Автор учебника: Л. Г. Петерсон
Цель: научить сравнивать дроби.
Задачи:
1) образовательная – научить сравнивать дроби с одинаковым числителем и дроби с одинаковым знаменателем, развивать навык решения текстовых задач;
2) развивающая – развивать мышление, внимание, память; расширять кругозор;
3) воспитательная – прививать интерес к знаниям, истории, воспитывать сознательную дисциплину.
Тип урока: введение новых знаний
Оборудование:
1) полоски 2Х8 см и 2х12 см разного цвета, ножницы; круглые модели дробей;
2) карточки с индивидуальными заданиями;
3) иллюстрации на тему «Театр»;
Организационный момент
- Прежде, чем начать урок, вспомним некоторые правила письма:
Ручку правильно держу,
Тетрадь наискосок кладу,
За осанкой я слежу,
С чистотою я дружу,
На отлично напишу!
Актуализация знаний
I) Игра «Блиц -турнир»
- Работа по группам. Каждой группе будет предложено 5 вопросов, если не справляется член команды, помогает вся команда.
Вопросы для 1 команды:
1) Как называются равные части целой мерки? (доля)
2) Как называется число в дроби, которое показывает, сколько равных частей взято? (числитель)
3) Сколько минут в четверти часа? (15 минут)
4) Замени дробь 25/100 с помощью процентов. (25%)
5) Мяч стоит 200рублей. Сколько он будет стоить, если его цена будет увеличена на 1%? (202 руб.)
Вопросы для 2 команды:
1) Как называют одну или несколько долей целого числа или измерения? (дробь)
2) Числитель или знаменатель пишется под чертой? (знаменатель)
3) Сколько сантиметров в 1/5 метра? (20 см)
4) Вырази 17% с помощью дроби. (17/100)
5) Книга стоит 300 руб., ее цену уменьшили на 1%. На сколько рублей уменьшилась цена книги? (на 3 руб.)
Вопросы для 3 команды:
1) Как называется число в дроби, которое показывает, на сколько равных частей разделено целое число? (знаменатель)
2) Числитель или знаменатель пишется над чертой? (числитель)
3) Как называются доли со знаменателем 100? (проценты)
4) Чему равна 1/2 килограмма? (500 г)
4) Фотоальбом стоит 400 руб.. его стоимость увеличили на 2%. На сколько рублей увеличилась цена фотоальбома? (на 8 руб.)
Демонстрация учителем дробей на круглых моделях:
Запись детьми дробей.
2/8; 1/3; 2/5; 4/6; 2/4; 3/6; 5/6;
- На какие две группы можно разделить эти дроби? Какая дробь лишняя?
Работа у доски.
Запись:
2/4; 2/8; 2/5; 3/6; 4/6; 5/6; 1/3-лишняя дробь
- По какому признаку вы разделили дроби?
(Дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями, дробь 1/3 не относится по этому признаку ни к одной группе).
- Можем ли мы сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями? (Нет).
- Чем мы будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока.
Сообщение темы и целей урока
Тема нашего урока «Сравнение дробей». Мы будем учиться сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.
Постановка проблемы
- Послушайте историю. Однажды к мудрецу пришел грек-земледелец и сказал: «Я работал от зари до зари, а мой напарник приходил на поле только после обеда. Управляющий сказал, что за работу мне даст 2/4 мешка зерна, а напарнику 2/8 мешка. Я не согласен с ним и считаю, что 2/4 меньше, чем 2/8 так, как всем известно, что 4 меньше 8. Помоги, мудрец, разобраться!»
- Как вы думаете, правильно ли оценил труд земледельца управляющий?
Ответы учащихся.
«Открытие детьми нового знания». Практическая работа
- С помощью работы по цветным полоскам мы ответим земледельцу.
Работаем в парах. Возьмите красную и зеленую полоски (2х8 см). Один из учащихся на красной полоске отметит 2/4, подпишет и отрежет. А другой на зеленой полоске отметит 2/8 части, подпишет и отрежет.
- Сравните отрезанные части путем наложения. Какой из отрезков больше? Правильно ли оценен труд земледельца? (Да)
- Какой вывод можно сделать? (Из двух дробей с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше).
