Все мы знаем, что в первый год обучения химии закладываются опорные и очень значимые понятия этого предмета. И оттого, как они будут усвоены зависит дальнейшее изучение химии. Учащихся 8 класса можно и нужно заинтересовать этим предметом. Способы могут быть разными. На мой взгляд, наиболее удобным и продуктивным способом является использование нетрадиционных форм урока. В рамках дополнительного образования по предмету мы работаем только с группой учащихся, а уроки охватывают всех уч-ся класса. Кроме того, их можно проводить не одноразово (как внеклассные мероприятия по предмету) , а периодически или систематически (в зависимости от контингента уч-ся, их способностей и темперамента).
Цели урока.
- Обучающие:
закрепить знания учащихся о классификации основных классов неорганических соединений и умения давать названия веществам.- Развивающие
:
развивать “химическую” зоркость уч-ся, находить логические связи между названием вещества и его химической формулой.- Воспитательные
:
воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, умения работать в коллективе.
Оборудование и реактивы:
- раздаточные карточки с заданиями, “лепестки” для игры “Волшебный цветок”,
- таблица для полведения итогов, мультимедиа для решения кроссворда и выполнения интерактивных упражнении,
- диск электронной библиотеки “Просвещение” для 8-го класса,
- реактивы для опыта “Несгораемый платок”: платок , вода, спирт, спички, пинцет,
- реактивы для опыта “Зажигание спиртовки “волшебной палочкой: спиртовка, фарфоровая чашка, перманганат калия, концентрированная серная кислота, стеклянная палочка.
Подготовительный этап.
Психологический настрой класса на урок, выбор членов жюри, объяснение правил игры и критериев получения оценки. Оценку на уроке получает каждый ученик в зависимости от суммы полученных баллов. Каждый конкурс оценивается определенным количеством балов. Один балл это один жетон (жетон это квадратик из цветной бумаги) . Полный ответ – большой жетон, неполный – маленький жетон. В конце урока баллы суммируются.
Таблица для подсчета баллов, полученных во время урока-игры для учащихся 8 классов по теме “Обобщение знаний о классификации основных классов неорганических соединений”.
№ | Название конкурса |
Команда |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Приветствие команд (3б) | ||||
2 | “Волшебный цветок” (9б) | ||||
3 | Блиц опрос (11б) |
||||
4 | Эксперимент-загадка (4б) | ||||
5 | Конкурс капитанов (8б) | ||||
6 | Кроссворд (6б) |
||||
7 | “Крестики-нолики” (2б) | ||||
8 | Интерактивные упражнения(3б) | ||||
Итого (46б) |
Основное содержание урока.
1-й конкурс. Приветствие команд (максимально 3 балла).
Название, девиз, эмблема.
2-й конкурс. “Волшебный цветок (максимально 9баллов).
Задания этого конкурса выполняются у доски одним из представителей команды. На листах бумаги, вырезанных в виде лепестков, написаны формулы химических веществ. Необходимо распределить их по классам в виде таблицы и дать название каждому веществу. “Лепестки” крепятся к доске магнитами, каждый “лепесток” распределяется в соответствующую графу таблицы.
Оксиды | Кислоты | Основания | Соли |
Примеры заданий.
Первая команда: NaOH, H2SO4, O2, Cu(NO3)2, P2O5, Fe(OH)3, K2O, AlF3, HNO2
Вторая команда: Na2SO4, Ba(OH)2, N2,MgO, H3PO4, HBr, MgCl2, LiOH, CO2
Пока ученики выполняют задание конкурса “Волшебный цветок” остальные ученики участвуют в следующем конкурсе.
3-й конкурс. Блиц опрос (максимально 11 баллов).
Вопросы задаются в течение одной минуты.
Первая команда:
– Общее название солей азотной кислоты.
– Название оксида водорода.
– Формула серной кислоты.
– Валентность натрия.
– Реакция взаимодействия простых веществ.
– Химическое название углекислого газа.
– Валентность кальция.
– Соли угольной кислоты.
– Какого газа больше всего в воздухе?
– Формула гидроксида натрия.
– Формула сероводородной кислоты.
Вторая команда:
– Соли соляной кислоты.
– Формула бромоводородной кислоты.
– Валентность алюминия.
– Самый легкий газ?
– Растворимое основание.
– Формула снега.
– Какой газ выделяется при дыхании?
– Соли серной кислоты.
– Формула азотной кислоты.
– Валентность водорода.
– Реакция взаимодействия простых веществ.
4-й конкурс. Эксперимент – загадка.
Каждая команда показывает опыт и просит другую команду объяснить увиденное (максимально 4 балла).
Первая команда. “Несгораемый платок”.
Опыт: платок сначала смачивают водой, потом спиртом и поджигают. Ученик держит горящий платок пинцетом. Спирт сгорает, пламя гаснет. Платок остается невредимым.
Вторая команда. “Зажигание спиртовки “волшебной” палочкой”.
Опыт: в фарфоровую чашку помещают 1-2г перманганата калия и несколько капель концентрированной серной кислоты, все это перемешивают стеклянной палочкой. Затем той же палочкой с прилипшей к ней смесью прикасаются к фитилю спиртовки – происходит воспламенение.
5-й конкурс. Конкурс капитанов “Составь рассказ”.
(максимально 8 баллов). Каждый капитан получает в закрытом конверте одинаковый набор слов, из которых он должен составить рассказ с химическим смыслом.
Слова: водород, кислород, медь, капельки воды, оксид меди, две молекулы.
Пока капитаны выполняют свое задание, остальные ученики участвуют в следующем конкурсе.
6-й конкурс. “Разгадай кроссворд” (максимально 6 баллов).
По вертикали: 1. Он есть в лимонаде, он горло щекочет, а как ты проглотишь его — он бормочет. 2. Жажду утолит всегда, если рядом есть она. 3. На вкус и ... товарищей нет. 4. В воде приходит он в упадок и называется ... . 5. Не льем раствор себе в карман лишь потому, что есть ... . 6. Что происходит внезапно между веществами? 7. В животе прожжешь ты дырки, если выпьешь из ... (в именительном падеже). 8. Маленький стеклянный брат большой лопаты. 9. Ржавчина верхом залезла на блестящее ... . 10. Конь железный не устал, потому что он – .... 11. Они должны быть точны, как часы, и называются ... . 12. Не рыба, но в воде молчит, а в кислоте она шипит. 13. Похож на дым, но не пожар, воды кипящей это ... . |
7-й конкурс. Игра “крестики-нолики”(максимально 2 балла).
Задания:
|
|
||||||||||||||||||
|
|
Команда должна найти выигрышную линию (по вертикали, горизонтали, диагонали) в которой будут только соли или кислоты, только основания или оксиды.
8-й конкурс . Интерактивные упражнения (максимально 3 балла). Эти задания можно взять из любого обучающего диска по химии или составить самим. Я использовала диск № 3 “Электронная библиотека издательства “Просвещения” – Химия, 8-й класс”.
Подведение итогов.
Жюри подсчитывает количество баллов, полученное командами за все конкурсы и объявляет команду-победительницу. Кроме этого во время урока каждый ученик получал личные фишки, суммарное количество которых влияет на оценку, полученную на уроке учеником.