Урок истории на тему "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга
  • Развивающая: Продолжить формирование умений самостоятельно работать с учебной и дополнительной литературой, ПК, обобщать отдельные факты.
  • Воспитательная:
    Воспитание уважения и любви к истории и культуре своего Отечества, к русскому искусству;
    Обогащение духовного мира учащихся, развитие у них понимание искусства, способности быть зрителем, читателем, слушателем, исследователем.

Оборудование: Карта “Российская империя в XVIII веке”, электронная презентация “Путешествие по Санкт-Петербургу”, рабочие листы каждому ученику, учебник Данилова А.А. “История России”

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изложение нового материала.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен…

Учитель: В конце апреля – начале мая 1703 года Петр 1 и его помощники выбрали место для будущей крепости у правого берега Невы. 16 мая по старому стилю (27 мая по новому) 1703 года на острове Заячий началось строительство. 29 июня в Петров день произошло важнейшее событие в жизни будущего города – крепость получила имя Петропавловская крепость. Так было положено начало Санкт – Петербургу. В бумагах петровского времени город Санкт –Петербург назывался по разному: и Петрополем, и Питерполом, и Санкт-Питербурхом, и Санкт– Питерхофом. Чьим именем назван город? Большинство историков считают, что город назван по имени святого покровителя города – Святого Петра. Через 9 лет, в 1712 году, новый город стал столицей России.

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно
А.С.Пушкин

Насколько прав оказался поэт? Вспомните особенности природно-географического расположения города и оцените их с как с благоприятной точки зрения, так и с неблагоприятной.

Учитель: Первым строителям города пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Северный климат, леса, болота, зыбкий грунт – все это нужно преодолеть, чтобы построить город. Особенно много было земляной работы. Копали пруды, каналы, рвы – ведь острейшей проблемой был избыток воды. Система каналов смягчала натиск наводнений. Несомненно, каналы копали и красоты ради, к тому же они связывали воедино все реки и протоки в черте города. Город сейчас расположен на 44 островах, которые образует река Нева. Стройка на Неве кроме того нуждалась и в камне. В 1714 году был введен особый налог – приезжавшие по суше должны были привезти 3 камня общим весом 2 кг, а по воде 12 кг. Петр мечтал построить Петербург в камне. Он говорил, что “город должен быть величайшим и славнейшим паче всех городов в свете”.Для петербургской архитектуры сразу же стало характерным типовое строительство. Образцовые проекты домов для петербуржцев с разным достатком разработали Леблон и Трезини. Их печатали как гравюры, и, взяв такой проект в полиции, человек приступал к постройке своего дома.

На слайде презентации проекты образцовых домов для именитых, для зажиточных, для подлых. Определите, какие дома кому предназначались. Выберите общие черты всех трех проектов и различия между ними:

  1. Выход фасада на улицу,
  2. количество этажей,
  3. степень нарядности,
  4. площадь дома,
  5. стремление к симметрии.

Чего больше – сходства или различий?

Прошло сто лет, и юный град…
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво…
Ныне там
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова…

Задание на урок: Вы знаете, что очень часто проводятся конкурсы красоты. В конце урока мы проведем конкурс красоты среди зданий Санкт-Петербурга и выберем здание по– настоящему красивейшее. У вас на партах лежат листочки, на которых вы проголосуете в конце урока.

Итак, давайте отправимся в путешествие по Петербургу.

Символом Петербурга является памятник Петру Великому. Мысль воздвигнуть памятник принадлежит дочери Петра – Елизавете Петровне. Но эта идея осуществилась при Екатерине Второй. Памятник сооружал Этьен-Морис Фальконе. Для возведения памятника в деревне Лахте под Петербургом был найден огромный камень. Его привезли в город и скульптор воздвиг на это камне статую Петра. Торжественное открытие памятника состоялось в 1782 году. Надпись на памятнике сделана на латинском языке и гласит “Петру Первому – Екатерина Вторая”.

