Обобщающий интегрированный урок по физике и информатике в 8-м классе по теме "Тепловые явления"

Разделы: Физика, Информатика


Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
(Русская пословица)

Цели:

  • Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к различным литературным источникам.
  • Формирование умения анализировать, сравнивать.
  • Развитие умения вести рассказ, выступать перед товарищами.
  • Привитие интереса к физике и информатике.
  • Развитие познавательного интереса;
  • развитие у школьников умения излагать мысли и моделировать ситуацию;
  • повторение и закрепление основного программного материала;
  • воспитание уважения к сопернику;
  • воспитание умения работать в команде.

Задачи:

  • Обобщить знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления”.
  • Совершенствовать навыки решения задач различного типа.
  • Совершенствовать навыки работы с графиками.
  • Развивать умение объяснять окружающие явления.
  • Научиться применять знания в новых, нестандартных ситуациях.
  • Развивать навыки работы с Интернет и приложениями Microsoft Word (составление докладов), Microsoft Excel (составление кроссвордов и графиков), Power Point (подведение итогов работы в презентации к уроку), Paint (рисунки снежинок и кристаллов).

Оборудование: Урок проводиться в компьютерном классе, проектор, плакаты с высказываниями ученых, газеты подготовленные учащимися.

Ход урока

Учитель: Сегодня мы собрались, чтобы принять участие в физических соревнованиях по теме: “Тепловые явления”.

Оценивать соревнования будет жюри в составе старшеклассников и учителей физики и информатики.

Ребята читают стихи:

Про теплоту начнем рассказ,
Все вспомним, обобщим сейчас.
Энергия! Работа до кипенья!
Чтоб лени наблюдалось испаренье!
Мозги не доведем мы до плавленья,
Их тренируем до изнеможенья!
В учении проявим мы старанье,
Идей научных видя обаяние!
Задачу мы любую одолеем
И другу помочь всегда сумеем!
Историю науки изучаем
И Ломоносова – великим почитаем!
И проявляем мы себя в труде,
Как двигатель с высоким КПД!
Но как же жизнь бывает непроста,
С той дамой, что зовется: “Теплота”.

Учитель: Приложение (слайд 1–3).

Пусть кипит работа,
Сложны соревнованья,
Решает не судьба,
А ваши знанья!

Готовясь к этому уроку, ребята работали в школьном медиацентре, написали много докладов и сообщений по темам:

  • “Круговорот воды в природе”.
  • “Как образуется иней, дождь и снег”.
  • “История изобретения паровых машин и тепловых двигателей”.

Составляли кроссворды по теме “Тепловые явления”. Используя офисные технологии.

Мы собрали этот материал, и теперь желающие могут воспользоваться им, для подготовки к урокам.

Также ребята нарисовали физические газеты и написали высказывания ученых, с помощью компьютера, используя свои знания по офисным технологиям.

Жюри оценивает эти конкуры.

1. Первый конкурс “Представление команды” (слайд 4).

2. Конкурс “Разминка” (слайд 5).

1) Вырази в системе СИ:

  • 8 кДж = Дж
  • 12,3 кДж = Дж
  • 0,04 кДж = Дж
  • 7000Дж = кДж
  • 108 Дж = кДж
  • 3150Дж = кДж
  • 2500000 Дж = МДж

2) Заполни таблицу, используя знания определений тепловых процессов.

Таблица 1

Тепловой процесс Формула для нахождения количества теплоты Название неизвестной величины Единица измерения
Нагревание и охлаждение      
Сгорание      
Плавление и кристаллизация      
Парообразование и конденсация      

Таблица 2

Тепловой процесс Формула для нахождения количества теплоты Название неизвестной величины Единица измерения
Нагревание и охлаждение Q = cm(t2 – t1) С –Удельная теплоемкость/ Дж/кг°C
Сгорание Q = q m q – Удельная теплота сгорания Дж/кг
Плавление и кристаллизация Q = λ m λ – Удельная теплота плавления Дж/кг
Парообразование и конденсация Q = Lm L – Удельная теплота парообразования Дж/кг

3) Конкурс “Эстафета задач” (слайд 7).

