Урок-игра истории в 9-м классе по теме "Уголовное право"

Разделы: История и обществознание


Цели: рассмотреть основные понятия уголовного права, его роль в жизни человека; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.

Оборудование: учебник Никитина "Право и политика" 9 класс, дополнительный материал: Приложение 1.

Присутствующие: работающие с классом учителя, родители школьников

Класс заранее поделён на несколько команд, выбраны их капитаны, двое ведущих, "эксперты", технический исполнитель (он записывает оценки и очки, заработанные командами).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя на игру.

О необходимости борьбы с преступностью, особенно подростковой, о необходимости знать и соблюдать законы.

II. Конкурс капитанов.

Задание: назвать (поочередно) как можно больше известных им правовых понятий, имеющих отношение к теме.

Капитан, назвавший больше понятий, получает больше очков.

Затем капитаны вытягивают билеты с заданиями для команд.

III. Конкурс команд.

Образец билета для команды.

Составьте развёрнутый (сложный) план ответа по теме: "Наказание и его цели".

Дайте определения понятиям "необходимая самооборона", "крайняя необходимость", "превышение пределов допустимой самообороны", "вина".

Отметьте знаком "+" обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность, и знаком "-" - обстоятельства, её отягчающие:

  • предотвращение виновным вредных последствий совершённого преступления;
  • совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения;
  • совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление;
  • добровольное возмещение нанесённого ущерба;
  • совершение преступления организованной группой;
  • совершение преступления из-за зависти, мести, карьеризма, из хулиганских побуждений;
  • чистосердечное раскаяние;
  • явка с повинной;
  • подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления;
  • совершение преступление при защите от общественно опасного посягательства;
  • тяжкие последствия, вызванные преступлением;
  • преступление против престарелых или детей.

Решите ситуативную задачу. Десятиклассник С. Шёл домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которые стали оскорблять его, а потом избили. С. Побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроём они нашли двоих хулиганов и нанесли им телесные повреждения.

Можно ли считать действия С. и его друзей необходимой обороной? Почему? Как следовало поступить в соответствии с нормами морали и права?

Время на обсуждение заданий - 30-35 минут

IV. Представление итогов работы команд.

Слово представителям команд. С дополнениями и исправлениями выступают сначала члены данной команды, а затем и другие ребята. Очки начисляются и за качество выполнения заданий, и за выступления.

V. Исследование документа - индивидуальная письменная работа, выполняемая или в классе, или дома.

Задача школьников - как можно полнее использовать в исследовании учебный материал, дать оценку поступкам действующих лиц, ситуации в целом. План и форму работы избирают сами учащиеся. Используются фрагменты художественных произведений, газетных и журнальных публикаций, рассказывающих о юридически значимых ситуациях (см. Приложение 1).

VI. Подведение итогов.

"Эксперты" (при участии учителя или без него) читают работы и отбирают лучшие. Возможна дискуссия по результатам исследования (в рамках подведения итогов игры или даже как самостоятельная форма работы).

Подвести итоги можно на следующем уроке.

VII. Рефлексия занятия.

Цель: Обратная связь "ученик-учитель".

Ученики оценивают свою работу на уроке, отвечая на вопросы:

- Как я работал (а) на уроке?

- Как я усвоил (а) материал?

- Что нового я узнал (а) на уроке?

- Где на практике можно применить эти знания?

- Что полезного для себя лично я узнал (а) на уроке?

Список литературы.

  1. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.
  2. Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М., 1997.
  3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.
  4. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
  5. Соловьёв В.С. Право и нравственность. М., 2001.
  6. http://dombrovitsky.ru/ugolov_arx.html