Урок математики, 1-й класс. Тема "Приемы табличного вычитания с переходом через десяток"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

образовательные: познакомить учащихся с общими приёмами табличного вычитания в пределах 20, совершенствовать вычислительные навыки, формировать умения решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого;

развивающие: развивать логическое и математическое мышление, прививать навыки анализа и синтеза;

воспитательные: формировать культуру здоровья учащихся, прививать навыки работы в паре, в группах, повышать мотивацию к предмету.

Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления.

Оборудование:

  • проекционный экран;
  • мультимедийный проектор;
  • ноутбук или компьютер для учителя;
  • ноутбуки для учащихся (класс компьютерного обучения);
  • мультимедийная презентация: “Приемы табличного вычитания с переходом через разряд”.

Дидактический материал: карточки для работы в группах.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята, помогите мне закончить фразы.

Без счёта не будет на улице …

Ученики: Света.

Учитель: Без счёта не сможет подняться …

Ученики: Ракета.

Учитель:

Без счёта письмо не найдёт адресата,
И в прятки сыграть не сумеют …

Ученики: Ребята.

Учитель: Какой урок нам в этом поможет?

Ученики: Математика.

Учитель: Сегодня, ребята, мы будем путешествовать в мире математики, а путешествие - это всегда что-то новое, интересное и очень важное. Но путешествие – это ещё и испытания. И, если вы готовы пройти их, вот вам первое задание:

Расположите числа в порядке возрастания и вы сможете прочесть на каком транспорте мы будем двигаться.

15 13 11 16 18 10
И Ш А Н А М

(Ученики записывают числа в нужном порядке у себя в тетрадях. Самопроверка записи)

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Ученик: Машина.

II. Актуализация знаний.

Учитель: Отправиться в путешествие предлагаю вот на этой замечательной машине. Но, для того, чтобы завести её двигатель, нужно быстро и правильно решить все примеры, показав значение данных выражений на сигнальных карточках. Игра “Молчанка”. (Вычитание из 10)

(Ребята выполняют задание)

Учитель: Что интересного заметили при вычислении?

Ученик: Уменьшаемое было постоянным, а вычитаемое изменялось.

Учитель: Каким образом?

Ученик: Чем больше было вычитаемое, тем меньше была разность.

Учитель: Мы отправляемся путешествовать по городу “Счастья”. Кого называют счастливым человеком?

Ученик: Счастливый человек – это здоровый человек.

Учитель: Кто может себя назвать счастливым человеком? (Ответы детей.)

Учитель: Как вы думаете, что же поможет сохранить здоровье?

Ученик: Физкультура, спорт, режим дня.

Учитель: Правильно организованный режим поможет сохранить хорошую работоспособность, бодрость и жизнерадостность. У вас всё будет получаться.

А в математике режим – это выполнение действий в определённом порядке.

Учитель: На экране вашего ноутбука задание. Как вы думаете, что нужно сделать для восстановления цепочки вычислений?

Ученик: Нам нужно в окошки вставить пропущенные слагаемые. (Ученики выполняют задание. Проводится взаимопроверка)

12 = 10 + * 17 = * + *

14 = * + 4 11 = * + *

III. Открытие нового знания.

Учитель: Молодцы! Вы хорошо справились с предложенными заданиями. Но, внимание! Впереди знак “Опасный поворот”. Посмотрите внимательно на выражения, записанные на доске: 13–2, 13–9.

Вычислите. У вас всё получилось? Где возникли затруднения?

Ученик: Затруднения возникли при решении второго выражения.

Учитель: Почему?

Ученик: Мы не можем вычесть из трёх единиц девять.

Учитель: Для решения примера 13–9, поместите на наборное полотно ноутбука 13 жёлтых кружочков. Подумайте, как удобнее вычесть 9 из13?

Ученик: Число 9 раскладываю на сумму удобных слагаемых так, чтобы 13 уменьшить до 10. 9- это 3 и 6. Из 13 вычитаю 3 кружочка, будет 10 и вычесть ещё 6 , получится 4. Значит, из 13 вычесть 9, получится четыре.

Учитель: Молодец! А кто из вас может предложить другой способ вычитания.

Ученик: Я думаю, что можно вспомнить состав числа 13. 13 - это 9 и 4, значит, 139 = 4

Учитель: Какое затруднение возникло при выполнении задания?

Ученик: При решении этого примера нужно хорошо знать состав чисел от 2 до 18.

Учитель: Есть ещё один способ решения таких примеров. Посмотрите внимательно на экран, как по-другому справилась с заданием Катя?

Ученик: Она воспользовалась поразрядным разложением числа13. Из 10 вычитает 9, получается 1 – это неполная разность. Добавляет оставшиеся 3 единицы уменьшаемого и получает результат 4.

Учитель: Выберите самый рациональный приём вычитания для примера 13–9.

