Учебные достижения обучающихся за последние три года

Разделы: Общепедагогические технологии


 

Основной контингент обучающихся нашей школы составляют дети с отягощенной наследственностью, социально дезадаптированные, не получающие в достаточной мере родительской заботы, взаимопонимания, живущие в противоречии между реальным образом жизни и базовыми потребностями в защищенности, любви, признании индивидуальности.

Социальный заказ нашей школе, определенный в Программе ее развития, – создание условий для профессиональной педагогической коррекции психического развития обучающихся и формирования адекватной социальной готовности детей к успешной адаптации в социуме.

Моя миссия по отношению к ученикам: посредством трудового обучения и воспитания помочь ребенку познать окружающий мир, сформировать позитивно ценностное, ответственное, критичное (в соответствии с возможностями развития) отношение к миру и самому себе и на этой основе не потеряться, быть успешным в этом постоянно изменяющемся мире.

Мне близки слова В.А. Сухомлинского “Нет и не может быть детей, которые бы не хотели учиться с самого начала обучения”. На своем опыте постоянно убеждаюсь: эмоциональное переживание успеха преодолевает даже сложившееся отрицательное отношение к учению. Особенно, если для достижения результатов затрачено много сил (а это часто случается у моих учеников, имеющих диагноз ЗПР). Всегда помню: дети делают с удовольствием то, что выбрали сами. При проектировании уроков учитываю имеющийся учебный и позитивный жизненный опыт детей, специфику их развития. Содержание образования отбираю по принципу: “Все из жизни, все для жизни”. Считаю: именно так и можно привить вкус к занятиям таким практикоориентированным предметом как технология, сделать его жизнеопределяющим.

Учебные достижения обучающихся за последние три года.

Уроки технологии веду в 5–8 классах. В качестве методологической основы педагогической деятельности мною избран личностно-ориентированный подход. При разработке рабочей программы по предмету базировалась на требованиях ГОС (ФК и НРК), программе “Технология. Трудовое обучение” (авторы Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко). Специфика моей рабочей программы – максимальное расширение межпредметных связей, акцент на практическом использовании знаний, творческой деятельности, профориентации обучающихся, Особое внимание на уроках уделяю организации продуктивного общения между учениками, педагогами, родителями, другими людьми, чей профессиональный и жизненный опыт может оказаться полезным для освоения детьми того или иного учебного материала, становления ответственного отношения к учебной и трудовой деятельности.

С целью обеспечения позитивной динамики развития моих учеников я совместно с психологом школы, при участии других педагогов и родителей выстраиваю индивидуальные образовательно-коррекционные траектории освоения детьми содержания предмета технология. Для этого мною разработана система мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся. В ней используются методики, направленные на отслеживание всех составляющих образованности в соответствии с ГОС НРК, опыт реализации областного проекта “ОКР”. Также учащимися и их родителями ежегодно отслеживается уровень проявления интереса учеников к предмету “Технология” и оценивается моя работа как учителя. Мониторинг провожу не только я, но и другие педагоги, родители, обучающиеся.

Считаю свою систему обучения эффективной, так как она позволяет моим ученикам и мне (как учителю-предметнику) быть успешными, а родителям удовлетворенными качеством образования их детей по технологии. Об этом свидетельствуют следующие показатели:

