Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20, совершенствовать вычислительные навыки, формировать умения решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого;
развивающие: развивать логическое и математическое мышление, прививать навыки анализа и синтеза;
воспитательные: формировать культуру здоровья учащихся, прививать навыки работы в паре, в группах, повышать мотивацию к предмету.
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Оборудование:
- проекционный экран;
- мультимедийный проектор;
- ноутбук или компьютер для учителя;
- ноутбуки для учащихся (класс компьютерного обучения);
- мультимедийная презентация: “Приемы табличного вычитания с переходом через разряд”.
Дидактический материал: карточки для работы в группах.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, помогите мне закончить фразы.
Без счёта не будет на улице …
Ученики: Света.
Учитель: Без счёта не сможет подняться …
Ученики: Ракета.
Учитель:
Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют …
Ученики: Ребята.
Учитель: Какой урок нам в этом поможет?
Ученики: Математика.
Учитель: Сегодня, ребята, мы будем путешествовать в мире математики, а путешествие - это всегда что-то новое, интересное и очень важное. Но путешествие – это ещё и испытания. И, если вы готовы пройти их, вот вам первое задание:
Расположите числа в порядке возрастания и вы сможете прочесть на каком транспорте мы будем двигаться.
15 | 13 | 11 | 16 | 18 | 10 |
И | Ш | А | Н | А | М |
(Ученики записывают числа в нужном порядке у себя в тетрадях. Самопроверка записи)
Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.
Ученик: Машина.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Отправиться в путешествие предлагаю вот на этой замечательной машине. Но, для того, чтобы завести её двигатель, нужно быстро и правильно решить все примеры, показав значение данных выражений на сигнальных карточках. Игра “Молчанка”. (Вычитание из 10)
(Ребята выполняют задание)
Учитель: Что интересного заметили при вычислении?
Ученик: Уменьшаемое было постоянным, а вычитаемое изменялось.
Учитель: Каким образом?
Ученик: Чем больше было вычитаемое, тем меньше была разность.
Учитель: Мы отправляемся путешествовать по городу “Счастья”. Кого называют счастливым человеком?
Ученик: Счастливый человек – это здоровый человек.
Учитель: Кто может себя назвать счастливым человеком? (Ответы детей.)
Учитель: Как вы думаете, что же поможет сохранить здоровье?
Ученик: Физкультура, спорт, режим дня.
Учитель: Правильно организованный режим поможет сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У вас всё будет получаться.
А в математике режим – это выполнение действий в определённом порядке.
Учитель: На экране вашего ноутбука задание. Как вы думаете, что нужно сделать для восстановления цепочки вычислений?
Ученик: Нам нужно в окошки вставить пропущенные слагаемые. (Ученики выполняют задание. Проводится взаимопроверка)
12 = 10 + * 17 = * + *
14 = * + 4 11 = * + *
III. Открытие нового знания.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с предложенными заданиями. Но, внимание! Впереди знак “Опасный поворот”. Посмотрите внимательно на выражения, записанные на доске: 13–2, 13–9.
Вычислите. У вас всё получилось? Где возникли затруднения?
Ученик: Затруднения возникли при решении второго выражения.
Учитель: Почему?
Ученик: Мы не можем вычесть из трёх единиц девять.
Учитель: Для решения примера 13–9, поместите на наборное полотно ноутбука 13 жёлтых кружочков. Подумайте, как удобнее вычесть 9 из13?
Ученик: Число 9 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 13 уменьшить до 10. 9- это 3 и 6. Из 13 вычитаю 3 кружочка, будет 10 и вычесть ещё 6 , получится 4. Значит, из 13 вычесть 9, получится четыре.
Учитель: Молодец! А кто из вас может предложить другой способ вычитания.
Ученик: Я думаю, что можно вспомнить состав числа 13. 13 - это 9 и 4, значит, 13–9 = 4
Учитель: Какое затруднение возникло при выполнении задания?
Ученик: При решении этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18.
Учитель: Есть ещё один способ решения таких примеров. Посмотрите внимательно на экран, как по-другому справилась с заданием Катя?
Ученик: Она воспользовалась поразрядным разложением числа13. Из 10 вычитает 9, получается 1 – это неполная разность. Добавляет оставшиеся 3 единицы уменьшаемого и получает результат 4.
Учитель: Выберите самый рациональный приём вычитания для примера 13–9.
Ученик: Удобнее воспользоваться поразрядным разложением двузначного числа и вычитать 9 из 10, добавляя оставшиеся единицы уменьшаемого.
Учитель: Какие знания нам помогут в этом?
Ученик: Нам помогут знания состава чисел от 2 до 19 и таблицы сложения и вычитания в пределах 10.
