Урок-игра для учащихся 8-го класса по теме "Обобщение знаний о классификации основных классов неорганических соединений"

Разделы: Химия


Все мы знаем, что в первый год обучения химии закладываются опорные и очень значимые понятия этого предмета. И оттого, как они будут усвоены зависит дальнейшее изучение химии. Учащихся 8 класса можно и нужно заинтересовать этим предметом. Способы могут быть разными. На мой взгляд, наиболее удобным и продуктивным способом является использование нетрадиционных форм урока. В рамках дополнительного образования по предмету мы работаем только с группой учащихся, а уроки охватывают всех уч-ся класса. Кроме того, их можно проводить не одноразово (как внеклассные мероприятия по предмету) , а периодически или систематически (в зависимости от контингента уч-ся, их способностей и темперамента).

Цели урока.

  • Обучающие:
    закрепить знания учащихся о классификации основных классов неорганических соединений и умения давать названия веществам.
  • Развивающие:
    развивать “химическую” зоркость уч-ся, находить логические связи между названием вещества и его химической формулой.
  • Воспитательные:
    воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, умения работать в коллективе.

Оборудование и реактивы:

  • раздаточные карточки с заданиями, “лепестки” для игры “Волшебный цветок”,
  • таблица для полведения итогов, мультимедиа для решения кроссворда и выполнения интерактивных упражнении,
  • диск электронной библиотеки “Просвещение” для 8-го класса,
  • реактивы для опыта “Несгораемый платок”: платок , вода, спирт, спички, пинцет,
  • реактивы для опыта “Зажигание спиртовки “волшебной палочкой: спиртовка, фарфоровая чашка, перманганат калия, концентрированная серная кислота, стеклянная палочка.

Подготовительный этап.

Психологический настрой класса на урок, выбор членов жюри, объяснение правил игры и критериев получения оценки. Оценку на уроке получает каждый ученик в зависимости от суммы полученных баллов. Каждый конкурс оценивается определенным количеством балов. Один балл это один жетон (жетон это квадратик из цветной бумаги) . Полный ответ – большой жетон, неполный – маленький жетон. В конце урока баллы суммируются.

Таблица для подсчета баллов, полученных во время урока-игры для учащихся 8 классов по теме “Обобщение знаний о классификации основных классов неорганических соединений”.

Название конкурса

Команда

1 2 3 4
1 Приветствие команд (3б)        
2 “Волшебный цветок” (9б)        
3 Блиц опрос
(11б)
       
4 Эксперимент-загадка (4б)        
5 Конкурс капитанов (8б)        
6 Кроссворд
(6б)
       
7 “Крестики-нолики” (2б)        
8 Интерактивные упражнения(3б)        
  Итого (46б)        

Основное содержание урока.

1-й конкурс. Приветствие команд (максимально 3 балла).

Название, девиз, эмблема.

2-й конкурс. “Волшебный цветок (максимально 9баллов).

Задания этого конкурса выполняются у доски одним из представителей команды. На листах бумаги, вырезанных в виде лепестков, написаны формулы химических веществ. Необходимо распределить их по классам в виде таблицы и дать название каждому веществу. “Лепестки” крепятся к доске магнитами, каждый “лепесток” распределяется в соответствующую графу таблицы.

Оксиды Кислоты Основания Соли
       

Примеры заданий.

Первая команда: NaOH, H2SO4, O2, Cu(NO3)2, P2O5, Fe(OH)3, K2O, AlF3, HNO2

Вторая команда: Na2SO4, Ba(OH)2, N2,MgO, H3PO4, HBr, MgCl2, LiOH, CO2

Пока ученики выполняют задание конкурса “Волшебный цветок” остальные ученики участвуют в следующем конкурсе.

3-й конкурс. Блиц опрос (максимально 11 баллов).

Вопросы задаются в течение одной минуты.

