Важнейшим из основных направлений развития современной школы является профильное обучение. Такой подход обеспечивает школе возможность создания благоприятных условий для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося, но вместе с тем, активизирует проблему успешности в выбранном им профильном направлении.
Новые цели и ориентиры общего среднего образования, вариативность его содержания на старшей ступени обучения, многообразие образовательных систем привели к становлению во многом новых организационных форм, методов и средств обучения.
Внеурочная деятельность – это составная часть профильного обучения. Под внеурочной деятельностью понимается мотивированное обучение, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Внеурочная деятельность строится в парадигме профильного обучения, обеспечивается информационной, обучающей, воспитывающей, развивающей, социализирующей функциями.
Одним из вариантов внеурочной деятельности является организация учебных практик обучающихся в условиях профильного обучения.
Целью учебных практик является развитие первоначальных навыков экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности.
Учебные практики обеспечивают решение таких задач профильного обучения как:
- обеспечить обучающимся доступность получения дополнительного профильного обучения в соответствии с их индивидуальными склонностями;
- воспитать у обучающихся положительную мотивацию на обучение, правильную самооценку и оказать помощь в профессиональной ориентации;
- закрепить, углубить и обогатить знания в процессе их использования при решении конкретных исследовательских и практических задач;
- сформировать поисковый стиль мышления;
- выработать творческий исследовательский подход к научно-исследовательской и практической деятельности с учетом познавательных потребностей и интересов старшеклассников;
У обучающихся есть возможность реализовать свои способности при прохождении учебных практик, которые обеспечивают каждому обучающемуся возможность обратиться к наукам, смежным с предметом его профиля. Организация практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися практическими навыками и умениями в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника образовательного учреждения. Каждая из учебных практик имеют свои задачи, свои особенности, свои приоритеты в содержании.
В нашей школе проводятся профильные практики во время осенних, весенних и летних каникул. Целью профильной практики является создание условий для совершенствования умений и навыков, обучающихся в соответствии с выбранным профилем. Время прохождения профильной практики для обучающихся 10 классов регламентируется годовым календарным графиком. Занятия проходят в соответствии с утвержденным расписанием. На профильную практику отводится от 20 до 35 часов академического времени. Из них 10-15 часов — аудиторных занятий, а остальное время отводится на самостоятельную, проектную работу, экскурсии и т.д. Продолжительность рабочего дня обучающихся во время прохождения практики составляет 4 часа. Количество групп не ограничено.
Основные профильные направления практики: информационно-технологическое, экономическое, гуманитарное, социальное, оборонно-спортивное. Обучающимся предлагается спектр курсов на выбор: “Я выбираю журналистику”, “Отрасли права”, “Начальная военная подготовка”, “Финансовая математика”, “Создание банка данных прикладных программ, разработанных в школе”, “Экономические исследования и анализ статистических данных” и другие.
Во время профильной практики обучающиеся знакомятся с работой Юргинской телевизионной студии, Налоговой инспекции, Мирового судьи, выезжают в Юргинский гарнизон, работают с библиотечным фондом, ресурсами Интернет.
Подготовка и проведение летних профильных практик предусматривает следующие методические операции:
- разработка программ;
- составления расписания;
- работа с методической, научной литературой.
Комплектование педагогического персонала основной фактор, определяющий успех работы, поэтому команда подбирается из опытных учителей – энтузиастов, способных простроить стратегию и тактику практики.
Специфические условия в период летних профильных практик обусловлены рядом особенностей, которые позволяют эффективно использовать их преимущества:
- работа в новых группах - объединениях школьников;
- погружение в нестандартную ситуацию;
- возможность коммуникации в условиях, отличных от учебных;
- изменение ролевых отношений в малой исследовательской группе;
- ответственность ребят за тот объект, исследователями которого они являются
Структурировать такую деятельность, придать ей целенаправленный характер помогает оформление “продукции”, которую участник обязан сдать в банк. Учителя – предметники – кураторы групп представляют в установленные сроки программы проведения практики и итоговые отчеты обучающихся. Формы отчетов разнообразны: рефераты и репортажи, рецензии на ту или иную книгу, справочные пособия, создания WEB – страниц, сборник сочинений разных жанров, презентации и другие.
