Сравнение дробей. Урок математики в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Автор учебника:  Л. Г. Петерсон

Цель: научить сравнивать дроби.

Задачи:

1) образовательная – научить сравнивать дроби с одинаковым числителем  и дроби с одинаковым знаменателем, развивать навык решения текстовых задач;

2) развивающая – развивать мышление, внимание, память; расширять кругозор;

3) воспитательная – прививать интерес к знаниям, истории, воспитывать сознательную дисциплину.

Тип урока: введение новых знаний

Оборудование:

1) полоски  2Х8 см и 2х12 см разного цвета, ножницы; круглые модели дробей;

2) карточки с индивидуальными  заданиями;

3) иллюстрации на тему «Театр»;

Организационный момент

- Прежде, чем начать урок, вспомним некоторые правила письма:

Ручку правильно держу,
Тетрадь наискосок кладу,
За осанкой я слежу,
С чистотою я дружу,
На отлично напишу!

Актуализация знаний

I) Игра «Блиц -турнир»

- Работа по группам. Каждой группе будет предложено 5 вопросов, если не справляется член команды, помогает вся команда.

Вопросы для 1 команды:

1) Как называются равные части целой мерки? (доля)

2) Как называется число в дроби, которое показывает, сколько равных частей взято? (числитель)

3) Сколько минут в четверти часа? (15 минут)

4) Замени дробь 25/100 с помощью процентов. (25%)

5) Мяч стоит 200рублей. Сколько он будет стоить, если его цена будет увеличена на 1%? (202 руб.)

Вопросы для 2 команды:

1) Как называют одну или несколько долей целого числа или измерения? (дробь)

2) Числитель или знаменатель пишется под чертой? (знаменатель)

3) Сколько сантиметров в 1/5 метра? (20 см)

4) Вырази 17% с помощью дроби. (17/100)

5) Книга стоит 300 руб., ее цену уменьшили на 1%. На сколько рублей уменьшилась цена книги? (на 3 руб.)

Вопросы для 3 команды:

1) Как называется число в дроби, которое показывает, на сколько равных частей разделено целое число? (знаменатель)

2) Числитель или знаменатель пишется над чертой? (числитель)

3) Как называются доли со знаменателем 100? (проценты)

4) Чему равна 1/2  килограмма? (500 г)

4) Фотоальбом стоит 400 руб.. его стоимость увеличили на 2%. На сколько рублей увеличилась цена фотоальбома? (на 8 руб.)

Демонстрация учителем дробей на круглых моделях:

Запись детьми дробей.

2/8; 1/3; 2/5; 4/6;  2/4; 3/6; 5/6;

- На какие две группы можно разделить эти дроби? Какая дробь лишняя?

Работа у доски.

Запись:

2/4; 2/8; 2/5;    3/6; 4/6; 5/6;    1/3-лишняя дробь

- По какому признаку вы разделили дроби?

(Дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями, дробь  1/3 не относится по этому признаку ни к одной группе).

- Можем ли мы сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями? (Нет).

- Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.

Сообщение темы и целей урока

Тема нашего урока «Сравнение дробей». Мы будем учиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.

Постановка проблемы

- Послушайте историю. Однажды к мудрецу пришел грек-земледелец и сказал: «Я работал от зари до зари, а мой  напарник приходил на поле только после обеда. Управляющий сказал, что за работу мне даст 2/4 мешка зерна, а напарнику 2/8  мешка. Я не согласен с ним и считаю, что 2/4 меньше, чем 2/8 так,  как всем известно, что 4 меньше  8. Помоги, мудрец, разобраться!»

- Как вы думаете, правильно ли оценил труд земледельца управляющий?

Ответы учащихся.

«Открытие детьми нового знания». Практическая работа

- С помощью работы по цветным полоскам мы ответим земледельцу.

Работаем в парах. Возьмите красную и зеленую полоски (2х8 см). Один из учащихся на красной полоске отметит 2/4, подпишет и отрежет. А другой на зеленой полоске отметит 2/8 части, подпишет и отрежет.

- Сравните отрезанные части путем наложения. Какой из отрезков больше? Правильно ли  оценен труд земледельца? (Да)

- Какой вывод можно сделать? (Из двух дробей с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше).

