и другие инструменты живописи. Это то, что нужно ему для занятий любимым - живописью. Картина Брюллова "Последний день Помпеи" имела грандиозный успех в Италии. В 1834 г. она была привезена в Париж, и на выставке ей присудили медаль первой степени. После этого полотно завоевало международное признание и прославило автора.

IV. Конференция завершается демонстрационным опытом "Извержение вулкана".

Учитель. Итак, сегодня в ходе конференции нам ребята удалось сформировать представления об образовании, строении, классификации вулканов. Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.

V. Домашнее задание. Создать понятийные карточки к теме "Вулканы" (планируется провести игру в группах, парах), страницы учебника.

Приложение.