  • неуспевающие отсутствуют, на “4” и “5” обучаются от 88,8 % до 100 % учащихся 5-8 классов;
  • от 83% (2005-2006 уч.г.) до 100% (2006-2007 уч.г., 2007-2008 уч.г.) учеников считают технологию интересным предметом, изучают его с желанием и высоко оценивают успешность моей работы как учителя;
  • от 88 % (2005-2006 уч.г., 2006-2007 уч.г.) до 100% (2007-2008 уч.г.) родителей считают, что их детям интересен предмет “Технология” и дают высокую оценку моей работы как учителя;
  • наблюдается положительная динамика доли учеников, признающих труд основой жизненного успеха (по результатам психолого-педагогических исследований) и использующих получаемые на уроках знания и формируемые умения в быту (по результатам анкетирования детей и их родителей): от 60% в первый год изучения предмета до 100% в последующие годы. Хочу отметить, что более половины семиклассниц и восьмиклассниц надевают сшитые или изготовленные ими вещи в школу (в урочное время и на праздничные мероприятия). В анкетах и личной беседе родители с удовлетворением отмечают, что, примерно, с шестого класса девочки готовят еду для всей семьи, украшают квартиры своими декоративными изделиями;
  • 100% учащихся участвуют в разработке и реализации учебных проектов;
  • отмечается положительная динамика доли учеников, участвующих в разработке и реализации трудовых социально-значимых проектов: от 40 % в первый год обучения до 100% в последующие годы обучения. При этом по итогам публичных защит (экспертная оценка) качество исполнения проектов и их социальная значимость постоянно повышаются.

В рамках Образовательной программы нашей школы ученики 9 классов продолжают изучение технологии в межшкольном учебном комбинате (МОУ МУК). Для обеспечения осознанного выбора будущими девятиклассниками профиля обучения в МОУ МУК, их легкой адаптации к условиям обучения в данном учреждении организую постоянное взаимодействие с педагогами МОУ МУК: знакомим друг друга со своими системами обучения, совместно проектируем и проводим уроки по профориентации и профориентационную диагностику учащихся. Коллеги отмечают хороший уровень предметной подготовки моих выпускников, их умение и желание учиться. На “4-5” по программам МОУ МУК обучаются (и сдают экзамены государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы) не менее 88% учеников, которых я обучала технологии в 5–8 классах.

Около 52 % моих учеников продолжают учебу в учреждениях начального профессионального образования по профилям “Швейное дело” и “Повар-кондитер”. Педагоги ГОУ НПО “Новоуральский технологический колледж”, с которыми также сотрудничаю, отмечают повышенный уровень общетехнологической и специальной подготовки этих ребят, ответственность, с которой они подходят к учебе и труду.

Результаты внеурочной деятельности обучающихся по технологии.

На схеме представлена организационная модель моей системы внеурочной деятельности:

Внеурочная деятельность по предмету позволяет мне привлечь учеников (в том числе других школ) к творческой деятельности и выйти за рамки классно-урочной системы обучения в пределах ГОС ФК. Кроме того, это дает мне и ребятам дополнительную возможность общения друг с другом и интересными нам людьми, приобщения к миру прекрасного, раскрытия в себе новых способностей и личностных качеств. Также посредством внеурочной, менее формализованной деятельности, более эффективно провожу коррекционную работу в соответствии с диагнозом и потребностями детей.

Разработала следующие авторские программы, нацеленные на обучение видам трудовой деятельности, необходимым в быту, развитие мелкой моторики (что важно для детей с ЗПР), коммуникативных способностей учащихся, проектных и рефлексивных умений:

  • элективных курсов: “Декоративно-прикладное искусство” и “Художественная культура России и Урала”;
  • индивидуальных коррекционных занятий по технологии: “Формирование, развитие моторики движения детей с ЗПР (в том числе глубокой степени) средствами работы с соленым тестом”;
  • кружка “Мастерица” (синтез бисероплетения, лоскутной техники, декоративного выжигания по ткани).

В качестве основного использую метод проектов. Он позволяет избежать шаблонности в преподавании, обеспечить щадящий режим и индивидуальный темп обучения, создать условия для позитивного общения всех участников образовательного процесса, сформировать у обучающихся навыки самоорганизации, скорректировать их самооценку, побудить к творчеству, самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.

Обучив учеников проектной деятельности, привив им интерес к самостоятельному творческому труду, привлекаю их к работе в городском научном обществе и фестивальном движении “Юные интеллектуалы Среднего Урала”. Благодаря этому уже 3 года дети с особыми потребностями (даже дети-инвалиды) являются успешными участниками фестиваля (приложение 2).

