Цели урока:
- Раскрыть причины, массовый характер, цели и задачи репрессий.
- Подвести учащихся к пониманию причин возникновения и длительного существования в СССР тоталитарного режима.
- Обеспечить учащимися понятия “Тоталитарный режим”, “раскулачивание”, “репрессии”, ГУЛАГ,
- Продолжить формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, аргументировано высказывать свое мнение.
- Формировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода.
Задачи урока:
- Формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.
- Раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.
- Создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.
Основные понятия: “Тоталитарный режим”, “раскулачивание”, “репрессии”, ГУЛАГ,
Оборудование: компьютер, мультимедийный проэктор, презентция, документы изучаемого периода, учебник А.А.Данилов, Л.Г Косулина, М.Ю.Брант “История России XX-начало XXI века” (9 класс) М “Просвещение” 2006 г..
Подготовительный этап: Учитель заблаговременно дает задание учащимся познакомиться с документами и статистическими данными по изучаемой теме (при ограниченности доступа к необходимой источниковой базе, либо в случае недостаточной сформированности у учащихся навыка самостоятельной работы с широким кругом источников, учитель предлагает классу готовую подборку документов. Рекомендует обратиться к словарю для уточнения понятий репрессии, оппозиция, тоталитаризм, раскулачивание, подкулачники..
Ход урока
I этап – мотивационный: Познавательное задание на урок:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, –
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Анна Ахматова “Реквием” 1961.
Учащиеся должны самостоятельно определить, что будут изучать на уроке. В данном случае это и репрессии как таковые, и порождаемую репрессиями реакцию общества. Учитель задает хронологические рамки исследования.
Основная часть.
А) Для удобства рассмотрения, предлагается условно разделить изучаемый период на определенные категории. В качестве исследования определяются: раскулачивание, гонения церкви, жизнь политзаключенных в лагерях, позиция интеллигенции.
Б) Задача учащихся, используя документы, учебник и другие источники, документально подтвердить либо опровергнуть тезис о непрекращавшемся сопротивлении личности и общества диктате государственной власти и насаждаемой официальной идеологии, определить формы этого сопротивления.
Каждую группу представляет один ученик, а остальные члены группы дополняют
его выступление. Учитель задает уточняющие вопросы, обобщает выступления
учащихся, расставляет нужные акценты, при необходимости ведет дискуссию.
Так в различные периоды условно могут быть выделены следующие составляющие
сопротивления тоталитарному режиму. (Запись на доске.)
В период 1923–1939 гг.
- борьба в самой партии, которая завершилась массовым уничтожением “старой гвардии”
- сопротивление верующих и разрушение православной Церкви как института;
- сопротивление крестьянства
- протест узников ГУЛАГа.
II этап – информационный.
Учитель характеризует ВКП(б) – как стержень политической системы и методы, которыми коммунистическая партия добивалась полного господства
(Схема “ВКП(б)– стержень советской политической системы”.)
Вопрос:
- Какие отличительные черты имела система СССР в 30-е гг
- В чьих руках сосредоточилась власть в СССР К 30-м гг.?
Работа учащихся с историческим документом № 1.
Политические и личные права советских граждан по Конституции СССР 1936 г. (извлечение)
Статья 125. в соответствии с интересами трудящихся и в целях укреплении. Социалистического строя гражданами СССР гарантируется законом: а) свобода слова; б) свобода печати; в) свобода собраний и митингов; г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются представителями трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их существования.
Статья 127. Гражданам СССР обеспечивает неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.
Статья 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.
Вопрос учителя: 1) Так ли это было на самом деле?
Учитель: Казарменный социализм, который строила наша страна в
соответствии с предначертаниями Сталина, требовал атмосферы постоянного страха.
Создать ее можно было лишь с помощью насилия. Политические репрессии в Советской
России начались сразу после Октябрьской революции 1917 года. Особенного размаха
они достигли в 1937–1938 годы, когда сотни тысяч советских граждан были
расстреляны и отправлены в лагеря ГУЛАГа по обвинениям в совершении политических
преступлений.
По оценкам некоторых историков, общее число осужденных за политические и
уголовные преступления в 1923–1953 годах составляет не менее 40 млн.Не было ни
одного уголка в России, куда бы ни докатилось "колесо красного террора".
Работа учащихся с историческим документом № 2. “Мотивы репрессий”.
1) В советское время было принято все сваливать на Ежова и Берию, которые якобы обманывали Сталина. Эта версия появилась еще в 1938 г., когда вся вина за незаконные репрессии была возложена на Ежова (которого вскоре расстреляли). В действительности же главным организатором репрессий был сам Сталин; политику репрессий активно поддерживали и многие его соратники – Молотов, Каганович, Жданов и другие.
