Урок русского языка по теме "Три склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4

Цели:

  • Дать понятие о трёх типах склонениях имён существительных в единственном числе.
  • Формировать умение определять склонение по роду и окончанию в процессе выполнения практических заданий.
  • Развивать мышление, внимание, память, творческие способности -умение анализировать и классифицировать.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: тесты, учебник "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой

ПЛАН УРОКА

1. Организация класса.

- Хорошего настроения и успехов. Все ли готовы к уроку?

- Тогда вперёд!

2. Чистописание.

Начинаем урок с минутки чистописания. Чтобы узнать какие буквы будем писать, вам надо прослушать стихотворение; в повторяющемся несколько раз слове выделить непарные согласные.

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

- Кто выполнил задание не в полную силу?

  • +
  • +-

Оцените свою работу.

3. Повторение изученного.

- Ребята, а сейчас что начнём делать?

- Прочитайте написанные на доске словосочетания. Объясните написание слов.

- Разделите словосочетания на группы по какому-либо признаку.

(гл. + сущ. С предлогом и гл. + сущ. Без предлога.
Склоняемые и несклоняемые сущ.
Нахождение места орфограммы,по падежам.)

Запишите группу словосочетаний с несклоняемыми существительными.

- Проверяем.

Какие словосочетания выписали?

- Кто выписал такие существительные?

- Кто допустил ошибку?

- Оцените свою работу.

  • +
  • +-

Н..шёл ( в ) тр..ве.

Купил п..льто.

Катался ( на) пони.

Л..жит ( на ) к..вре.

П..гладил щенка...бедали ( в ) кафе.

- Что такое склонение?

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называют склонением или изменением по падежам.- Проверим знание падежей.

- Прочитайте задание теста.

Укажи (+) существительные в дательном падеже.

  • Подъезжаем к пустыне
  • хожу по тропинке
  • толпились на площади
  • кружились в воздухе
  • тянулись над долиной
  • подошли к опушке
  • плыли по Волге
  • жил у старушки
  • дрожат в море
  • подарил другу

4. Сообщение темы.

- Продолжим дальше.

Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.

Прочитайте предложение.

В каком падеже существительные "по улице" и "по площади"?

- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже и употреблены с одним предлогом?

- Вот эту проблему нам предстоит решить на уроке.

5. Работа над новой темой.

ДОСКА: СТРАНА, МЫШЬ, ЗЕМЛЯ, ДЕДУШКА, ДЯДЯ, СТОЛ, ОЗЕРО, ПОЛЕ, ДОЧЬ.

? Как определить склонение имён существительных в именительном падеже единственного числа?

  1 склонение 2 склонение 3 склонение
М.р. А Я    
Ж.р. А Я   Ь
Ср.р.   О Е  

- Прочитайте слова на доске, найдите в них общее.

- Разделим имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу.

- Назовите имена существительные, которые отнесём к 1 группе?

- Назовите имена существительные, которые войдут во 2 группу?

- Какие слова составляют 3 группу?

- С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имён существительных. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения.

- Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Как определить склонение имен существительных в именительном падеже единственного числа?

- Чтобы определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа, надо узнать род и выделить окончание. По роду и окончанию можно определить склонение.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

- Подтвердим наши выводы доказательством из учебника.

- Стр. 88 учебника. Прочитайте правило.

- Прочитайте какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

- Стр.89. Как определить склонение имени существительного?

РАБОТА В ТЕТРАДИ. УПРАЖНЕНИЕ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СКЛОНЕНИЯ.

- Теперь применим наше правило на практике.

- Читаем орфографически слова, записываем и определяем склонение.

ДОСКА:

П..м..дор, к..пуста, г..рох, ..г..род, агр..ном, р..стен..е, пш..ница, к..мбайн, хл..б..роб.

Молодцы! А сейчас отдохнём.

6. ФИЗМИНУТКА.

7. РАБОТА НАД РАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

- Кто такой хлебороб? (крестьянин, выращивающий хлеб, земледелец.)

С древнейших времён к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался кругом с точкой по середине. Хлеб берегли, хлебом солью встречали самых дорогих гостей.

- Посмотрите на карточки. Прочитайте задание.

ПРОЧИТАЙТЕ СЛОВА И ПОКАЖИТЕ СТРЕЛОЧКАМИ ВЕРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВ.

Калач белый хлеб продолговатой формы. Батон пшеничный хлеб, по форме напоминающий замок с дужкой.

- Что такое калач? Какое определение у батона?- Посмотрите на изображение. (показ)

- Кто справился с этим заданием?

8. Упражнение в объяснении пословиц и определении склонения.

Прочитайте пословицы о хлебе.

ДОСКА:

Хлеб- батюшка, водица- матушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

- Определите склонение подчёркнутых слов и выпишите:

  • 1 вар. Существительные 1 склонения
  • 2 вар. Существительные 2 склонения.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения.

- Каждая пословица, а их великое множество - выстрадана людьми во время неурожаев, бесхлебья имеет глубокий смысл слов.

- С каким словом вы ассоциируете слово хлеб?

- Есть только одно слово, которое равнозначно слову "хлеб"- это "жизнь". Нет хлеба, нет жизни- человек познает сполна лишь на себе испытав, что такое голод. Я надеюсь, желаю, чтобы вы в своей жизни не испытали чувство голода.

9. Итог.

- Давайте поговорим о ваших чувствах и впечатлениях.

Легко ли вы справились с заданием? Где вы испытывали трудности?

Урок подходит к концу. Вы очень хорошо потрудились.

- Почему же у слов "по площади" и "по улице" разные окончания?

- Как определить склонение имён существительных в единственном числе в именительном падеже?

Все вы были дружными, активными, проявили смекалку, ум, творчество. И все вы заслуживаете благодарности. Спасибо за работу.

10. Домашнее задание. Упр. 12. (в тетради на печатной основе)