В условиях новых социально-экономических отношений рынок труда диктует повышенные требования к качеству подготовки молодых специалистов. Современному сельскохозяйственному производству все больше требуются квалифицированные специалисты, владеющие одновременно основами научных знаний и методами исследований, умеющие мыслить творчески, внедрять достижения науки в производство, готовых к организаторской и предпринимательской деятельности.
Требования ГОС СПО к уровню подготовки выпускника по специальности 110401 Зоотехния ставят задачи формирования таких качеств, как способность самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решений в рамках профессиональных компетенций, способность анализировать свою профессиональную деятельность, работать с информацией в команде, налаживанию социальных связей, непрерывному самообразованию, решению профессиональных задач, направленных на повышение продуктивности животных и получению от них максимального выхода продукции и т.д.
Кроме этого, будущий специалист должен обладать культурой мышления для решения профессиональных задач диагностического характера. В процессе обучения у него должны быть сформированы профессиональные интересы, что также отражено в требованиях ГОС СПО.
Для формирования этих качеств необходимо вооружить будущего специалиста не только суммой прочных теоретических знаний, но и умением практически применять эти знания на практике.
Приведу пример практического занятия, на котором представлено формирование таких значимых профессиональных компетенций, как, готовность к разрешению проблем, технологической, социально-коммуникативной.
Чтобы содействовать развитию ключевых профессиональных компетенций на данном занятии используются самые разнообразные методы: элементы активных форм обучения, деятельностно-развивающей технологии обучения, рейтинговая самооценка, элементы педагогической технологии “метод проектов”, метод конкретных ситуаций. Большое внимание уделяется междисциплинарным связям, знаниям, выходящим за рамки дисциплины, опоре на уже имеющиеся знания и опыт, на самостоятельную работу и личную ответственность студентов.
Методика подготовки занятия
К подготовке занятия необходимо подходить ответственно, тщательно продумывая все детали, т.к. от качества подготовки занятия напрямую зависит его результат.
Подготовка занятия включает следующие этапы:
- Просмотр рабочей программы, календарно-тематического плана дисциплины;
- Выбор практических занятий, на которых четко формируются те или иные компетенции;
- Просмотр методической литературы, периодических изданий, нормативных документов;
- Составление учебно-методической карты, в которой четко формируются образовательные, воспитательные и развивающие цели занятий, мотивация, методы обучения, а также формирование каких профессиональных компетенций происходит на данном занятии.
- Подготовка инструкционно-технологической карты занятия, в которой указывается алгоритм выполнения заданий;
- Создание условий для проведения занятий (разработка проблемных ситуаций)
по дисциплине “Менеджмент”.Учебно-методическая карта занятия
Специальность 110401 Зоотехния Курс 4.
Тема: “ Решение проблем. Выработка и принятие управленческих решений”.
Вид и тип занятия: практическое занятие.
Цели занятия:
а) образовательная:
– научить студентов выявлять проблемы в социально-профессиональных ситуациях
и планировать деятельность по их решению;
– обучить навыкам выработки и принятия управленческих решений.
б) развивающая:
– развить способность делать обоснованный выбор, исходя из своих решений,
действий, из правильного анализа проблемы;
– формирование логического, критического, творческого, проблемного мышления;
– формирование у студентов умений работать в режиме коллективной мозговой
деятельности, решая общую задачу.
в) воспитательная:
– воспитание чувства ответственности за принятое решение;
– воспитание инициативы и творчества.
Продолжительность обучения: 2 часа (90 мин).
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: Кормление животных, ООД, Основы ветеринарии, зоогигиена и ветеринарная санитария
Обеспечиваемые: Частная зоотехния и ТППЖ, Технология первичной переработки продуктов животноводства, Экономика отрасли, ОПД
Карточка обеспечения занятия.
- Наглядные пособия, раздаточный материал: инструкционно-технологическая карта, ватман, маркеры, вырезки из журналов, клей, ножницы, оценочная ведомость.
- Технические средства обучения: Мультимедийный проектор, ПК.
- Учебные места для практического занятия: кабинет.
- Литература: Вачугов В.А. “Менеджмент”, стр. 86-98.
