Цели: рассмотреть основные понятия уголовного права, его роль в жизни человека; развивать учебно-исследовательские умения учащихся, критическое мышление.
Оборудование: учебник Никитина "Право и политика" 9 класс, дополнительный материал: Приложение 1.
Присутствующие: работающие с классом учителя, родители школьников
Класс заранее поделён на несколько команд, выбраны их капитаны, двое ведущих, "эксперты", технический исполнитель (он записывает оценки и очки, заработанные командами).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя на игру.
О необходимости борьбы с преступностью, особенно подростковой, о необходимости знать и соблюдать законы.
II. Конкурс капитанов.
Задание: назвать (поочередно) как можно больше известных им правовых понятий, имеющих отношение к теме.
Капитан, назвавший больше понятий, получает больше очков.
Затем капитаны вытягивают билеты с заданиями для команд.
III. Конкурс команд.
Образец билета для команды.
Составьте развёрнутый (сложный) план ответа по теме: "Наказание и его цели".
Дайте определения понятиям "необходимая самооборона", "крайняя необходимость", "превышение пределов допустимой самообороны", "вина".
Отметьте знаком "+" обстоятельства, смягчающие уголовную ответственность, и знаком "-" - обстоятельства, её отягчающие:
- предотвращение виновным вредных последствий совершённого преступления;
- совершение преступления лицом, находящимся в состоянии опьянения;
- совершение преступления лицом, ранее уже совершившим преступление;
- добровольное возмещение нанесённого ущерба;
- совершение преступления организованной группой;
- совершение преступления из-за зависти, мести, карьеризма, из хулиганских побуждений;
- чистосердечное раскаяние;
- явка с повинной;
- подстрекательство несовершеннолетних к совершению преступления;
- совершение преступление при защите от общественно опасного посягательства;
- тяжкие последствия, вызванные преступлением;
- преступление против престарелых или детей.
Решите ситуативную задачу. Десятиклассник С. Шёл домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которые стали оскорблять его, а потом избили. С. Побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроём они нашли двоих хулиганов и нанесли им телесные повреждения.
Можно ли считать действия С. и его друзей необходимой обороной? Почему? Как следовало поступить в соответствии с нормами морали и права?
Время на обсуждение заданий - 30-35 минут
IV. Представление итогов работы команд.
Слово представителям команд. С дополнениями и исправлениями выступают сначала члены данной команды, а затем и другие ребята. Очки начисляются и за качество выполнения заданий, и за выступления.
V. Исследование документа - индивидуальная письменная работа, выполняемая или в классе, или дома.
Задача школьников - как можно полнее использовать в исследовании учебный материал, дать оценку поступкам действующих лиц, ситуации в целом. План и форму работы избирают сами учащиеся. Используются фрагменты художественных произведений, газетных и журнальных публикаций, рассказывающих о юридически значимых ситуациях (см. Приложение 1).
VI. Подведение итогов.
"Эксперты" (при участии учителя или без него) читают работы и отбирают лучшие. Возможна дискуссия по результатам исследования (в рамках подведения итогов игры или даже как самостоятельная форма работы).
Подвести итоги можно на следующем уроке.
VII. Рефлексия занятия.
Цель: Обратная связь "ученик-учитель".
Ученики оценивают свою работу на уроке, отвечая на вопросы:
- Как я работал (а) на уроке?
- Как я усвоил (а) материал?
- Что нового я узнал (а) на уроке?
- Где на практике можно применить эти знания?
- Что полезного для себя лично я узнал (а) на уроке?
Список литературы.
- Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле: Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. М., 1998.
- Алексеев С.С. Уроки. Тяжкий путь России к праву. М., 1997.
- Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995.
- Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.
- Соловьёв В.С. Право и нравственность. М., 2001.
- http://dombrovitsky.ru/ugolov_arx.html