Таким образом, интеграция основного и дополнительного образования позволила моим ученикам быть успешными в конкурсных мероприятиях различного уровня и, что важнее, поверить в свои силы, адаптироваться в социуме, расширить круг своих друзей, мир позитивных увлечений, определиться с выбором профессии.

Результаты деятельности по выполнению функций классного руководителя.

С 2006 года являюсь классным руководителем. В моем классе 11 учащихся с разной структурой и степенью выраженности дефекта (дети с ЗПР и глубокой задержкой психического развития, часть из них слабослышащие). 63,6 % детей моего класса воспитываются в неполных семьях, а 18,2% опекаемые.

Свою деятельность как классного руководителя я также проектирую на основе мониторинга, позволяющего собрать информацию об индивидуальных особенностях моих воспитанников, образовательных запросах семей, стиле семейного воспитания, взаимоотношениях между детьми и их родителями, между детьми внутри класса, между детьми и педагогами-предметниками, работающими с классом.

Считаю, что педагог не должен подменять пап и мам, даже если они недостаточно ответственно относятся к выполнению своих родительских обязанностей. Моя миссия как классного руководителя: охраняя права ребенка, оказывать семьям квалифицированную психолого-педагогическую поддержку, помощь в воспитании детей, осуществлять профилактику детской безнадзорности, жестокого обращения с детьми со стороны взрослых.

Разработала и реализую педагогический проект “Воспитательная система класса как эффективное средство психолого-педагогической коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья”. Основные элементы проекта:

  Привлечение к управлению школой и классом Психолого-педагогическое просвещение, профилактика безнадзорности, учебной неуспешности, девиантного поведения детей Расширение воспитательного пространства класса
Ученики

 

Детские советы

Родительские комитеты

Советы ОУ

Группы общественных наблюдателей, экспертов, др.

Программа “Мир мужественности, женственности и красоты” Создание и реализация детско-взрослых проектов.

Развитие социального партнерства и сотрудничества

Родители Программа “Школа родительской любви”
Представители социума Перспективный план взаимодействия с учреждениями и организациями города. Освещение проблемных вопросов в СМИ

Цель проекта: соразвитие детей, родителей, педагогов посредством воспитания ответственного отношения друг к другу, формирования навыков конструктивного общения, организации детско-взрослого сотрудничества. Для реализации проекта мною:

  • адаптирована для детей с ЗПР программа Н. Н. Лубяновой “Мир мужественности, женственности и красоты”, раскрывающая особенности полового развития в подростковом возрасте, представления о способах реализации личных потребностей и интересов на основе соблюдения норм и правил, регулирующих социальную активность человека в различных видах деятельности, воспитывающая ответственность за здоровье свое и окружающих, формирующая навыки конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • разработана программа “Школа родительской любви”, предусматривающая психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, тренинги (в том числе и с привлечением специалистов), патронаж семей, сопровождение детей и семей “группы риска” на основе разработки индивидуальных программ;
  • организуется разработка детско-взрослых (ученики, педагоги, родители, социальные партнеры) проектов, в том числе направленных на становление позитивных семейных отношений, ценностного отношения к семье (“Ученик года”, “Семья года”), здорового образа жизни, воспитание патриотизма и гражданственности (“Новоуральску – нашу любовь и заботу!”), классного коллектива (“Мы вместе!”, “Классный праздник!”) и другие;
  • ученики, родители и социальные партнеры привлекаются к управлению классом и школой через их работу в классных и школьных органах самоуправления, в группах общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации, аккредитации школы, экспертов при оценке деятельности педагогов, т.п.

Главный принцип нашего класса – “Один за всех и все за одного”. Мы вместе – дети и взрослые – отмечаем дни рождения (в том числе школы и класса), официальные и фольклорные праздники, участвуем в спортивных мероприятиях. Каждый праздник для нас – это возможность позитивного общения. А с педагогической точки зрения – накопление детьми и взрослыми опыта здорового образа жизни, формирование навыков соблюдения этикета в различных жизненных ситуациях. У нас много друзей – ребята из других классов, школ (в том числе Детской школы искусств и Детской художественной школы), представители молодежных организаций Уральского электрохимического комбината, Уральского управления автотранспорта, работники городского историко-краеведческого музея и городских театров.