- Нормативно-техническая документация: – ;
Содержание занятия
№ элем. урока | Элементы занятия, изучаемые вопросы, методы обучения | План. время (мин) |
1 | Организация занятия:
– взаимное приветствие; |
1 |
2 | Сообщение темы, постановка целей и разъяснение задач предстоящего занятия (метод – объяснение) | 2 |
3 | Мотивация темы: Решение проблем – это одна из
профессиональных компетенций, развивая которую, студент научиться
предлагать пути решения, выполнять действия, приводящие к решению
проблемы, производить оценку действий. Данное сложное умение универсально, т.к. применимо в различных сферах деятельности (профессиональной, личной, социальной, общественной) |
1 |
4 | Воспроизведение знаний студентов, связанных с
содержанием предстоящей работы (фронтальный опрос):
|
5 |
5 | Сообщение задания, инструктаж по его выполнению (метод – рассказ, демонстрация презентации) Приложение 1. |
2 |
6. | Самостоятельная работа студентов в микро-группах,
согласно заданий инструкционно-технологической карты
Приложение 2 (метод – практическая работа с элементами проблемной дискуссии и применением рейтинговой самооценки). |
54 |
7 | Оценка выполненной работы (метод – демонстрация минипроекта и его комментирование). | 20 |
8 | Подведение итогов занятия:
– рефлексия (метод – эвристическая беседа); |
3 |
9 | Уборка рабочих мест. | 1 |
10 | Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время – учебник В.А. Вачугова “Менеджмент”, стр 86-98 | 1 |
Методика проведения занятия
Организационная часть практического занятия призвана обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить студентов к общению и предстоящему занятию. Этот этап формирует умение мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинает закладываться характер взаимоотношений преподавателя и студента.
Организационный момент занятия включает в себя:
– взаимное приветствие;
– определение отсутствующих студентов на занятии;
– проверку подготовки студентов и кабинета к занятию;
– формирование малых групп;
– организация внимания.
Приветствие – это начало общения преподавателя и студента, первый шаг к сотрудничеству, оно должно выражать уважение, симпатию, желание добра друг к другу.
Определение отсутствующих – главное не в том, чтобы узнать, кого из студентов на занятии, а сформулировать позицию к факту отсутствия того или иного студента. Порицание, если студент отсутствует без уважительных причин.
Проверка готовности студентов к занятию – преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, их рабочую позу, состояние рабочего места.
Проверка готовности аудитории к занятию – рабочее место преподавателя, классное помещение должно отвечать санитарным требованиям, иметь эстетический вид.
Формирование малых групп – все студенты делятся на четыре малые группы по 4–5 человек в каждой, с целью дальнейшей совместной работы;
Организация внимания – это установление четкой грани, отделяющей перемену от урока, создание психологической ситуации быстрой настройки сосредоточения на предмете учебного занятия.
Сообщение темы, постановка целей и разъяснение задач предстоящего занятия.
Нельзя спланировать занятие, четко не сформулировав, какого педагогического результата и при каких условиях мы хотим достигнуть.
Преподаватель сообщает тему практического занятия, объясняет его цели и задачи, тем самым, показывая практическую значимость изученного теоретического учебного материала и понимание его студентами. Студенты должны представлять чему они должны научиться, какими навыками и умениями должны овладеть в ходе практического занятия.
Мотивация темы.
Данный структурный элемент направлен на вовлечение студентов в учебный процесс, заинтересованности студентов к освоению навыков
Во вводно-мотивационной части преподаватель объясняет, зачем нужно изучать материал учебного занятия. При этом он поясняет студентам связь цели занятия с целью обучения в целом по курсу. Преподаватель описывает те профессиональные действия, при выполнении которых понадобятся знания и умения, полученные на практическом занятии.
Проверка опорных знаний.
Далее преподаватель проводит актуализацию опорных знаний, связанных с предстоящей работой методом фронтального опроса. При этом соединяются теоретические знания с их практическим использованием при решении проблем.
Инструктаж по технике выполнения задания
После опроса преподаватель сообщает содержание заданий и рассказывает технику их выполнения, при этом преподаватель демонстрирует презентацию, в которой изложен план решения проблемы. Приложение 1.
Работа на занятии проводится в деятельностном режиме: погружение в проблему – практическая работа – обсуждение результатов.