Первая команда:

– Общее название солей азотной кислоты.
– Название оксида водорода.
– Формула серной кислоты.
– Валентность натрия.
– Реакция взаимодействия простых веществ.
– Химическое название углекислого газа.
– Валентность кальция.
– Соли угольной кислоты.
– Какого газа больше всего в воздухе?
– Формула гидроксида натрия.
– Формула сероводородной кислоты.

Вторая команда:

– Соли соляной кислоты.
– Формула бромоводородной кислоты.
– Валентность алюминия.
– Самый легкий газ?
– Растворимое основание.
– Формула снега.
– Какой газ выделяется при дыхании?
– Соли серной кислоты.
– Формула азотной кислоты.
– Валентность водорода.
– Реакция взаимодействия простых веществ.

4-й конкурс. Эксперимент – загадка.

Каждая команда показывает опыт и просит другую команду объяснить увиденное (максимально 4 балла).

Первая команда. “Несгораемый платок”.

Опыт: платок сначала смачивают водой, потом спиртом и поджигают. Ученик держит горящий платок пинцетом. Спирт сгорает, пламя гаснет. Платок остается невредимым.

Вторая команда. “Зажигание спиртовки “волшебной” палочкой”.

Опыт: в фарфоровую чашку помещают 1-2г перманганата калия и несколько капель концентрированной серной кислоты, все это перемешивают стеклянной палочкой. Затем той же палочкой с прилипшей к ней смесью прикасаются к фитилю спиртовки – происходит воспламенение.

5-й конкурс. Конкурс капитанов “Составь рассказ”.

(максимально 8 баллов). Каждый капитан получает в закрытом конверте одинаковый набор слов, из которых он должен составить рассказ с химическим смыслом.

Слова: водород, кислород, медь, капельки воды, оксид меди, две молекулы.

Пока капитаны выполняют свое задание, остальные ученики участвуют в следующем конкурсе.

6-й конкурс. “Разгадай кроссворд” (максимально 6 баллов).

По вертикали: 1. Он есть в лимонаде, он горло щекочет, а как ты проглотишь его — он бормочет. 2. Жажду утолит всегда, если рядом есть она. 3. На вкус и ... товарищей нет. 4. В воде приходит он в упадок и называется ... . 5. Не льем раствор себе в карман лишь потому, что есть ... . 6. Что происходит внезапно между веществами? 7. В животе прожжешь ты дырки, если выпьешь из ... (в именительном падеже). 8. Маленький стеклянный брат большой лопаты. 9. Ржавчина верхом залезла на блестящее ... . 10. Конь железный не устал, потому что он – .... 11. Они должны быть точны, как часы, и называются ... . 12. Не рыба, но в воде молчит, а в кислоте она шипит. 13. Похож на дым, но не пожар, воды кипящей это ... .

7-й конкурс. Игра “крестики-нолики(максимально 2 балла).
Задания:

Na20 Ag CI KNO3
H3PO4 B a C l 2 Li20
CuS04 HCl Ba(OH)2
Fe(OH)3 H2SiO AlBr3
H2CO3 H3PO4 Ba(OH)2
LiOH HNO3 CaO
H2C03 AgN03 Li20
NaOH Ва(ОН)2 Fe(OH) 3
КОН LiOH FeCl2
K2O LiOH HCl
H2SO4 CaO CaCl2
Ba(NO3)2 HCl Fe2O3

Команда должна найти выигрышную линию (по вертикали, горизонтали, диагонали) в которой будут только соли или кислоты, только основания или оксиды.

8-й конкурс . Интерактивные упражнения (максимально 3 балла). Эти задания можно взять из любого обучающего диска по химии или составить самим. Я использовала диск № 3 “Электронная библиотека издательства “Просвещения” – Химия, 8-й класс”.

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество баллов, полученное командами за все конкурсы и объявляет команду-победительницу. Кроме этого во время урока каждый ученик получал личные фишки, суммарное количество которых влияет на оценку, полученную на уроке учеником.