Цель: создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что такое спряжение.
Задачи:
- ввести понятие I и II спряжения глаголов, выделить и зафиксировать модель глаголов I и II спряжения;
- развивать мыслительную деятельность учащихся, логический подход к выполнению заданий, самостоятельность в “добывании знаний”;
- воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету, чувства взаимного уважения.
Оборудование: учебник “Русский язык”, 4 класс. Часть 1 (автор А.В. Полякова)
Ход урока
I. Мобилизационный момент.
На уроке мы продолжим исследования объектов русского языка.
Поднимите руку, кто хочет быть исследователем.
Кто такие исследователи?
Продолжите: “Я желаю быть... ”
П. Повторение изученного.
1. Запись на доске:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет.
– О какой части речи пойдет разговор на уроке? (О глаголе.)
2. По опоре повторим, что такое глагол.
Глагол – это
обозначает
отвечает
имеет
бывают
изменяются
в предложении является
3. Работа в парах.
Задание 1: В каждой строке найти “лишнее слово” и выделить в нем
орфограмму.
Соединив буквы-орфограммы между собой, вы определите слово (петь)
ги(б-п)кий скр(е-и)пела вес(т,-)ник луч(ь,-) |
хру(б-п)кий кр(е-и)чала звез(д,-)ный береч(ь,-) |
голу(б-п)ка прил(е-и)тели сер(д,-)це грач(ь,-) |
шу(б-п)ка с(е-и)нел праз(д,-)ник задач(ъ,-) |
Задание 2: Как понимаете данный фразеологизм: Лясы точить. (Говорить впустую)
4. Работа у доски (два человека).
Задание: изменить данные глаголы (петь, говорить) по лицам и числам в настоящем времени.
– Что поможет нам? (Местоимения.)
Остальные учащиеся разгадывают кроссворд.
Задание: заменить глаголом в неопределенной форме:
Обращаться с просьбой Прийти с опозданием Относиться бережно к чему-либо Нести охрану Нести службу Одержать победу Сделать маленьким Сделать большим Принять решение |
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и цели урока
– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.)
– Что это такое? (Пока не знаем.)
– Интересно узнать новое о спряжении?
– Сформулируйте тему нашего урока в виде вопроса.
Что такое спряжение глагола?
– Чем мы будем заниматься? (Узнавать новое о спряжении.)
2. Проверка индивидуальной работы у доски:
ед.ч. . 1 л. Я пою мн.ч. . 1 л. Мы поем |
ед.ч. 1 л. Я говорю мн.ч. 1 л. Мы говорим |
– Что можно сказать про данные слова каждого столбика?
– Как изменяются глаголы в данном случае?
3. Новое знание.
Это изменение называется спряжением.
– Сравним окончания этих глаголов последовательно. Что заметили?
– Что можете отметить общее в личных окончаниях глаголов первого столбика во 2, 3 лице ед.ч., 1, 2 лице мн.ч.
Вывод: Глаголы в зависимости от окончаний можно разделить на 2 группы:
I спряжение | II спряжение |
По учебнику с. 86 назовите окончания I спряжения, II спряжения.
IV. Построение модели (работа в группах):
– Построить модель, которая поможет быстрее овладеть спряжением
V. Упр. 128 с.85
– В каком времени употреблены глаголы?
Задание: Распределить глаголы настоящего и будущего времени по спряжениям.
Дополнительный материал о пингвинах.
Самые большие пингвины – императорские. Они достигают 80 см роста и весят от 25 до 40 кг. Тело пингвина похоже на ракету, поставленную на хвост. Ноги с плавательными перепонками и короткий клинообразный хвост.
Пингвины замечательно приспособились к суровым условиям. Более половины жизни они проводят в воде, уплывая далеко-далеко от берегов Антарктиды. Питаются они рыбой и кальмарами. В воде их неуклюжее тело превращается в гибкую стремительную ракету. Пингвины могут мчаться со скоростью 36 км/ч.
В разгар зимнего ненастья пингвины откладывают яйца. Каждая самка кладет по одному яйцу весом около 400 г. Яйцо находится в глубокой складке на брюхе по очереди у обоих родителей. Поэтому пингвины обходятся без гнезд.
VI. Закрепление (самостоятельная работа)
– Распределить глаголы по спряжениям.
Дрожит, ведут, звенит, тонете, плывешь, колотят, жужжат, плыть, играем, сеют, молчишь.
Проверка:
I спр.: ведут, тонете, плывешь, играем, сеют.
II спр.: дрожит, звенит, колотят, жужжат, молчишь.
Плыть – ? спр. – Проблема следующего урока
VII. Итог урока.
– Что такое спряжение?
– Какого спряжения бывают глаголы?
– Какие окончания имеют глаголы I спр.? II спр.?
VIII. Рефлексия.
Я научился…
Было интересно…
Мне понравилось…
Было трудно…
IX. Задание на дом: с. 87 упр. 130.