Ученик: Удобнее воспользоваться поразрядным разложением двузначного числа и вычитать 9 из 10, добавляя оставшиеся единицы уменьшаемого.

Учитель: Какие знания нам помогут в этом?

Ученик: Нам помогут знания состава чисел от 2 до 19 и таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Учитель: Составьте алгоритм действий для решения примеров вида: 13–9, 15–8 и т.д.

Ученик:

1. Представим число в виде суммы разрядных слагаемых.

2. Из десяти вычитаем данное число.

3. К неполной разности добавляем число единиц уменьшаемого, получаем результат вычислений.

Учитель: Молодцы! Опасный участок дороги успешно пройден. Путешествие продолжается.

IV. Первичное закрепление.

Учитель: Найдём значения выражений, пользуясь опорными схемами, данными на экране в виде тренажёров. (Три ученика работают у доски. Оставшиеся учащиеся работают по карточкам, записывая решение данных выражений в тетради)

Карточка № 1

11–9
16–9

Карточка № 2

12-9

18-9

(Проверка работы в парах и анализ решённых выражений у доски)

Работаем над следующим заданием в группах.

(Весь класс делится на 4 группы. Каждая группа получает заранее приготовленную карточку. После решения числовых выражений представитель от команды вывешивает карточку, знакомит класс со способом решения дынных выражений. В обсуждении принимает участие весь класc)

Учитель: Вы много и плодотворно работали. Предлагаю сделать привал и отдохнуть в этом прекрасном городе.

V. Физкультминутка.

(Ребята встают из-за парт и выполняют упражнение возле своей парты)

Учитель: Ребята, посмотрите, как красиво в городе “Счастья”, цветут цветы, порхают бабочки! Что привлекло ваше внимание?

Ученики: Среди цветов находятся геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

Учитель: Я буду называть их, а вы, не сходя с места, будете поворачиваться к ним лицом. Прямоугольник, ромб, квадрат, квадрат, треугольник и т.д.

VI. Решение задач на отработку нового действия.

Учитель: Продолжаем путешествие по городу “Счастья”. Чтобы быть здоровым, человеку необходимо двигаться. Какие движения он может совершать?

Ученик: Он может ходить, бегать, прыгать.

Учитель: Правильно, откройте учебник на странице 29. Прочитайте задачу № 7 и постарайтесь дать ответ на вопрос. О каком движении говорится в задаче?

Ученик: В задаче говорится о муравьях, которые двигались в противоположных направлениях.

Учитель: Какое расстояние было между ними в самом начале пути?

Ученик: Расстояние между муравьями равнялось 0 дм.

Учитель: Какое расстояние стало между ними через некоторое время?

Ученик: Расстояние стало равняться 14 дм.

Учитель: Что оно показывает?

Ученик: Оно показывает, что муравьи удалились друг от друга на 14 дм.

Учитель: О чём ещё говорится в условии задачи?

Ученик: Второй муравей отбежал от муравейника на 8 дм.

Учитель: Прочитайте вопрос задачи.

Ученик: На каком расстоянии от муравейника находится первый муравей, если второй муравей отбежал от него на 8 дм?

Учитель: Как узнать?

Ученик: Надо из 14–8 = 6 (дм). Первый муравей находится от муравейника на расстоянии 6 дм.

Учитель: Ответили вы на вопрос задачи?

Ученик: Да, мы решили задачу.

Учитель: Заполните таблицу-схему к задаче, расположенную в учебнике-тетради, и запишите решение.

(Ученики выполняют задание. Некоторым учащимся выдаются “помощники” - малые опоры-карточки. Проводится взаимопроверка)

VII. Самостоятельная работа по учебнику.

Учитель: Путешествуя по городу “Счастье”, мы выяснили, что для того, чтобы быть здоровым необходимо соблюдать режим дня, совершать прогулки на свежем воздухе, заниматься спортом.

Решив примеры на с.29 № 6, вы узнаете, какие продукты необходимо употреблять, чтобы быть здоровыми и хорошо себя чувствовать. (Ученики выполняют задание)

(Дополнительное задание в учебнике на с.29, № 8. Это задание выполняют учащиеся, быстро справившиеся с самостоятельной работой)

Проверим правильность выполнения задания. Соотнесём ответы и продукты, необходимые для полноценного питания:

Ученики:

12-4= 8 - фрукты

14-7= 7 - мясо, рыба

12-7= 5 - овощи

14-5= 9 - яйца, орехи

13-7= 6 - хлеб, крупа

11-7= 4 - молочные продукты.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием.

VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Учитель:

- Какие приёмы вычитания вам удалось открыть? Какой из них самый удобный?

- Где мы можем его использовать?

- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте на полях тетради соответствующий квадрат.

(Учитель читает памятку)

Учитель: Молодцы, спасибо вам за урок. Наше путешествие подошло к концу. Выполняйте режим дня, режим питания, занимайтесь спортом, и вы легко справитесь с любой учебной задачей.

Приложение 2