2) Одним из мотивов репрессий считают стремление насадить в стране атмосферу страха и доносительства, чтобы сделать невозможной любую попытку поставить под сомнение власть верхушки ВКП(б) и лично Сталин.
3) Другим мотивом могло быть стремление провести “кадровую революцию” – заменить излишне принципиальных и самостоятельных “старых большевиков” новыми людьми, лично преданными только Сталину и готовыми выполнять любые указания “сверху. “Кадровая революция” могла быть и частью политики переписыванию, поскольку вела к уничтожению тех, кто ранее активно участвовал в революционной борьбе и знал о настоящей роли тех или других деятелей.
4) Наконец, репрессии могли осуществляться и для обеспечения бесплатной рабочей силой грандиозных планов освоения Сибири и Дальнего Востока
Вопрос:
- Что такое репрессии?
- Какие мотивы репрессий вы считаете наиболее значительными?
Учитель. Нет никаких сомнений, что именно Сталин являлся главным распорядителем террора. Сталин ежедневно следил за их черной работой. Ни одна мелочь не ускользала от его внимания. Он собственноручно, например, писал обвинительные речи для громких судебных процессов. Известный прокурор Вышинский писал свои выступления под его диктовку и был всего лишь рупором вождя. Найдены сотни записок, сделанных рукой Сталина, в которых он требовал от чекистов убивать все больше и больше. Сталин лично решал судьбу каждого. Приговор он выносил красным карандашом. Напротив некоторых имен писал: “Бейте еще”. Внизу многочисленных страниц стояло: “Всех расстрелять”. В некоторые дни Сталин приговаривал к казни более 3 000 так называемых врагов народа! В первую очередь необходимо было предоставить народу “доказательства” существования многочисленных антисоветских заговоров. И сказать, что царящая в стране бесхозяйственность – следствие деятельности так называемых саботажников, а вовсе не коммунистического режима. Кроме того, Сталину нравилось унижение, которому подвергались его жертвы. Известно, что он с большим удовольствием слушал рассказы о мольбах своих бывших друзей, приговоренных им к смерти. Первыми под топор “красного террора” попали старые большевики, “ленинская гвардия”.
Учитель. В период “Великого перелома” огромные массы крестьян были приговорены к уничтожению.
Работа учащихся с историческим документом № 3. “Раскулачивание и “голодомор”.
Учитель. Прочитайте письмо раскулаченного крестьянина. “...Мой
отец, Грушко Афанасий Харлампович, на момент раскулачивания проживал в селе
Лазаревка Тамбовского района Амурской области. Вел совместно с братом большое
хозяйство: сеял пшеницу, имел 12 лошадей, 15 коров, 15 овец и баранов.
Все жили в одном деревянном доме. Этот дом после нашего выселения перевезли в
районный центр под контору. Работал отец со своим большим семейством с рассвета
и до заката. В период коллективизации отцу, как и многим, имевшим хозяйство,
предложили вступить в колхоз и сдать все нажитое имущество в общее пользование.
Но мало кто добровольно шел на такой шаг. Отказался вступать в колхоз и мой
отец. С “отказниками” разговор был короткий: имущество отбирали как у
социальновредных элементов, а семьи вместе c малыми ребятишками грузили на
телеги и отвозили на север Амурской области либо в Хабаровский край.
В 1933 году наша семья была выслана на разъезд Сита Хабаровского края. Привезли
в тайгу, бросили и приказали обустраиваться. Словом: рыть землянки, искать себе
пищу, готовиться к работам по заготовке леса. Наши отцы с раннего утра и до
позднего вечера валили лес, а женщины находились дома, присматривали за
босоногой детворой и ухитрялись из подножного корма готовить еду.
Научились у нанайцев вялить на зиму рыбу, а потом на рыбу меняли кое-что из
одежонки. Картошки почти ни у кого не было, так как отвоевать у кедрового леса
хотя бы сотку земли было непосильным трудом. С одним только кедровым пнем, чтобы
его выкорчевать, мучились по нескольку дней 5–6 крепких мужиков.
Очень многие из-за скудной пищи и недостатка витаминов болели цингой. У мужиков
выпадали зубы, кровоточили десна. У спецпоселенцев были обмороженные ноги
оттого, что не хватало обуви. Одевались и обувались кто во что горазд: плели
лапти, обматывали ноги тряпками. Моя мама все время мучилась с ногами, стала
инвалидом.
Мы никогда не ныли, не ругали судьбу. Мой отец был верующий человек и часто нам,
детям, говорил: “Нельзя печалиться, зла держать. Если мы так живем, значит,
где-то согрешили. Бог посылает нам испытания, и надо крепиться, радоваться тому,
что живы, что все вместе”. Бывало, в школе сидим голодные, сонные, а сами песню
поем: “Спасибо, родная страна, за наше счастливое детство”.
