Применение ИКТ на уроках математики

Разделы: Математика


Актуальная проблема учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции” – эффективное обучение и развитие учащихся с низкими учебными возможностями, с высокой степенью педагогической запущенности, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Основная цель работы педагогов – оказание дифференцированной помощи подросткам в налаживании их успеваемости и выравнивании интеллекта средствами своего предмета. Большую роль в решении этого вопроса играет обучение предмету математика. Великий русский ученый, просветитель М.Ломоносов говорил, что “Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит”. В силу особенностей учеников основными проблемами, над которыми приходится работать на уроках математики:

  • резко негативное отношение к предмету;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы;
  • крайне узкий математический кругозор;
  • неуверенность в собственных силах;
  • быстрая утомляемость, отвлекаемость, обусловленные психофизическими особенностями;
  • страх допустить ошибку, и как следствие этого, отказ от последующей деятельности.

Для предупреждения отставания и снятия негативного отношения к предмету, повышения учебной мотивации необходимы следующие приемы стимулирования учащихся:

  • применение игровых форм работы на уроке (занимательные задачи, головоломки, кроссворды, задачи на смекалку);
  • подчеркивание привлекательных сторон содержания: интересные факты, парадоксы, историзм ;
  • различные формы организация устного счета;
  • вовлечение во внеклассную работу по предмету математика;
  • применение ИКТ на уроках.

При применении компьютера и внедрения ИКТ на уроках учитываются возрастные возможности и образовательные потребности учащихся, специфика развития мышления и других психических процессов в условиях информатизации учебной деятельности. Здесь решается задача – закладываются основы рационального и эффективного общения учащегося с компьютером, как главным инструментом нового информационного общества. Использование программы PowerPoint на уроках математики способствует:

– стимулированию процесса обучения, таких как восприятие и осознание информации;
– повышению мотивации учащихся;
– развитию навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
– развитию у учащихся более глубокого подхода к обучению, и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемого материала;
– осуществлению дифференцированного подхода;
– формированию коммуникативных и учебно-познавательных компетенций учащихся;
– развитию вычислительных навыков учащихся;
– формированию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и самообучения;
– реализации межпредметных связей;
– включению у учащихся всех каналов восприятия информации.

Математика. 6-й класс. Урок – повторение по теме “Проценты. Дробные выражения.”

Тип урока: интегрированный (математика , ОБЖ) , повторение учебного материала + профилактика, предупреждение употребления психоактивных веществ (профилактика табакокурения).

Приложение – презентация.

Цель урока: Коррекция знаний и умений учащихся по теме “Проценты. Дробные выражения”.

Образовательные задачи:
содействовать закреплению у учащихся навыков выполнения совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями,
умения решать задачи на проценты.

Развивающие задачи:
развивать творческую сторону мыслительной деятельности;
создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся;
содействовать развитию математического кругозора, мышления, речи, памяти, внимания.

Воспитательные задачи:
воспитание установки на самообразование;
воспитывать культуру умственного труда и основ здорового образа жизни.

Структура урока:

  1. Постановка цели и мотивация учебной деятельности.
  2. Проверка домашнего задания .
  3. Изучение нового материала.
  4. Физкультпауза.
  5. Закрепление знаний. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов урока.
  7. Постановка домашнего задания.

Ход урока

Урок по математике в 6-м классе “Повторение. Решение примеров и задач”.

1. Организационный момент.

Сообщить тему урока, сформулировать цели урока.

Вступление. Доказано, что 75 % тех, кто начал курить становятся зависимыми от курения людьми. Основной яд, который попадает в организм при курении, – никотин. Он повышает частоту пульса, артериальное давление, концентрацию сахара в крови, способствует остановке сердца, поражению сосудов головного мозга, развитию рака легких, гортани, язвенной болезни желудка. Каждая выкуренная сигарета уносит 6 мин жизни.