Отражает ли надпись на памятнике действительную ситуацию? Докажите, что Екатерина – преемница Петра

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак…

Городу повезло, его строительством руководили великолепные мастера как русские, так и иностранные. Соседство воды и камня, строгой архитектуры с рябью бесчисленных каналов, рек и речушек приносит живость и разнообразие в городской пейзаж, сообщает ему гармоничность, придает городу торжественность.

В эпоху дворцовых переворотов ведущим архитектурным стилем становится стиль барокко.

Вспомните, что такое – эпоха дворцовых переворотов?

Опишите этот стиль – стиль барокко.

В правление Екатерины Второй ведущим стилем становится классицизм. Опишите этот стиль.

На ваших листах есть таблица:

Барокко Классицизм
   

На ваших рабочих листах перемешаны характерные черты этих двух стилей: странный стиль, просвещенный стиль, строгость, вычурность, причудливость, пропорциональность, симметрия, декоративность, простота, величественность, скульптура, сдержанность, нарядность, четкость. Распределите эти черты по столбцам

Барокко Классицизм
странный стиль, вычурность, причудливость, декоративность, скульптура, нарядность просвещенный стиль, строгость, пропорциональность, симметрия, простота, величественность, сдержанность, четкость

Учитель: Петр хотел, чтобы строительство города проходило по плану. Но однообразия не получилось. Кто знает, на какой город похож Петербург, как его часто называют? “Северная Венеция”. Но в облике города много и от других европейских городов, в его планировке прослеживается наследие других времен, других культур. Адам Мицкевич так описывал строительство Петербурга:

В Париже был – парижских площадей подобья сделал
Пожил в Амстердаме – велел плотины строить
От людей он услыхал, что славен Рим дворцами – дворцы воздвиг
Венеция пред ним сиреной Адриатики предстала
Давайте, угадаем, где какой город?

И все же, несмотря на то, что город строился на основе накопленного человечеством опыта, достижений европейской культуры, он приобрел ни с чем не сравнимый облик. На берегах Невы сложился особый петербургский стиль.

Давайте проголосуем.

Закрепление новой темы – найдите ошибки в тексте:

Город был основан в 1702 году, в год, когда началась Северная война. И сразу же стал столицей большой империи. Петр I, побывав в Италии, был покорен красотой Венеции и решил, что новый город будет таким же – городом на воде, городом каналов и дворцов. Царь разработал план застройки города. Именно по этому плану все остальные правители России и должны были достраивать Петербург. Петр I любил роскошь, удобства, и поэтому в первую очередь начал строительство города с дворца – первым зданием Петербурга стал Зимний дворец. Символом города стал монумент “Медный всадник”. Его царь приказал установить в городе в честь окончания Северной войны в 1725 году. Вообще, только иностранцам доверяли строить дома и дворцы в Петербурге. Екатерина II продолжила дело Петра I. Она не жалела средств для украшения города. Именно она решила, что городу необходим музей. И именно она такой музей основала – Кунсткамеру.

Город был основан в 1702 году, в год, когда началась Северная война. И сразу же стал столицей большой империи. Петр I, побывав в Италии, был покорен красотой Венеции и решил, что новый город будет таким же – городом на воде, городом каналов и дворцов. Царь разработал план застройки города. Именно по этому плану все остальные правители России и должны были достраивать Петербург. Петр I любил роскошь, удобства, и поэтому в первую очередь начал строительство города с дворца – первым зданием Петербурга стал Зимний дворец. Символом города стал монумент “Медный всадник”. Его царь приказал установить в городе в честь окончания Северной войны в 1725 году. Вообще, только иностранцам доверяли строить дома и дворцы в Петербурге. Екатерина II продолжила дело Петра I. Она не жалела средств для украшения города. Именно она решила, что городу необходим музей. И именно она такой музей основала – Кунсткамеру.

Домашнее задание:

  1. По параграфам 30–33 составьте кроссворд “Великие петербуржцы” (задание для слабых учеников – 10 слов).
  2. Отгадайте фото-кроссворд (задание для сильных учеников).

Приложение: Рабочий лист с заданиями.