  1. В пламени газовой горелки, температура распределяется следующим образом: в нижней части пламени 500°C, в средней и в верхней частях – около 1540°C. Укажите, используя таблицу температур плавления, в каких слоях пламени будет плавиться тонкая проволочка, изготовленная из: алюминия; меди; свинца.
  2. Назовите, какие вещества будут плавиться, если их опустить в кипящую воду.
  3. Расплавиться ли небольшой кусочек олова, если его бросить в тигель с расплавленным свинцом?

Жюри оценивает эти конкурс.

3. Конкурс “Кроссворд” (слайд 9–11).

  1. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкость.
  2. Кислород – это ... (В каком состоянии находится это вещество?)
  3. Процесс перехода вещества из жидкого состояния в газ.
  4. Интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре.
  5. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделится при полном сгорании
  6. Переход вещества из жидкого состояния в твердое состояние.
  7. Величина, показывающая, какое количество водяного пара содержится в воздухе.
  8. Пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью.
  9. Явление превращения пара в жидкость.
  10. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Жюри оценивает этот конкурс.

4. Конкурс “Посиделки”– команды должны в артистичной форме представить интересные сообщения по данной теме. (Ребята из каждой команды, рассказывают интересные факты, связанные с тепловыми явлениями. Побеждает команда, которая больше всего представила занимательных фактов.) (Слайд 12)

А знаете ли вы?

– В Америке и Англии используется иная, нежели у нас, температурная шкала – шкала Фаренгейта (F). Средней нормальной температуре человеческого тела соответствует +98° F. Вода замерзает при +32° F, а кипит – при +212° F.

Знаете ли вы, что.

Вода кипит при 100 °С только при определенном давлении – 760 мм рт. ст. На вершине Эльбруса давление равно половине атмосферного, этому давлению соответствует температура кипения 82° С.

А знаете ли вы?

Ртутные пары очень ядовиты, и 1г ртутных паров может серьезно повредить здоровью любого человека. Надо следить, чтобы даже самая маленькая капелька ртути не пролилась.

Знаете ли вы, что ………

Наличие определенной точки плавления есть важный признак кристаллических веществ. Именно по этому, их легко отличить от других тел, называемых аморфными. Они не имеют определенной температуры плавления.

А знаете ли вы?

В России в 1834 г. Отец и сын Черепановы, крепостные крупнейшего горнозаводчика Урала Демидова, построили первый отечественный паровоз. Этот паровоз перевозил руду на территории Нижнетагильского завода по специальной “чугунной дороге”. Он развивал скорость 15 км/ч при грузе 3,5 т.

Знаете ли Вы, что.

– Существуют молекулы гиганты, в которых содержатся тысячи и сотни тысяч атомов. Это молекулы каучука, клетчатки, Других органических веществ, полимеров.

А знаете ли вы?

Поскольку плотность льда меньше плотности воды, то образующийся зимой лед не тонет на дно водоемов, а плавает на поверхности. Если бы лед тонул в воде, то все водоемы зимой наполнялись бы льдом и в них не могли бы существовать живые организмы.

Благодаря восходящим конвекционным потокам теплого воздуха над лугами и ущельями некоторые птицы (орлы, грифы) могут по – долгу “парить” в воздухе, не взмахивая крыльями.

Знаете ли Вы, что.

Температура внутреннего голубоватого конуса пламени горелки 300° С, во внешнем конусе до 1800° С. Сверх высокие температуры существуют в природе, но не на Земле, а на других телах Вселенной. Поверхность солнца нагрета до 6000° С.

А знаете ли вы?

Джеймс Уатт в 1768 году построил первую паровую машину, до настоящего времени прошло более 240 лет. За это время паровые машины сильно изменились. Уровень развития любой страны определяется тем, какое количество различных машин приходится на душу населения.

Знаете ли Вы, что.