- Проверим вывод, сделанный нами, по учебнику на стр.82.

- Продолжаем практическую работу. Попробуем с помощью полосок (2х12 см) желтого и синего цвета сравнить дроби 3/6 и 5/6, дроби с одинаковым знаменателем. Работаем в парах.

- На желтой полоске отметьте 3/6 части, а на голубой 5/6. Подпишите части, отрежьте. Путем наложения сравните.

- Какая из полосок больше? Какой вывод можно сделать? (Из двух дробей с одинаковым знаменателем та дробь больше, у которой числитель больше).

- Проверим вывод, сделанный нами, по учебнику на стр.82.

Физминутка

- Ребята, вспомните, пожалуйста, из  материала прошлых уроков по окружающему миру, как называется общение только с помощью выражения лица? (Мимика).

- Что такое пантомимика? (Так называется  общение посредством различных поз и жестов). Я предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить вот такую историю.

- Утром вы встали, умылись, сделали зарядку и сели смотреть телевизор.

- Вы смотрите грустную историю.

- Переключили канал на мультфильм с веселым сюжетом.

- Вспомнили, что вы опаздываете в бассейн!

- На бассейне вы плавали, ныряли.

- Уставшие, но довольные возвращаетесь домой.

- Вдруг вас испугала большая собака.

- И тут из подъезда вышла – мама. И все ваши страхи рассеялись!

- К какому виду искусства  можно  отнести это действо? (Театр. Театральное представление.)

Демонстрация иллюстраций на тему «Театр»

- Первые театральные представления родились в глубокой древности, в античные времена в древней Греции. В разные времена искусство сцены было призвано: то развлекать, то устрашать, то проповедовать. Но во все времена театр выполнял главную задачу: он воспитывал. Сеял разумное, доброе, вечное. Обратите внимание на подборку иллюстраций по  теме «Театр». Вы видите театр Диониса - древнейший театр на планете. Колизей был прославлен боями гладиаторов. Большой театр – знаменит талантливыми актерами и  постановщиками во всем мире.  А также вы видите эмблему театра -  трагическую и комическую маски.

- Почему именно эти маски стали эмблемой театра, мы узнаем, выполнив  следующее задание.

Работа по вариантам.

1-й вариант выполнит №2 на стр.82 и расшифрует название театральных представлений.

2-й вариант выполнит №4 на стр.83 и узнает имена богинь-покровительниц этих жанров.

Проверка заданий.

Первичное закрепление

Информация о комедии и трагедии (подготовленный ученик).

Комедия – веселая, смешная пьеса. Трагедия – пьеса, в которой происходит личная или общественная катастрофа. Трагедии заканчиваются печально.

- Талию и Мельпомену еще называют музами. Кто такие музы?

Информация о музах (подготовленный ученик).

Муза в греческой мифологии – богиня, покровительница искусств и наук. Это дочери Зевса. Всего 9 муз.

Демонстрация учителем снимков скульптур богинь-покровительниц.

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

Выполняем самостоятельно №5 на стр.83

Дифференцированное задание: №6 выполняют те учащиеся, которые справились с №5.

Ребята с медленным темпом работы получают индивидуальные карточки.

С обратной стороны доски один из учащихся  выполняет №5 для самопроверки, а другой выполняет индивидуальное задание (повышенной сложности).

Проверка  и анализ работ. Оценивание работ.

Включение в систему знаний на повторение

На доске записано условие задачи.

В театральной кассе 320 билетов. В первый день продали  четвертую часть билетов. Во второй день продали 1/8 часть всех билетов.

1. Сколько билетов продавали каждый день?

2. На сколько больше было продано билетов в первый день, чем во второй?

3. Сколько билетов осталось продать?

- Выбери тот вопрос задачи, на который ты можешь ответить.

Проверка и анализ работ. Оценивание работ.

Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Какие новые умения приобрели? (Научились сравнивать дроби).

- К какому выводу пришли?  На доску вывешивается алгоритм сравнения дробей. (Вывод).

- Как вы оцениваете свою работу?

- Как оцениваете работу класса?

Домашнее задание

Выполнить №9 , стр.84, №13 по желанию.