Вопросы для обсуждения:
- Правы ли правоохранительные органы арестовывая людей?
- Каково было обвинение?
- Сочувствуюте ли спецпоселенцам?
- Почему же вы от такой жизни не убегали из мест поселения?
Интеллигенция.
Учитель. Накануне 1933–34 года численность населения городского, промышленного увеличилась на 10,5 миллионов человек. Численность же сельского населения уменьшилась. Российском архиве экономики, говорят о том, что численность населения с осени 1932 года до лета 1933 года уменьшилось на 7,7 миллиона человек, то есть примерно на столько, на сколько погибло во время голода. И в этой трагедии – голодомор и раскулачивание – важнейший элемент. Если год 1921–22 года был известен: была создана комиссия помощи голодающим, американская ассоциация оказывала помощь, миссия Нансена и так дальше. Валюту тратили на то, чтобы получить из-за границы хлеб и в какой-то степени уменьшить, смягчить голод. То в 1932–33 годах это был совершенно секретный голод. Ни одной строчки, ни одного упоминания в наших газетах, радио о голоде не было. И в этом очень примечательна записка Сталина Молотову и Когановичу. Он пишет: “Не знаете ли, кто разрешил американским корреспондентам в Москве поехать на Кубань? Они состряпали гнусность о положении на Кубани (смотри их корреспонденции). Надо положить этому конец и воспретить этим господам разъезжать по СССР. Шпионов и так много в СССР”.И резолюция: “Это безобразное дело надо обсудить в ЦК”. Молотов, Коганович.”
Вопросы для обсуждения:
- Для чего власти использовали официальную ложь о судьбах репрессированных крестьян?
- Какие методы лжи вам известны?
- Почему власти скрывали голод?
Учитель. Мало кто из городских жителей и интеллигенции вспоминает о голоде. Но находились люди, которые не могли молчать об этих событиях. Например М.Шолохов, О. Мандельштам, А.Ахматова и немногие другие М.Шолохов так настойчиво писал и доказывал Сталину о голоде в своей родной станице, что Сталин вынужден был, в секретном архиве Сталина есть такое письмо: “Вячеслав, думаю, что надо удовлетворить просьбу Шолохова целиком, то есть дать дополнительно вешенцам 80 тысяч пудов и верходонцам 40 тысяч. Дело это приняло, как видно, всенародную огласку. И мы после всех допущенных там безобразий можем только выиграть политически. Лишних 40-50 тысяч пудов для нас значения не имеют.
Работа учащихся с историческим документом № 4.
Осип Мандельштам
* * *
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ:Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина.Ноябрь 1933
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, кому посвящена эта эпиграмма?
- Почему поэта арестовали и отправили в лагерь на 10 лет?
Аресты и ГУЛАГ. Учитель. Сколько жизней унес сталинский режим ?Точно сказать невозможно. “Чистки” происходили при полном хаосе, в безумной спешке! Поэтому можно назвать весьма приблизительную цифру. Известно , что лишь за самые страшные годы, с 1937 по 1938, НКВД было арестовано полтора миллиона человек. Половина из них была казнена на месте, 500 000 скорее всего погибли в лагерях.
Работа учащихся с историческим документом № 5. “Бутовский полигон: как работал сталинский конвейер смерти”.
В 1991 году года в архиве Московского управления МБ были обнаружены
неизвестные ранее, не стоявшие на учете материалы. Это были 18 томов дел с
предписаниями и актами о приведен в исполнение приговоров о расстрелах в Бутово
(Подмосковье) 20765 человек в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 года.
Рассказ полковника ФСБ М. Е. Кириллина об обнаружении массовых захоронений и
технологии уничтожения людей “...Автозаки, в которые вмещалось 20 30, а
иногда до 50 человек, подъезжали к полигону со стороны леса примерно в 1, 2 часа
ночи. Зона была огорожена колючей проволокой. Там, где останавливались автозаки,
находилась вышка для охраны, устроенная прямо на дереве. Людей заводили в барак
якобы для “санобработки”. Непосредственно перед расстрелом объявляли решение,
сверяли данные...
С августа 1937 года казни в Бутово приняли такие масштабы, что “технологию”
пришлось изменить. С помощью бульдозера-экскаватора вырыли несколько больших
рвов, длиной примерно 500 метров, шириной 3 метра и глубиной также 3 метра.
Приговоренных выводили по одному из помещения барака. Тут появлялись
исполнители, которые принимали их и вели каждый свою жертву в глубину полигона в
направлении рва. Стреляли на краю рва, в затылок, почти в упор. Тела казненных
сбрасывали в ров, устилая ими дно глубокой траншеи.