2. Проверка домашнего задания. № 664, 663 (а), 666.

3. Изучение нового материала (темы урока).

Устный счет: решите примеры и расшифруйте, какие отравляющие вещества попадают в организм вместе с табачным дымом.

(– 0,2) – аммиак ; 11,7 – мышьяк ; 5,4 – кадмий ; 2,54 – толуол.

Аммиак – используют в средствах для чистки сантехники.

Кадмий – используется в автомобильных аккумуляторах.

Толуол – промышленный растворитель.

Кроме попадают в организм отравляющие вещества : ацетон, цианид водорода, ртуть, окись углерода, свинец, формальдегид.

1. Прочитайте выражения, найдите их значения и узнайте самые распространенные внешние проявления курения.

0,729 – разрушение зубов, 11, 64 – физическая активность,

0,316 – неприятный запах изо рта, 3,16 – румяные щеки,

116,41 – ранние морщины, 1,85 – выносливость,

11,85 – серый цвет лица.

2. Неразумный молодой человек выкуривает в день пачку сигарет по цене 24,8 р. Какой процент своего месячного заработка он тратит на сигареты, если он зарабатывает 3500 рублей в месяц ?

Ответ: 21 %.

3. 0,4 из 30 учащихся 6 класса считают, что курение приносит сильный вред организму, оставшихся не собираются никогда в жизни пробовать курить, еще шестеро испытывают неприязнь к курящим. Сколько человек из 6 класса не сформулировали свое отношение к табаку? К какой из групп относишь себя ты?

Ответ: 2 человека.

4. Американские исследования свидетельствуют, что 0,46 из каждых 100 человек, умерших из-за употребления табака, от сердечно – сосудистых заболеваний, на 20 человек меньше умирает от рака легкого, от числа сердечников умирают от хронического бронхита, остальные от иных видов рака и других причин. Определите, какое количество курильщиков из 100 закончит свою жизнь по вине каждого из этих заболеваний. Хотите ли вы подобной кончины для себя или своих близких?

Ответ: 46, 26, 14, 14.

5. Одна сигарета содержит до 2,1 мг никотина, яда, более сильного, чем стрихнин. При курении дыма попадает в воздух. Выясните, сколько никотина окажется в воздухе комнаты, в которой курильщик выкурил 10 сигарет? При этом известно, что смертельная доза яда – 40 мг. Сколько процентов смертельной дозы яда будет в воздухе этой комнаты?

Ответ: 14 мг, 35 %.

Пассивное курение наносит огромный вред здоровью. Поэтому в нашей стране и в развитых странах мира курение в общественных местах запрещено.

6. Решите примеры и выясните, какие заболевания возникают в организме курильщика.

2 – инфаркт


0 – рак


19 – язвенная болезнь



– 0,57 – потеря зубов


30 – повреждение генетического материала живых клеток
 

Вывод: совместно с учащимися привести аргументы против курения.

5. Самостоятельная работа

В а р и а н т 1.

1.Найдите значение выражения:

В а р и а н т 2.

1.Найдите значение выражения:

2. Посчитайте, сколько лет жизни теряют люди, ежедневно выкуривающие пачку сигарет, если одна сигарета отнимает 6 мин жизни. Вычислите, сколько % от средней продолжительности жизни отнимается из-за курения, если в России мужчины живут 60 лет, женщины 75 лет. Подумайте, не связано ли сокращение жизни мужчин с курением?

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание:

Задача. В России ежегодно умирает 500000 мужчин среднего возраста. 42% из них умирает из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бы своевременно бросили курить?

Ответ: 210 000 человек.

Столько семей могли бы быть счастливы. Поговорите дома с курящими родственниками, расскажите им об этих цифрах. Горе может войти в семью любого курильщика.

№ 700(а-е)

Литература:

Алимова Т.М. Здоровье: Сборник заданий по математике на тему здоровья. 5–9-е классы. Методическое пособие. М., 2003.