Цели и задачи:
- Образовательные: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию знаний и способов деятельности по теме: “ Исследование функции”; применение обобщённых знаний, умений и навыков в новых условиях; создать условия контроля и самоконтроля усвоения знаний по теме.
- Развивающие: развитие логического мышления, внимания, памяти, умения работать в проблемной ситуации, умений применять знания на практике.
- Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету через содержание учебного материала, умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: тестовая проверка знаний; само и взаимопроверка, решение обобщённых задач, проверка на ЭВМ.
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование: индивидуальные карточки, компьютер, Internet.
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
-Есть ли вопросы по домашнему заданию?
2. Содержание урока
Начнём наш урок со стихотворения, которое посвящено теме нашего урока. ( ученица читает стих, сочинённый учителем ).
Существуют функции различные
Степенные, или квадратичные.
И названия их не прозаические
Логарифм и тригонометрические.Дополняют узы их семейные
Показательные и ещё линейные.
Надо дело их семейное расследовать
Скрупулезно функцию исследовать.Чтоб не сомневаться нам в презумпции
Старательно находим нули функции.
Трудолюбие проявим, непреклонность
По исследуем её на монотонность.Области определения и значения
Не ленясь поищем, с увлечением.
Мини, макси мы сведём
И экстремумы найдём.Чёт и нечет, минус, плюс
Вот такой нелёгкий груз
Каждый раз мы поднимаем
И прекрасно понимаем.Чтоб ЕГЭ прекрасно сдать
Функцию нам нужно знать.
Итак, тема нашего урока “ Исследование функции”
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
Главная цель урока прозвучала в стихотворении — это сдача ЕГЭ.
А какую цель вы перед собой поставите?
- Обобщить и систематизировать наши знания по теме.
- Применять полученные знания, умения и навыки в решении задач, в тесте ЕГЭ.
- Провести самоконтроль знаний, если нужно и коррекцию этих знаний.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, работать активно.
- Воспитывать интерес к предмету.
I этап
Актуализация опорных знаний.
Вспомним “Математические термины” по свойствам функции, разгадав кроссворд. В качестве подсказки для решения кроссворда даны первая и последняя буквы каждого слова. (Чётная. Периодическая. Нечётная. Монотонность. Экстремумы. Возрастающая. Знакопостоянство. Нули. Убывающая.)
II этап
А теперь дадим некоторые определения свойствам функции “Мозговой штурм”
- Что называют функцией?
- Как называется переменная Х?
- Как называется переменная Y?
- Что называется областью определения функции?
- Что называется множеством значения функции?
- Какая функция называется чётной?
- Какая функция называется нечётной?
- Что можно сказать о графике чётной функции?
- Что можно сказать о графике нечётной функции?
- Какая функция называется возрастающей?
- Какая функция называется убывающей?
- Какая функция называется периодической?
III этап
Закрепление умений и навыков.
А сейчас практические задачи, начинаем “Марафон”
Класс делится на группы. Решение и ответы записываем в тетрадь, затем взаимопроверка. В конце урока тетради сдаём учителю на проверку.
1.Область определения и множество значений функции.
Задания на карточках выполняем в тетради.
У доски ученик выполняет задание.
2.Наибольшее, наименьшее значение функции.
Задания на карточках выполняем в тетради.
У доски ученик выполняет задание.
3. Возрастание, убывание, экстремумы функции.
Задания на карточках выполняем в тетради.
У доски ученик выполняет задание.
4. Графики.
Учащиеся в группах отвечают на вопрос карточки.
5. Периодичность функций.
Задания на карточках выполняем в тетради.
У доски ученик выполняет задание.
6. Самостоятельная работа на компьютере.
Разноуровневый тест:
I Вариант. Признаки возрастания(убывания )функции.
II Вариант. Критические точки функции.
III Вариант. Исследование функции на монотонность с помощью производной. Компьютер оценивает работу учащихся. Оцениваем свою работу за урок.
Тестирование. (из сайта Единая коллекция ЦОР) по адресу:
(Перед тестированием установить программу Stratum)
3.Итог урока
Добились ли мы своей цели? Что ещё не получается?
Тетради сдаём учителю на проверку. Оценки тем, кто был у доски.
Домашнее задание: тест (дифференцированный)
Спасибо за урок.