Цели урока: Ввести понятие путь, перемещение, траектория. На конкретном примере научить определять координаты движения тела, пройденный путь, перемещение.
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК обучающихся для работы, электронная карта города БИС.
Домашнее задание прошлого урока:
Построить свой безопасный маршрут из школы домой в выбранном масштабе (1 клетка: число шагов), считая что вы движетесь равномерно, при этом измерить следующие данные:
- количество шагов на каждом участке
- время движения на каждом участке
- среднюю длину своего шага
Ход урока
1. Постановка целей и задач урока.
Учитель: Ежедневно вы прокладываете свой путь из дома в школу, из школы домой. Каждый день он может быть разным. С первого класса вас просили начертить безопасный маршрут из школы домой. А вы не задумывались, сколько вы прошли, в какой точке маршрута вы находитесь.
Сегодня на уроке мы дадим характеристику вашего безопасного маршрута из школы домой с помощью физических параметров, определим ваше положение в системе отсчёта “Школа – Дом”, определим, какой путь вы пошли, рассчитаем, на сколько вы переместились.
В результате получится графический проект, описанный с помощью принятых физических обозначений.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: для того чтобы выполнить проект необходимо вспомнить материал предыдущего урока.
Проводится с помощью теста на ПК, на котором обучающийся получает оценку. Приложение 1
3. Изложение нового материала.
Используется презентация. Приложение 2
Обучающиеся по новой теме составляют свой опорный конспект. Приложение 3
Учитель: На дом вам было задано построить свой безопасный маршрут из школы домой.
Чтобы описать ваш маршрут с помощью физических параметров движения необходимо эти параметры повторить и изучить новые.
Сегодня вы шли в школу оставляя следы на снегу, если соединить ваши следы с помощью линий то получится ломаная кивая - эта линия называется траекторией. Так как траектория является линией, то она не имеет направления, не имеет числового значения - это только линия.
Траектория может быть известна ещё до начала движения. Заранее рассчитывается траектория движения экспедиции, искусственных спутников Земли, ваш безопасный маршрут и т.д.
В зависимости от траектории движения могут быть прямолинейными (ракета при взлёте, сосулька с крыши) и криволинейном (теннисный, футбольный мяч, при ударе).
Траектория одного и того же движения различна в различных системах отсчёта. Например, для пассажира равномерно двигающегося поезда падающий в вагоне мяч двигается вертикально вверх, а для человека стоящего на перроне, тот же мяч двигается по параболической траектории.
Тогда можно задать вопрос: А чему же равна длина траектории и как её измерить?
Обучающиеся предлагают свои версии.
Вообще длина траектории - это путь.
Путь - не имеет направление, т.е. скалярная величина.
Если участки траектории прямолинейные, то путь равен сумме длин участков.
Если участки криволинейные, то изменение координат тела описывают с помощью такого понятия как перемещение.
Перемещение – векторная величина, т.е. кроме числового значения имеет ещё направление.
Обозначается на чертежах как направленный отрезок соединяющий начальное и конечное положение тела в пространстве.
Модуль перемещения и путь могут совпадать по значению, только в том случае, если тело движется вдоль одной прямой в одном направлении.
Зная начальное положение вектора перемещения тела, можно определить, где находится тело в любой момент времени и в каком направлении оно движется.
Разберём на примере: Лодка прямолинейно движется по реке из т. А в т. В.
А) В одномерной СО.
- тело поместить в СО (ось Х, т. О)
- чертим траекторию движения, для этого соединяем т. А с т. В
- определяем перемещение, для этого ставим направление движения от т. А к т. В
- опускаем перпендикуляры из т. А и т. В на ось Х и определяем начальную и конечную координаты тела т. А (…), т. В (…)
- определяем проекцию перемещения на ось Х (от конечной координаты отнимаем начальную координату).
В) В двухмерной СО
- тело поместить в СО (ось Х иY , т. О)
- чертим траекторию движения, для этого соединяем т. А с т. В
- определяем перемещение, для этого ставим направление движения от т. А к т. В
- опускаем перпендикуляры из т. А и т. В на ось Х и Y, определяем начальную и конечную координаты тела т. А (Х1, Y1), т. В (Х2, Y2)
- определяем проекцию перемещения на ось Х ,Y
- определяем перемещение
4. Самостоятельная работа над проектом.
Учитель: берём своё домашнее задание и лист с заданием. По пунктам выполняем задание на своём проекте, заполняем поля. (Приложение 4) Проекты обучающихся с урока)
№ п/п | Задание | Результат выполнения |
1 | Поместить свой проект в СО
|
|
2 | Построить перемещение
|
|
3 | Найти координаты:
|
|
4 | Найти проекцию вектора на оси Х, Y
|
|
5 | Найти перемещение
|
|
6 | По электронной карте города БИС
(или http://www.gis42.ru/biss/) на ПК:
|
|
7 | Определить пройденный путь
|
Вопрос учителя: По электронной карте города БИС (Приложение 5, у автора) у вас S и S' не совпадает почему?
Ответы обучающихся: S' получается больше т.к.
- дома и строения не материальные точки
- у нас длина шага средняя, не точная
- ошибки при построении маршрута
Учитель: Давайте повторим физические понятия пройденные на этом уроке. (Приложение 6)
Отв.: 1, 2, 6, 10, 7, 8, 11,1 2.
5. Подведение итогов, домашнее задание.
Д/з § 2, 3, упр. 3.
Повторить понятие средней скорости, считая движение равномерным, зная количество шагов и время движения на каждом участке, рассчитать вашу среднюю скорость.