Вместе с детьми мы придумали свой праздник “Добра и улыбки”, который проводим в конце каждого учебного года. На нем все вспоминают самые счастливые события уходящего учебного года, благодарят своих одноклассников, педагогов, родителей, социальных партнеров за добрые дела, которые они сделали, рассказывают о своих планах на каникулы, желают всем хорошего отдыха.

Наиболее успешно детско-взрослый коллектив класса третий год работает по реализации проектов “Музейное дело”, “Школьный театр”. Мероприятия в рамках этих проектов также стали традиционными.

В рамках проекта “Музейное дело” наш класс сотрудничает с муниципальным историко-краеведческим музеем и музеями других образовательных учреждений.

Итоги ООП “ОКР” 2007–2008 г. доказали результативность этого направления деятельности класса – ребята продемонстрировали богатый опыт придумывания и осуществления экскурсионных маршрутов по Новоуральску и его окрестностям, поисковой деятельности, группового и индивидуального проектирования, умение общаться с людьми разного возраста, находить и представлять информацию по заданной теме.

Театральный коллектив класса – постоянный участник праздников школы. Со спектаклем “Волшебные черевички” (по произведениям Н.В. Гоголя) в 2007, 2008 годах ребята выступали перед учениками 1-2 классов школ города, малышами из детского сада “Гнездышко” и посещающими ООО “Английский дом” (отмечены благодарственными письмами управления образования).

Два года класс участвует в городском конкурсе школьных трудовых отрядов в рамках проекта “Новоуральску – нашу любовь и заботу!”. (III место в 2008 г.). Реализуя проект озеленения города “Цветущая клумба”, в 2008 году мы приняли участие в областном конкурсе “Юные исследователи природы” (защита учебно-исследовательских проектов открытого турнира “Юный аграрий”) и получили Почетные грамоты.

Я указала занятые места как внешнюю оценку успешности нашего классного коллектива, но главное – мои ученики, их родители и я с каждым новым делом более открыто, более заботливо относимся друг к другу, раскрываем в себе новые способности, а в социально-культурном пространстве города новые возможности для их реализации.

Показателями результативности моей работы как классного руководителя за период с 2006 г. По 2009 г. Также считаю:

  • стабильное отсутствие детей, уклоняющихся от учебы, не успевающих, совершивших преступления и правонарушения;
  • снижение числа детей “группы риска” (стоящих по социальным показателям на внутришкольном учете), с 4 детей до 1 ребенка;
  • увеличение числа родителей, активно участвующих в проектировании и реализации детско-взрослых проектов с 27,3% до 63,6%;
  • снижение числа детей, испытывающих повышенную тревожность из-за семейных проблем (по результатам психологической диагностики) с 90,9% до 45,5%;
  • по результатам социометрических исследований: класс является сплоченным коллективом, в нем отсутствуют изгои и непринимаемые дети;
  • отсутствуют деструктивные конфликты между субъектами образовательного процесса;
  • 86,7 % родителей и 91% детей дали высокую оценку мне как классному руководителю, отметив благоприятный психологический климат в классе;
  • по результатам участия в жизни школы, в развитии классного и школьного самоуправления, реализации социально значимых проектов в рамках города в 2006–2007 учебном году класс выиграл звание “Самый классный класс”.

Использование современных образовательных технологий.