Студентам (группе) предлагается простая проблема, связанная со знакомой ситуацией. Проблема включает в себя 2-3 признака, отношения между которыми определены или очевидны. Необходимо исследовать данную проблему в конкретной ситуации по алгоритму, изложенном в презентации:
- Проанализировать причины возникновения проблемы (что произошло, где, почему, что произойдет, если проблема не будет решена и т.д.)
- Выполнить деятельность по решению проблемы.
- Оценить результат деятельности и свою деятельность по решению проблем.
Свои размышления по решению проблемы студенты излагают на ватмане в виде рисунка, схемы и др.
Самостоятельная работа студентов
Студенты самостоятельно работают в звеньях, при этом, активно взаимодействуя друг с другом для решения общей проблемы, что способствует развитию социальной компетенции.
Также студенты выполняют задания согласно указаниям инструкционно-технологической карты, следуют четкому алгоритму, что развивает у студентов технологическую компетентность. Приложение 2.
Студенты выявляют проблемы в ситуациях, с которыми им придется столкнуться по роду своей профессиональной деятельности, планируют и организовывают деятельность по их решению, анализируют результаты собственной деятельности, что способствует формированию компетенции – готовность к разрешению проблем.
Кроме того, происходит взаимодействие участников образовательного процесса на основе сотрудничества, при которой происходит снижение поведенческой активности преподавателя и перераспределение активности от педагога к студентам. Преподавателя выступает не как “транслятор знаний”, а как “организатор образовательной среды”.
Оценка выполненной работы и подведение итогов занятия
Представители из каждой дискуссионной группы поочередно демонстрируют проекты, то есть студенты демонстрируют результаты своей совместной работы, отвечают на вопросы студентов и преподавателя, высказывают свою точку зрения в публичном выступлении, что способствует формированию социально-коммуникативной компетенции.
В Приложении 4 показан пример проекта, подготовленного малой группой студентов и его защита.
Подведение итогов занятия.
Это важная часть занятия. Цель – рефлексия, осознание студентами того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применять полученные знания в будущем.
Подведение итогов проводится методом эвристической беседы со студентами по контрольным вопросам инструкционно-технологической карты, провоцируя тем самым студентов к самостоятельной рефлексии.
После беседы производится выставление оценок студентам с учетом рейтинговой самооценки.
В начале занятия звеньевые получают формы оценивания “Оценка вклада учащегося в работу малой группы” Приложение 3, в которых звеньевой проставляет оценки каждому члену звена. Звеньевой должен объективно подходить к выставлению оценок, учитывать активность каждого студента, степень участия в достижении общего результата и т.д.
Преподаватель оценивает работу студентов по следующим критериям:
Оценка деятельности по решению проблемы:
- Цель деятельности по решению проблемы поставлена четко;
- Способ достижения цели предложен;
- Доступные ресурсы для реализации способа решения проблемы перечислены;
- План действий составлен в логической последовательности в соответствии с предложенным способом;
- Контроль за действием и необходимая коррекция действий осуществлены.
Оценка результата деятельности (проекта):
- Проблема проанализирована, причины существования проблемы указаны;
- Вывод о полученном результате деятельности сформулирован четко и аргументировано;
- Сильные и слабые стороны своей деятельности при решении проблемы названы;
- Предложения по улучшению деятельности при решении проблемы сформулированы и аргументированы.
Индивидуальная оценка студенту за урок выставляется преподавателем с учетом рейтинговой самооценки студентов и вышеперечисленных критериев.
Задание для самостоятельной работы студентов во внеурочное время.
Составить план конспект по теме “Управленческие решения”. Учебник Вачугов В.А. “Менеджмент”, стр. 86-98.
Литература:
- Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификация модулей. Самара: Изд-во ЦПО, 2007.
- Воронцов А.В. Современное образование: от знаниевого к компетентностному подходу.– Самара, “Региональный социопсихологический центр”, 2005.
- О.М. Бобиенко Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций, Издательский центр ТИСБИ, 2006.
- Вачугов В.Ф. “Основы менеджмента”, М.: Издательство “ЭКМОС”.– 2002
- Л.С Дубровская. Система планирования занятий .(методические рекомендации), Кинель – Черкассы, 2002.