Класс: 4
Цели:
- Дать понятие о трёх типах склонениях имён существительных в единственном числе.
- Формировать умение определять склонение по роду и окончанию в процессе выполнения практических заданий.
- Развивать мышление, внимание, память, творческие способности -умение анализировать и классифицировать.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: тесты, учебник "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой
ПЛАН УРОКА
1. Организация класса.
- Хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку?
- Тогда вперёд!
2. Чистописание.
Начинаем урок с минутки чистописания. Чтобы узнать какие буквы будем писать, вам надо прослушать стихотворение; в повторяющемся несколько раз слове выделить непарные согласные.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Кто выполнил задание не в полную силу?
- +
- +-
Оцените свою работу.
3. Повторение изученного.
- Ребята, а сейчас что начнём делать?
- Прочитайте написанные на доске словосочетания. Объясните написание слов.
- Разделите словосочетания на группы по какому-либо признаку.
(гл. + сущ. С предлогом и гл. + сущ. Без предлога.
Склоняемые и несклоняемые сущ.
Нахождение места орфограммы,по падежам.)
Запишите группу словосочетаний с несклоняемыми существительными.
- Проверяем.
Какие словосочетания выписали?
- Кто выписал такие существительные?
- Кто допустил ошибку?
- Оцените свою работу.
- +
- +-
Н..шёл ( в ) тр..ве.
Купил п..льто.
Катался ( на) пони.
Л..жит ( на ) к..вре.
П..гладил щенка...бедали ( в ) кафе.
- Что такое склонение?
Изменение окончаний имён существительных по вопросам называют склонением или изменением по падежам.- Проверим знание падежей.
- Прочитайте задание теста.
Укажи (+) существительные в дательном падеже.
- Подъезжаем к пустыне
- хожу по тропинке
- толпились на площади
- кружились в воздухе
- тянулись над долиной
- подошли к опушке
- плыли по Волге
- жил у старушки
- дрожат в море
- подарил другу
4. Сообщение темы.
- Продолжим дальше.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
Прочитайте предложение.
В каком падеже существительные "по улице" и "по площади"?
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже и употреблены с одним предлогом?
- Вот эту проблему нам предстоит решить на уроке.
5. Работа над новой темой.
ДОСКА: СТРАНА, МЫШЬ, ЗЕМЛЯ, ДЕДУШКА, ДЯДЯ, СТОЛ, ОЗЕРО, ПОЛЕ, ДОЧЬ.
? Как определить склонение имён существительных в именительном падеже единственного числа?
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
М.р. | А Я | ||
Ж.р. | А Я | Ь | |
Ср.р. | О Е |
- Прочитайте слова на доске, найдите в них общее.
- Разделим имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу.
- Назовите имена существительные, которые отнесём к 1 группе?
- Назовите имена существительные, которые войдут во 2 группу?
- Какие слова составляют 3 группу?
- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имён существительных. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.
- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Как определить склонение имен существительных в именительном падеже единственного числа?
- Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
- Подтвердим наши выводы доказательством из учебника.
- Стр. 88 учебника. Прочитайте правило.
- Прочитайте какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?
- Стр.89. Как определить склонение имени существительного?
РАБОТА В ТЕТРАДИ. УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СКЛОНЕНИЯ.
- Теперь применим наше правило на практике.
- Читаем орфографически слова, записываем и определяем склонение.
ДОСКА:
П..м..дор, к..пуста, г..рох, ..г..род, агр..ном, р..стен..е, пш..ница, к..мбайн, хл..б..роб.
Молодцы! А сейчас отдохнём.
6. ФИЗМИНУТКА.
7. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
- Кто такой хлебороб? (крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.)
С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался кругом с точкой по середине. Хлеб берегли, хлебом солью встречали самых дорогих гостей.
- Посмотрите на карточки. Прочитайте задание.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА И ПОКАЖИТЕ СТРЕЛОЧКАМИ ВЕРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.
Калач белый хлеб продолговатой формы. Батон пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.
- Что такое калач? Какое определение у батона?- Посмотрите на изображение. (показ)
- Кто справился с этим заданием?
8. Упражнение в объяснении пословиц и определении склонения.
Прочитайте пословицы о хлебе.
ДОСКА:
Хлеб- батюшка, водица- матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хочешь есть калачи- не сиди на печи.
- Определите склонение подчёркнутых слов и выпишите:
- 1 вар. Существительные 1 склонения
- 2 вар. Существительные 2 склонения.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения.
- Каждая пословица, а их великое множество - выстрадана людьми во время неурожаев, бесхлебья имеет глубокий смысл слов.
- С каким словом вы ассоциируете слово хлеб?
- Есть только одно слово, которое равнозначно слову "хлеб"- это "жизнь". Нет хлеба, нет жизни- человек познает сполна лишь на себе испытав, что такое голод. Я надеюсь, желаю, чтобы вы в своей жизни не испытали чувство голода.
9. Итог.
- Давайте поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.
Легко ли вы справились с заданием? Где вы испытывали трудности?
Урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились.
- Почему же у слов "по площади" и "по улице" разные окончания?
- Как определить склонение имён существительных в единственном числе в именительном падеже?
Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо за работу.
10. Домашнее задание. Упр. 12. (в тетради на печатной основе)