За день редко расстреливали меньше ста человек. Бывало и 300, и 400, и свыше
500. По словам и.о. коменданта, исполнители пользовались личным оружием, чаще
всего приобретенным на гражданской войне; обычно это был пистолет системы
“наган”, который они считали самым точным, удобным и безотказным.
При расстрелах полагалось присутствие врача и прокурора, но соблюдалось это
далеко не всегда. Затем к вечеру появлялся человек из местных, чей дом до 50-х
годов стоял на территории полигона. Он заводил бульдозер и тонким слоем земли
присыпал трупы расстрелянных. На следующий день расстрелов все повторялось
сначала. Около тысячи из них священники и простые верующие. В целом же
подавляющее большинство расстрелянных (83–85%) были люди беспартийные; более
половины из всех имели низшее образование. Одним словом, это были простые
труженики, далекие от политики. Бутовский полигон (где было расстреляно от 20 до
90 тыс. чел) дает исчерпывающее представление о том, кто были жертвы сталинской
машины террора. Во “враги народа” к чекистам попала вся Россия. Это была
настоящая фабрика смерти”.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы относитесь к фактам массового уничтожения?
Гонения на церковь. (Опережающее задание доклад ученика. Краеведческий материал о преследовании священников).
Учитель. В с. Озерки Веденская церковь была построена в 1856 г. это было одно из самых красивых зданий в селе. Но с 1929г. начались притеснения священнослужителей. Колокольню превратили в пожарную вышку. В 1929 г. Коломенским райкомом партии было принято решение о закрытии храма. Учителя собирали подписи детей о закрытии храмы. 6 октября 1929 г. священники организовали выступление народа в защиту церкви. Власти арестовали настоятеля и благочинного проториерейя Алексея Васильевича Лихачева. Он прослужил в г.Озеры 24 г. О судьбе второго священника ничего не известно. В декабре 1929 г. сняли колокола, иконы, храм взорвали. В оставшейся части от большого Введенского хама устроили клуб: показывали фильмы, организовывали танцы и выступления агитбригад. А с 1937 г. в храме располагалось Заготзерно. Только 18 июня 1945 г. по настоятельным просьбам местных жителей храм был снова открыт и получил новое имя храм “Святой Троицы”.
III. Рефлексия
Учитель. Какие выводы вы можете сделать из полученной информации. Во-первых, противостояние тоталитарного режима и общества претерпевало постоянную эволюцию и, во-вторых, на протяжении всего рассматриваемого периода превалировало моральное сопротивление режиму, в том числе “внутренняя эмиграция”. Следует подчеркнуть, что основой морального сопротивления было стремление к общечеловеческим ценностям и сохранение старой, дореволюционной культуры. Формой морального сопротивления было творчество наших великих писателей, поэтов и композиторов, ученых. Такие известные произведения как “Реквием” А.Ахматовой, “Котлован” А.Платонова, “Мастер и Маргарита” М.Булгакова, “Шестая симфония” Д.Шостаковича. В том же ряду, написанное в стол исследование по истории опричнины С.Б.Веселовского. Даже хранение запрещенных произведений было сопротивлением. Именно стремление “жить не по лжи”, в условиях, когда всякое инакомыслие беспощадно подавлялось, породило новую форму сопротивления – неучастие. Отказ приспосабливаться к ситуации (“колебаться вместе с линией партии”), отказ сегодня считать врагом человека, который вчера был твоим другом, отказ сжигать сегодня все, чему поклонялся вчера, отказ жить “как все”, неучастие в вакханалии страха и террора был высшим проявлением истинного мужества и гражданственности. Именно сформировало необходимые предпосылки для сегодняшнего строительства правового государства.
Таблица “ Развития критического мышления”.
Что совпало с моими представлениями? | О чем я раньше не знал. | Что не совпало с моими представлениями? | Что вызвало непонимание? |
Список литературы:
- Книга памяти жертв политических репрессий жителей Московской области . МО ОО. “ФЭРИ_В” 2002
- “Бутовский полигон. 1937–1938 г.г.Книга памяти жертв политических репрессий” т.1–7. М., 1997–2003 гг.
- А.И.Солженицын. “Архипелаг ГУЛАГ”, 1918–1956 ч.3., 4–М Терра, 2000
- Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко Минск, Москва: Политфакт, 1995 г.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009 г.
- Вершители судеб. Бутовский полигон. – rys-arihipelag.ucoz.ru/…/31-1-0-1786
- Н.Н.Виговская. “Привезли в тайгу и приказали обустраиваться”. газета “Амурская правда”, Архив. 26 октября 2007 г.
- Сталинские репрессии – Традиция. Tradition.ru/wiki/ Сталинские репрессии.
- “Святые земли Озерской” газета “Благовестник” Г.Коломна № 26, 26, 27, 28; 2007 г.