Задачи занятия
- Образовательные: научить учащихся сравнивать обыкновенные дроби различными способами
- Развивающие: развивать логическое мышление, познавательные и аналитические способности, учить самостоятельно, добывать новые знания, способствовать развитию правильной математической речи
- Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, прислушиваться к мнению сверстников, взаимодействовать со взрослыми.
План занятия.
Этапы занятия | Временная реализация |
Организационный момент: приветствие, объявление темы урока | 3 минуты |
Актуализация знаний | 3 минуты |
Создание различных проблемных ситуаций | 15 минут |
Промежуточное закрепление | 10 минут |
Самостоятельная работа | 10 минут |
Итог урока | 4 минуты |
Ход занятия
1 этап (3 минуты)
Приветствие, объявление темы урока.
2 этап (3 минуты)
Учитель-
Как сравнить две обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями? Приведите пример.
Как сравнить две обыкновенные дроби с одинаковыми числителями? Приведите пример.
Как сравнить две обыкновенные дроби с разными знаменателями? Приведите пример.
С какими трудностями мы можем встретиться, сравнивая дроби с разными знаменателями?
Ученики - Иногда бывает трудно подобрать общий знаменатель, встречаются сложные вычисления.
Учитель - Оказывается ребята, наряду с уже хорошо известными нам способами сравнения обыкновенных дробей, существует несколько хитрых приемов, которые помогут нам сравнивать дроби проще и быстрее. Сейчас мы с вами и попробуем догадаться, что это за приемы.
3 этап (15 минут)
Учитель - Представьте частные в виде несократимых дробей:
5 : 10
4 : 6
6 : 8
8 : 10
10 : 12
Ученики - 1/2 2/3 3/4 4/5 5/6
Учитель - Что вы заметили?
Ученики - Числитель дроби на 1 меньше знаменателя.
Учитель - Как вы думаете, в каком порядке расположены дроби?
Ученики - В порядке увеличения.
Учитель - Как доказать?
Ученики - Можно привести к одному знаменателю.
Учитель - Отметьте эти точки на координатном луче, что вы заметили?
Ученики - Чем больше числитель и знаменатель, тем ближе расположено число к 1, т.е. 1/2 отличается от 1 на 1/2, 3/4 отличается от 1 на 1/4, 4/5 отличается от 1 на 1/5
1/2 > 1/3 >1/4 >1/5 > 1/6
Расстояния до 1 сокращаются, значит, сами числа увеличиваются!
Вывод: Обыкновенные дроби можно сравнивать, дополняя их до 1!
Учитель - Используя прием сравнения с 1, сравните:
Ученики -
Учитель - Как легче сравнить эти дроби? Приводя к одному знаменателю, или сравнивая с единицей?
Ученики - Конечно, сравнивая с единицей, так как иначе мы столкнемся со сложными вычислениями.
Учитель - Проанализируйте высказывание: если 3 · 7 < 5 · 5, то почему оно верно?
Ученики - Если приводить эти дроби к одному знаменателю, то придется 3 7, а 5 5, затем сравниваем числители.
Учитель - Сформулируйте правило в буквенном виде!
Ученики -
Учитель - Это правило называется перекрестным правилом сравнения дробей.
Пользуясь этим правилом, сравните:
Ученики - 25?4 больше, чем 33?3 , значит .
125?8 меньше, чем 1001?1 , значит
Учитель - Придумайте хитрые способы для сравнения дробей. (Ответы учеников указаны в скобках)
4 этап (10 минут)
Учитель - Сравните дроби, называя алгоритмы, которыми пользовались при сравнении.
Ученики выполняют задание, проговаривая алгоритмы.
Учитель - Укажите без преобразований наибольшую и наименьшую из дробей. Расположите дроби в порядке убывания.
У учащихся возникли затруднения.
Ученики - Все дроби больше половины. А как же сравнивать?
- А если определить, на сколько каждая дробь отличается от половины и вспомнить прием дополнения до единицы?
-Действительно, первая дробь отличается от половины на , вторая на , а третья на .
-, значит, находится на луче правее чем и правее, чем.
Ответ: а)
Выполняются оставшиеся задания.
5 этап (10 минут)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
При самопроверке учащиеся устанавливают причины затруднений.
6 этап (4 минуты)
Итог урока
Учитель. - Какие хитрые приемы сравнения обыкновенных дробей сегодня на уроке мы вывели?
Ученики - сравнение с 1
- сравнение с
- перекрестного умножения.
Учитель - Зачем нужны эти правила?
Ученики - Чтобы сравнивать дроби можно было проще и быстрее.
Учитель прощается с учениками и благодарит их за урок.