Понимая, что современное качество образования невозможно достичь без использования инноваций, я в системе использую такие современные образовательные идеи, методы и технологии, как:

  • создание ситуации успеха;
  • педагогику сотрудничества как идею совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, сопровождающейся совместным анализом хода и результата этой деятельности – групповые формы работы;
  • активную интеграцию детей с ЗПР в единое социо-культурное пространство города – метод проектов, технологии ООП “ОКР”, проектирование и реализацию социально значимых проектов;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся – выстраивание индивидуальных образовательно-коррекционных маршрутов, использование элементов программированного обучения, метода уровневых опорных конспектов и учебных заданий, тестовых технологий, мониторинг динамики индивидуальных учебных достижений и личностного роста учащихся;
  • идею активного обучения и воспитания: практические и лабораторные занятия, метод проектов (в том числе, творческие и поисковые работы и отчеты по ним), игровые технологии (в том числе ролевые и деловые игры), выставки-презентации достижений;
  • здоровьесбережение: физкультпаузы во время уроков, “минуты релаксации”, арт– и сказко-терапия, сенсорная терапия посредством работы с такими материалами, как соленое тесто, песок, глина, мех и т.п., тренинги общения.

Являюсь уверенным пользователем компьютерной техники и современного презентационного оборудования. Также имею возможность готовиться к занятиям и проводить их в специализированном кабинете информатики с использованием Интернет. В настоящий момент медиатека кабинета насчитывает 37 электронных носителей предметного содержания. Разработала авторские электронные учебно-методические пособия (техника глажения, технологии изготовления и устранения дефектов кроя юбки и брюк, приготовление блюд из теста и овощей, работа с соленым тестом, др.). Постоянно пополняю электронную картотеку учебно-методических материалов по технологии (практические работы, тесты, презентационные материалы по отдельным темам, др.).

Использую информационные технологии и в работе классного руководителя: совместно с коллегами веду электронный журнал класса (отражает успеваемость каждого ученика, его участие в жизни класса, позволяет отслеживать пропуски уроков), создаю медиатеку “Классных дел” (электронные версии классной летописи и журнала “Классный”, сборники методического, музыкального и слайдового сопровождения, презентации детско-взрослых проектов).

В настоящий момент 20-25 % уроков и занятий дополнительного образования, 30-40% внеклассных мероприятий и мероприятий с родителями провожу с использованием современных информационных технологий.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта в период с 2005 по 2009 г.г.

Я открыта своим коллегам, поэтому являюсь активным членом школьного и городского методических объединений в рамках которых неоднократно представляла свои педагогические проекты. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта происходит в различных формах:

  • открытые уроки
  • открытые занятия дополнительного образования, внеклассные мероприятия по предмету
  • выступления на методобъединиях
  • ежегодный отчет по предмету
  • мастер-класс для учителей города
  • открытые уроки для родителей и учителей в дни открытых дверей.

С 2006 г. являюсь членом городских экспертных комиссий по проверке олимпиадных и научно-исследовательских работ учащихся по технологии. В 2005–2006 годах участвовала в разработке пакета заданий городской олимпиады по технологии для 8–11 классов лиги “Классика”.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

В 2005 г. в рамках прохождения аттестации провела самообследование и на основе выявленных профессиональных проблем разработала программу самообразования на межаттестационный период, в которой определила приоритетные направления и формы своего профессионального развития. В рамках данной программы:

  • прошла курсовую подготовку в ГОУ ИРРО Свердловской области и ГОУ ВПО УрГПУ: “Информационная культура педагога”, “Тифлопедагогика”, “Мониторинг в образовательном процессе”, “Охрана труда”;
  • обучилась в мастер-классах педагогов г. Екатеринбурга: “Славянская писанка”, “Коррекционно-развивающие возможности текстильной скульптуры в творческой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья”, “Коллективная работа в технике лоскутная мозаика”;
  • участвовала в областных семинарах в г. Н-Тагил: “Документальное обеспечение деятельности учителей трудового обучения СКОУ”, “Создание условий для профессионального самоопределения учащихся”;
  • повышение квалификации в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования “Институт развития регионального образования свердловской области” г. Екатеринбург.
  • участие в областной конференции “Народная педагогическая культура, как средство социально-личностного роста детей с ОВЗ” г. Екатеринбург
  • повышение квалификации по программе Intel – обучение для будущего.

Залог успешной работы учителя – это постоянное самообразование и повышение профессионального (Приложение 3).

Приложение 1.