Как привить ученикам любовное, разумное отношение к русскому языку? Эта проблема была и остается одной из самых актуальных для русиста национальной школы. Решить ее, по-моему, учитель может, превращая каждое занятие в маленькое открытие для учащегося. Как «заставить» заговорить на неродном языке? Как развивать устную русскую речь школьников, чтобы она становилась яркой, образной, точной, выразительной? Мне кажется, этого можно достичь путем использования пословиц на уроках русского языка, чтения, так как пословицы всегда привлекают детей.
Пословицы, поговорки, загадки – это очень сложная для восприятия языковая форма национальной культуры каждого народа. Смысл пословиц невозможно объяснить только переводом. Здесь необходимо использовать рисунки, пространные объяснения и постоянно приводить аналогичные пословицы своего народа.
С целью повышения навыков устной русской речи учащихся, пробуждения их самостоятельности на уроках успешно применяю различные виды заданий с пословицами. Например, пятиклассникам предлагаю пословицы на чувашском и русском языках, которые расположены отдельными столбцами. Учащиеся должны объединить их по тематическому принципу.
Туслǎхра – вǎй. | Друг познается в беде. |
Куç хǎрать те ал тǎвать. |
Кто не работает, тот не ест. |
Тǎван йǎваран хакли нимĕн те çук. |
Человек без Родины, что соловей без песен. |
Следующее задание – более сложное. Школьникам предлагается из написанных на доске чувашских и русских пословиц выбрать наиболее близкие эквиваленты.
Вǎйпа пĕрне çĕнен, пĕлÿпе пине çĕнен. | Не надейся на силу, а надейся на ум. |
Ǎс тенине мĕн виличчен пухаççĕ. |
Век живи, век учись. |
Лаша вĕçерĕнет – тыттарать, сǎ мах вĕçерĕнет – тыттармасть. |
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. |
Особое место занимает переводческая работа, в процессе которой учащиеся обращаются к словарям, в результате чего обостряется чувство языка, проявляется живой интерес к многозначности русских слов.
Ырǎ сǎмах тутлǎ апатран та хаклǎ. | Хорошее слово лучше вкусного обеда. |
Ху аван та, çын та аван, ху усал та, çын та усал. |
Ты хорош – люди хороши, ты плох - люди плохи. |
Большой интерес у учащихся вызывает задание отгадать пословицу по рисунку. Например, ученикам предлагается рисунок «Спотыкающийся конь». Они вспоминают пословицу «Конь о четырех ногах, да и то спотыкается».
Более сложным представляется задание по пословицам, состоящим из двух частей. Вначале предлагается рисунок к первой части, учащиеся должны догадаться, о чем говорится в рисунке, если испытывают затруднение, то показывается рисунок и по второй части. Например, на первом рисунке - цветы и солнце, а на другом – люди с лозунгами о мире. Пословица «Цветам нужно солнце, а людям – мир».
Успешно использую литературный диктант по пословицам. Диктую начало пословицы, а школьники дописывают ее по памяти: «На чужой стороне и летом…», «Земля ценится хлебом, а человек…».
На формирование навыков устной речи огромное влияние оказывают и задания по индивидуальным карточкам:
- Перепишите пословицу, вставив вместо точек нужное слово: «Хочешь узнать человека – вслушайся в … речь».
- Из предложенных пословиц выпишите пословицы о Родине: «Храброму счастье помогает», «Жить – Родине служить».
- Напишите по две пословицы на указанные темы: о труде и лени, о добре и зле.
Пословицы способствуют развитию речи, обогащению словаря, помогают анализировать прочитанное, выявлять идейный смысл.
Работу с пословицами провожу и после чтения художественного произведения, не исключаю и проведения вступительной беседы с их применением. Подбирая материал к урокам чтения, печатаю на отдельных карточках русские пословицы и, если есть, аналогичные чувашские. При наличии незнакомых слов на карточке пишу их толкование.
Необходимое количество пословиц на одну тему разбиваю на группы по подтемам и к каждой группе формулирую вопрос. Или наоборот: уже сформулированному вопросу подбираю пословицы. Например, какое значение имеет Родина в жизни человека? В своих ответах учащиеся используют такие пословицы: «Дома и стены помогают», «Одна у человека родная мать, одна у него и Родина», «На Родине каждый кустик ночевать пустит», «Своя земля и горсти мила».
- Как должен защищать и любить свою Родину человек?
«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,
- «Жить – Родине служить»,
- «За край родной насмерть стой»,
- «Родина – мать, умей за нее постоять»,
- «С родной земли – умри, не сходи»,
- «Смело иди в бой – Родина всегда с тобой»,
- «Тот герой, что за Родину горой».
Учащимся 6-8 классов предлагаю выбрать одну из пословиц, которая бы стала темой для сочинения-миниатюры. Такая работа позволяет проверить, правильно ли понимают значение пословицы обучаемые. В сочинении они связывают смысл пословицы со своими жизненными наблюдениями. Пример карточки и сочинения-миниатюры ученицы 6 класса на тему «Коллектив»
Карточка 1
Что такое коллектив, | Ручьи сольются – река, |
что он может? |
Люди соединятся – сила. |
Коллектив и личность. |
Без коллектива и жизнь несчастлива. |
Отношение к товарищам. |
Даешь другому – приобретаешь сам |
.
Сочинение-миниатюра.
Даешь другому – приобретаешь сам.
Не знаю, почему так получалось, что математику в четвертом классе я знала плохо, а задачи решала хорошо. Получалось все как-то само собой. Учительница математики попросила меня помочь отстающей девочке нашего класса. У меня все выходило по ответу, а вот объяснить подруге, почему надо делать так, я не могла. Мы стали вместе разбираться в условиях задач и вскоре обе стали понимать, что, как и почему надо делать.
Таким образом, изучение пословиц для развития русской речи, как у носителей русского языка, так и у иностранцев, изучающих русский язык, огромно. Во-первых, пословицы широко используются в повседневной русской речи, в средствах массовой информации, в художественной литературе. Во-вторых, они – выход в культуру русского народа, так как знакомят с менталитетом носителей языка, с его страноведческими знаниями. Пословицы обогащают учащихся новыми для них суждениями, развивая мышление, по их образцу учащиеся учатся создавать свои суждения. Наконец, запоминая пословицы и используя их в речи, школьники тренируют свою память, что очень важно при изучении языка.