- Проверим вывод, сделанный нами, по учебнику на стр.82.
- Продолжаем практическую работу. Попробуем с помощью полосок (2х12 см) желтого и синего цвета сравнить дроби 3/6 и 5/6, дроби с одинаковым знаменателем. Работаем в парах.
- На желтой полоске отметьте 3/6 части, а на голубой 5/6. Подпишите части, отрежьте. Путем наложения сравните.
- Какая из полосок больше? Какой вывод можно сделать? (Из двух дробей с одинаковым знаменателем та дробь больше, у которой числитель больше).
- Проверим вывод, сделанный нами, по учебнику на стр.82.
Физминутка
- Ребята, вспомните, пожалуйста, из материала прошлых уроков по окружающему миру, как называется общение только с помощью выражения лица? (Мимика).
- Что такое пантомимика? (Так называется общение посредством различных поз и жестов). Я предлагаю вам с помощью мимики и жестов изобразить вот такую историю.
- Утром вы встали, умылись, сделали зарядку и сели смотреть телевизор.
- Вы смотрите грустную историю.
- Переключили канал на мультфильм с веселым сюжетом.
- Вспомнили, что вы опаздываете в бассейн!
- На бассейне вы плавали, ныряли.
- Уставшие, но довольные возвращаетесь домой.
- Вдруг вас испугала большая собака.
- И тут из подъезда вышла – мама. И все ваши страхи рассеялись!
- К какому виду искусства можно отнести это действо? (Театр. Театральное представление.)
Демонстрация иллюстраций на тему «Театр»
- Первые театральные представления родились в глубокой древности, в античные времена в древней Греции. В разные времена искусство сцены было призвано: то развлекать, то устрашать, то проповедовать. Но во все времена театр выполнял главную задачу: он воспитывал. Сеял разумное, доброе, вечное. Обратите внимание на подборку иллюстраций по теме «Театр». Вы видите театр Диониса - древнейший театр на планете. Колизей был прославлен боями гладиаторов. Большой театр – знаменит талантливыми актерами и постановщиками во всем мире. А также вы видите эмблему театра - трагическую и комическую маски.
- Почему именно эти маски стали эмблемой театра, мы узнаем, выполнив следующее задание.
Работа по вариантам.
1-й вариант выполнит №2 на стр.82 и расшифрует название театральных представлений.
2-й вариант выполнит №4 на стр.83 и узнает имена богинь-покровительниц этих жанров.
Проверка заданий.
Первичное закрепление
Информация о комедии и трагедии (подготовленный ученик).
Комедия – веселая, смешная пьеса. Трагедия – пьеса, в которой происходит личная или общественная катастрофа. Трагедии заканчиваются печально.
- Талию и Мельпомену еще называют музами. Кто такие музы?
Информация о музах (подготовленный ученик).
Муза в греческой мифологии – богиня, покровительница искусств и наук. Это дочери Зевса. Всего 9 муз.
Демонстрация учителем снимков скульптур богинь-покровительниц.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
Выполняем самостоятельно №5 на стр.83
Дифференцированное задание: №6 выполняют те учащиеся, которые справились с №5.
Ребята с медленным темпом работы получают индивидуальные карточки.
С обратной стороны доски один из учащихся выполняет №5 для самопроверки, а другой выполняет индивидуальное задание (повышенной сложности).
Проверка и анализ работ. Оценивание работ.
Включение в систему знаний на повторение
На доске записано условие задачи.
В театральной кассе 320 билетов. В первый день продали четвертую часть билетов. Во второй день продали 1/8 часть всех билетов.
1. Сколько билетов продавали каждый день?
2. На сколько больше было продано билетов в первый день, чем во второй?
3. Сколько билетов осталось продать?
- Выбери тот вопрос задачи, на который ты можешь ответить.
Проверка и анализ работ. Оценивание работ.
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие новые умения приобрели? (Научились сравнивать дроби).
- К какому выводу пришли? На доску вывешивается алгоритм сравнения дробей. (Вывод).
- Как вы оцениваете свою работу?
- Как оцениваете работу класса?
Домашнее задание
Выполнить №9 , стр.84, №13 по желанию.