Цели и задачи: углубить и закрепить представления учащихся о древнегреческом полисе, о значении мифологии, культуры и науки Древней Греции ; через игровую деятельность активизировать познавательный интерес учащихся к истории; привить и воспитывать уважение к предмету.
Оборудование:
- Карта "Древняя Греция"
- Портреты исторических деятелей (Леонид, Солон, Демосфен, Перикл, Мильтиад)
- Рисунки с изображениями древнегреческих богов с номерами
- 2 карточки с кроссвордами
- Карточки с заданиями
- Звездочки красного и зеленого цветов
- Таблицы с заданиями
- Номера
Тип урока: обобщение знаний.
ХОД УРОКА
Ребята, сегодня мы будем проводить урок повторения по теме "Древняя Греция".Урок будем проводить как соревнование двух команд(команды разделены заранее). На мои вопросы будете отвечать и коллективно и индивидуально. За правильный ответ я буду давать красную звездочку, за неполный ответ зеленую. Победителем становится та команда, которая в сумме наберет больше звездочек. Итак приступаем к заданиям.
Задание 1. На доске прикрепляются рисунки богов с номерами и названиями. На вопрос учителя все учащиеся поднимают номера предполагаемого правильного ответа. За правильный ответ каждому по красной звездочке. Все учащиеся ответы поднимают одновременно по команде учителя. На размышление дается 30 секунд.
Вопросы.
1. Главный бог у древних греков.(Зевс). Рисунок 1
2. Этот бог изготовил доспехи и оружие Ахиллу.(Гефест) Рисунок 2
3. Имя этой богини носит город в Греции.(Афина) Рисунок 3
4. Этого бога сопровождают нимфы и сатиры. (Дионис) Рисунок 4
5. В отличие от других богов, этот бог занимался трудом.(Гефест) Рисунок 2
6. Этот бог преследовал Одиссея.(Посейдон) Рисунок 5
7. Поднимите номер бога, властелина мрачного подземного царства. (Аид) Рисунок 6
8. В честь этого бога древние греки устраивали 2 раза в году праздники. (Дионис) Рисунок 4
10. Эти 3 бога являются между собой братьями. (Зевс, Посейдон. Аид)
11. Поднимите карточки двух богов. Которые заспорили между собой за название их именем города. (Посейдон, Афина)
12. Этой богине троянский царь Парис присудил яблоко. (Афродита)
13. Эта богиня помогала в сражении Гектора с Ахиллом, подала копье Ахиллу. (Афина)
Задание 2. Каждая команда решает кроссворды. Команда которая решит кроссворд первым получит красную звездочку, вторая команда зеленую.
Кроссворд.
По вертикали в выделенном красным цветом столбце должно получиться слово "трагедия"
- Город-государство в Южной Греции. (Спарта)
- Афинский государственный деятель. (Перикл)
- "Место для зрелищ" по гречески. (Театр)
- Название главнокомандующего в Афинах. (Стратег)
- Другое название Южной Греции (Пелопоннес)
- Спартанский царь командовавший в Фермопильском сражении (Леонид)
- Греческое название "песни веселых поселян" (Комедия)
- Правления знатных греков. (Аристократия)
Задание 3. Командам даются карточки с рассказом. Рассказ необычный с исторической путаницей. Учащиеся должны исправить ошибки. Победившая команда получает красную звездочку.
Историческая путаница.
В начале 5 века до нашей эры Греция вела борьбу с римлянами. Во главе римлян стоял царь Дарий, а во главе греков спартанский царь Фемистокл. В 490 году до нашей эры у Фермопил, в Южной Греции, произошло сражение. Все попытки римлян овладеть Фермопильским ущельем ни к чему не приводили. Греки держались мужественно, римляне не могли их сломить. На третий день к Дарию пришел местный житель, готовый за царскую награду стать предателем. Изменник показал обходную тропу, ведущую через горы в тыл к грекам. Спасая войско, Фемистокл приказал всем отступать. Сам же вместе с трехтысячным войском остался на верную смерть, чтобы прикрыть отход греческих отрядов. В яростных схватках герои проявили величайшую доблесть и мужество. Ломались мечи и копья-греки дрались руками и зубами, пока не погибли все до единого. Битва кончилась поражением греков, и царь Дарий захватил всю страну.
В тексте 6 ошибок.
Задание 4. Учащиеся должны определить, кому могли бы принадлежать эти слова. За правильный ответ каждому по красной звездочке.
"Поверьте мне было нелегко. Все были недовольны. Одни корили меня тем, что я забыл о своем происхождении. Другие правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля" (Солон)
"Я всю жизнь боролся против сильнейшего врага. Разил его словом, а когда война стала неизбежной, то взялся за копье и принял неравный бой. Мы проиграли и лишились той наивысшей ценности, которой обладали. Но уважение потомков согласитесь, осталось с нами" (Демосфен).
"Афиняне я узнаю в морской дали корабль! О лучше бы мои старые глаза ослепли, чем видеть этот страшный цвет парусов. Мой сын, погиб". (Эгей)
Задание 5. "Исторические пенальти". Каждая команда выбирает вратаря которому предстоит отражать пенальти. Вратарем обычно становится самый сильный ученик. Игроки каждой команды по очереди задают вопрос вратарю. За каждый правильный ответ по красной звездочке. Побеждает команда получившая больше звездочек.
Подведение итогов урока. Определяем команду победительницу, и лучшего знатока истории Древней Греции. Лучшего знатока истории Древней Греции награждаем грамотой, а команду победительницу красочно оформленной, шуточной путевкой в Грецию. Выставляем оценки.
При определении лучшего знатока истории, набранные звездочки пятого задания (вратаря), не считаются.