В школе организована учебная практика в форме проектной деятельности с использованием новых информационных технологий. И как итог, обучающиеся 9-11 классов создают и защищают проектные работы с использованием новых информационных технологий. Цель проектной работы: возможность проявить максимум самостоятельности и инициативы при решении практической задачи. В процессе выполнения работы необходимо показать:
- умение грамотно осуществить постановку задач, возникающих в практической деятельности, для решения с помощью компьютера;
- навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и простые модели поставленных задач;
- знания основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
- понимание устройства и функционирования компьютера и элементарные навыки составления программ для компьютера по построенному алгоритму на одном из языков программирования;
- умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью компьютера и применять эти результаты в практической деятельности.
Законченная работа представляется в виде отчета, в качестве законченного программного продукта (или текстового документа), предназначенного для практического использования. Предпочтительно использование тематики, интересной и полёзной для ученической, молодежной и преподавательской аудитории. Примерные проектов: Сайт “Рынок труда. Безработица”; Презентация “Классы оборонно-спортивного профиля”; Флэш “Макроэкономика”; Сайт “Учебник НТМL”; Электронное пособие по геометрии для подготовки к предметной олимпиаде, к сдаче ЕГЭ, к вступительным экзаменам.
Третья ступень обучения предполагает формирование компетентностей старшеклассников: самообразовательных, исследовательских, проектировочных. Поэтому в школе осуществляются учебная практика для обучающихся, желающих заниматься исследовательской работой.
Основными видами профессионально ориентированной, исследовательской деятельности старших школьников являются:
- проблемное исследование;
- аналитико-систематизирующее исследование;
- планово-диагностическое исследование;
- изобретательское исследование;
- экспериментальное исследование проектно-поисковое исследование;
- проектно-поисковое исследование;
- исследование;
- описательное исследование.
Учебная исследовательская практика проходит в течение учебного года. Участники этой практики объединяются в группы по направлениям. На занятиях ребята:
- учатся работать с научной и справочной литературой;
- осваивают методику проведения эксперимента, практических и лабораторных работ;
- приобретают навык исследовательской и проектной деятельности;
- готовят презентации, публичные выступления;
- изучают правила оформления работ, проектов.
Лучшие работы обучающихся, участников учебных практик (профильная, проектная с использованием новых информационных технологий, исследовательская) представляются на ежегодные научно-практические конференции различных уровней.
Традиционная школьная НПК “Мы и мир вокруг нас” - это смотр самого яркого и интересного, что сделано учащимися за учебный год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. Школьная научно-практическая конференция - это первый опыт приобщения учащихся к научному миру. Целью конференции является создание условий для развития интеллектуального и художественного творчества обучающихся, формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой общественной дискуссии и свободному обмену мнениями.
Работа конференции осуществляется по секциям. Материалы для проведения конференции согласовываются на заседаниях творческой группы “Союз интеллекта и творчества” и утверждаются на методическом совете школы. Подведение итогов осуществляется экспертными комиссиями по каждой секции. Участники конкурса, представившие лучшие работы, награждаются дипломами, призами. Результаты конференции анализируются на заседаниях методических объединений и методического совета. Из лучших работ составляется сборник.
По мнению Е.А. Зверевой самодеятельная личность - это самостоятельная деятельность человека, которая выполняется им по собственной инициативе на основе знаний и умений, приобретенных в процессе обучения или практики, носит творческий характер; в нем проявляется личность человека с ее отношением к содержанию деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей [3].
Литература
1. Баранников А.В. Содержание общего образования: компетентностный подход. [Текст] / А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2006.
2. Влазнев А.И. Профильное обучение: варианты решения. [Текст] / А.И. Влазнев В.А. Филимонов II Профильная школа. 2004. -№2. - С. 39.
3. Зверева Е.А. Формирование самодеятельности личности старшеклассников. [Текст] / Е.А. Зверева // Народное образование. -2006. - №10. -С.41.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. [Текст] 1/ М., 2002.
8. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. - №5.
5. Кузнецов А.А. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. [Текст] / А.А. Кузнецов, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков, Л.О. Филатова. - М.: Минобразования РФ, РАО, 2006, 11,2 п.л.
6. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для преподавателей образовательной области “Технология”. [Текст] / М.Б. Романовская. - М.: АПК и ПРО, 2006. - 32 с.
7. Шамова Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т.И. Шамова, А.Н. Худин, И.В. Ильина, С.Н. Белова - М.: Центр “Педагогический поиск”, 2006. -160 с.