Учитель: Составьте алгоритм действий для решения примеров вида: 13–9, 15–8 и т.д.
Ученик:
1. Представим число в виде суммы разрядных слагаемых.
2. Из десяти вычитаем данное число.
3. К неполной разности добавляем число единиц уменьшаемого, получаем результат вычислений.
Учитель: Молодцы! Опасный участок дороги успешно пройден. Путешествие продолжается.
IV. Первичное закрепление.
Учитель: Найдём значения выражений, пользуясь опорными схемами, данными на экране в виде тренажёров. (Три ученика работают у доски. Оставшиеся учащиеся работают по карточкам, записывая решение данных выражений в тетради)
Карточка № 1
11–9
16–9
Карточка № 2
12-9
18-9
(Проверка работы в парах и анализ решённых выражений у доски)
Работаем над следующим заданием в группах.
(Весь класс делится на 4 группы. Каждая группа получает заранее приготовленную карточку. После решения числовых выражений представитель от команды вывешивает карточку, знакомит класс со способом решения дынных выражений. В обсуждении принимает участие весь класc)
Учитель: Вы много и плодотворно работали. Предлагаю сделать привал и отдохнуть в этом прекрасном городе.
V. Физкультминутка.
(Ребята встают из-за парт и выполняют упражнение возле своей парты)
Учитель: Ребята, посмотрите, как красиво в городе “Счастья”, цветут цветы, порхают бабочки! Что привлекло ваше внимание?
Ученики: Среди цветов находятся геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.
Учитель: Я буду называть их, а вы, не сходя с места, будете поворачиваться к ним лицом. Прямоугольник, ромб, квадрат, квадрат, треугольник и т.д.
VI. Решение задач на отработку нового действия.
Учитель: Продолжаем путешествие по городу “Счастья”. Чтобы быть здоровым, человеку необходимо двигаться. Какие движения он может совершать?
Ученик: Он может ходить, бегать, прыгать.
Учитель: Правильно, откройте учебник на странице 29. Прочитайте задачу № 7 и постарайтесь дать ответ на вопрос. О каком движении говорится в задаче?
Ученик: В задаче говорится о муравьях, которые двигались в противоположных направлениях.
Учитель: Какое расстояние было между ними в самом начале пути?
Ученик: Расстояние между муравьями равнялось 0 дм.
Учитель: Какое расстояние стало между ними через некоторое время?
Ученик: Расстояние стало равняться 14 дм.
Учитель: Что оно показывает?
Ученик: Оно показывает, что муравьи удалились друг от друга на 14 дм.
Учитель: О чём ещё говорится в условии задачи?
Ученик: Второй муравей отбежал от муравейника на 8 дм.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи.
Ученик: На каком расстоянии от муравейника находится первый муравей, если второй муравей отбежал от него на 8 дм?
Учитель: Как узнать?
Ученик: Надо из 14–8 = 6 (дм). Первый муравей находится от муравейника на расстоянии 6 дм.
Учитель: Ответили вы на вопрос задачи?
Ученик: Да, мы решили задачу.
Учитель: Заполните таблицу-схему к задаче, расположенную в учебнике-тетради, и запишите решение.
(Ученики выполняют задание. Некоторым учащимся выдаются “помощники” - малые опоры-карточки. Проводится взаимопроверка)
VII. Самостоятельная работа по учебнику.
Учитель: Путешествуя по городу “Счастье”, мы выяснили, что для того, чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня, совершать прогулки на свежем воздухе, заниматься спортом.
Решив примеры на с.29 № 6, вы узнаете, какие продукты необходимо употреблять, чтобы быть здоровыми и хорошо себя чувствовать. (Ученики выполняют задание)
(Дополнительное задание в учебнике на с.29, № 8. Это задание выполняют учащиеся, быстро справившиеся с самостоятельной работой)
Проверим правильность выполнения задания. Соотнесём ответы и продукты, необходимые для полноценного питания:
Ученики:
12-4= 8 - фрукты
14-7= 7 - мясо, рыба
12-7= 5 - овощи
14-5= 9 - яйца, орехи
13-7= 6 - хлеб, крупа
11-7= 4 - молочные продукты.
Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием.
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель:
- Какие приёмы вычитания вам удалось открыть? Какой из них самый удобный?
- Где мы можем его использовать?
- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради соответствующий квадрат.
(Учитель читает памятку)
Учитель: Молодцы, спасибо вам за урок. Наше путешествие подошло к концу. Выполняйте режим дня, режим питания, занимайтесь спортом, и вы легко справитесь с любой учебной задачей.