В жарких странах принято хранить воду в глиняных кувшинах: вода в них всегда прохладна, так как происходит постоянное испарение, а так как глина плохо проводит тепло, то теплообмен с окружающей средой слаб.

А знаете ли вы?

Первые автомобили развивали скорость не более 25 км/ч. Рекорд скорости принадлежит ракетному автомобилю с газотурбинным двигателем “Траст SSC” , который развил скорость 1227,9 км/ч.

Знаете ли Вы, что

При поездке в поезде летом очень просто получить из теплой воды холодную. Для этого бутылку с водой можно завернуть в сырую марлю и выставить в окно движущегося поезда. Через 15–20 минут вода будет холодной.

Жюри оценивает эти конкурс.

5. Конкурс “Физический термин”.

Собрать слово из букв – физический термин (слайд 13–15).

– Тепловой процесс, при котором вещество переходит из жидкого состояния в твердое состояние. (Кристаллизация.)

Жюри оценивает этот конкурс.

6. Конкурс “Умелые руки” (слайд 16–23).

Используя графический редактор Paint

Определите типовую фигуру, с помощью которой составлен кристалл, и предложите свой вариант кристалла из этого элемента.

Одновременно с конкурсом “Умелые руки” идет конкурс “Болельщиков”. За каждый правильный ответ команде присуждается 1 балл.

Жюри оценивает эти конкурс.

7. Конкурс “Спортивно-тепловые упражнения” (слайд 16).

Жюри оценивает быстроту, правильность и слушает объяснение команды.

Учитель: Ученые, раскрывая секреты внутреннего строения вещества, создают модели. Для этого используют, например, шарики разных цветов, соединяют их стержнями. Такие модели есть в учебном оборудовании кабинетов физики и химии. Для моделирования расположенных атомов и молекул в веществе можно воспользоваться и шарами.

Английский ученый Вильям брег предложил моделировать внутреннее строение вещества при помощи мыльных пузырей.

Вы, используя воздушные шары двух цветов, можете показать модели строения льда, воды, водяного пара в атмосфере.

Задание первое: Показать статическую модель молекулы воды. (Один синий и два красных шара).

Задание второе: Показать структуру льда. (Молекулы воды расположены близко к друг другу, и в строгом порядке.)

Задание третье: Показать динамическую модель расположения молекул в воде. (Молекулы расположены на небольшом расстоянии друг от друга и пытаются прилипнуть друг к другу.)

Задание четвертое: Показать динамическую структуру водяного пара в атмосфере. (Молекулы расходятся по всему объему на сцене, так как газ занимает весь объем.)

Задание пятое: Показать хаотическое или броуновское движение молекул. (Учащиеся непрерывно перебегают с места на место.)

Задание шестое: Температура вещества увеличивается (скорость молекул увеличивается).

Задание седьмое: Показать, что происходит с молекулами при понижении температуры веществ? (Скорость движения уменьшается.)

Задание восьмое: Показать, что происходит с молекулами веществ, при диффузии? (Молекулы одного вещества перемешиваются с молекулами другого вещества, учащиеся одной и второй команды смешиваются.)

Жюри оценивает эти конкурс.

8. Конкурс “Домашнее задание”. Выступление команд: песня, танец или стихотворение по теме “Тепловые явления” (Приложение, слайд 25–26).

Царство науки не знает предела
Всюду следы ее вечных побед
Разума слово и дело
Сила и свет.

Все участники соревнований показали свои знания и умения по теме “Тепловые явления”. И по праву могут считаться знатоками тепловых явлений.

– Так же хотелось наградить еще одних знатоков – это ваши классные руководители – они помогали вам и тоже стали знатоками.

Использованная литература

  1. Боброва С.В. “Нестандартные уроки”. – Волгоград: Учитель, 2003.
  2. Марон А.Е. “Дидактические материалы”. Физика, 8-й класс. – Москва. 2004.
  3. Кирик Л.А. “Физика 8”. – Москва. 2003.