Цель: формирование негативного отношения к курению и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- информировать детей о вредном влиянии табачного дыма на организм человека и развитии никотиновой зависимости;
- сформировать установку на здоровый образ жизни;
- рассказать какие заболевания могут быть у курящих людей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимания, восприятия, памяти, воображения; фантазии, устной речи (через сообщения и ответов детей); самостоятельность, творческие способности, логическое мышление;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- воспитывать желание вести здоровый образ жизни; уважения к жизненной позиции другого человека, чувство здорового соперничества, чувство коллективизма.
Основные понятия: никотин, зависимость от курения, табак, пассивное курение.
Участники: учащиеся 5–9-х коррекционных классов.
Оформление и иллюстрация (оборудование):
На доске: плакаты: “Курить – здоровью вредить!”, “Если хочешь долго жить – брось курить!”, “Береги здоровье смолоду!”. Изображение больных и здоровых сердца, легкого, мозга (нарисованные), 4 ватмана и фломастеры. Буквы для сложения слова (здоровье), дартс, листовки (“Что будет, если бросите курить?”, “Как бросить курить?”). Растение табак, большая сигарета, жетоны для голосования, 2 плаката и изображением солнышка, шары надувные, нитки, музыкальный центр.
Ход мероприятия
Учитель: Организационный момент, посмотрите на оформление класса. Давайте прочитаем надписи на плакатах, послушайте стихотворение и скажите, о чем мы будем говорить с вами:
"Попробовал разок ты закурить.
Вошло в привычку, а назад дороги нет!
А многим людям невозможно с этим жить.
Курение наносит тяжкий вред!
А ведь здоровьем каждый дорожит.
Кому проблемы лишние нужны?
Ведь надо жить, любить, творить.
Зачем тебе курение, скажи?
Ты думаешь, что бросить так легко?
Ты заблуждаешься и очень глубоко!
А ведь здоровье никогда ты не вернешь,
Подумай, для чего же ты живешь?.."
– О чем будем говорить сегодня на мероприятии? (О вреде курения.)
– Да, сегодня мы собрались для проведения мероприятия на тему: “Курение или здоровье?
Поговорим о проблеме курения. Мы не только поиграем, но и узнаем какой вред, наносит курение на здоровье человека. Какие болезни могут появиться. Как отказаться от курения. В конце вы уже сами выберите курение или здоровье.
– Как же вообще появилось курение, кто-нибудь знает? Давайте окунемся немного в историю:
Сообщение. В России курение появилось в начале 17 века в Смутное время. Его принесли поляки и литовцы. Царь Михаил Романов сурово преследовал любителей дьявольского зелья. В 1634 г. был издан указ, по которому курильщики получали шестьдесят палочных ударов по подошвам. Во второй раз отрезался нос. По Уложению 1649 г. царя Алексея Михайловича предусматривалось наказание тому, у кого был найден табак: бить кнутом до тех пор, пока не признается, откуда табак получил. Суровые меры предусматривались в отношении торгующих: резать носы и ссылать в дальние города. Ввоз в страну табака был запрещен. Усилия остановить оказались безрезультатны. Царь Петр I был любителем курения. В 1697 году были сняты все запреты. Петр I предоставил англичанам монополию на торговлю табаком в России. Та стремительность, с какой этот губительный порок стал распространяться в народе, наводит на самые грустные мысли.
– Благодаря рекламе, табакокурение считается модным и привлекательным. А что же говорит жизнь?
Сообщение ученика (Шалганов В.): Табак – травянистое растение семейства пасленовых. В мире насчитывается свыше 60 его видов, Дым, образующийся при курении табака, представляет собой сложную газообразную смесь многих ядовитых веществ. В 1 сигарете свыше 200 ядовитых веществ, которые вредные для организма человека (показ как выглядит табак).
– Вот сейчас мы проверим ваше здоровье!!! Разделитесь на две команды, выберите капитана, придумайте название. Представление жюри.
1. К нам сегодня пришло просить, кричать о помощи посмотрите кто это? (Легкое больное.) Послушайте: (читает Муромец Оля)
Табак завез Колумб давно,
И я совсем отравлено.
Я погибаю от него.
Совсем им одурманено.
– Ребята, что с ним произошло? (Заболело от курения раком.)
Сообщение. Рак – это страшная болезнь. Она развивается в легких у курильщиков и пожирает их изнутри. Человек быстро худеет и умирает. Раком легких курильщики болеют в 15 раз чаще, чем некурящие.
– Нам нужно немедленно спасать легкое.
Конкурс: Два стула, на стульях надувные шары по количеству учащихся, нитки. Учащиеся поочереди подбегают к стулу , надувают шар средней величины (показ). Капитаны завязывают. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с заданием, т/б. (Музыкальное сопровождение.)
После конкурса появляется здоровое легкое. Радостное, веселое. Спасли.
– А это кто? (Больной мозг.) Послушаем его:
(Читает Надя Бурундукова)
Когда же школьник курит сигарету
И годы жизни отдает за это, Пойми, он тонет, он горит… Беда!
Сейчас решается его судьба.
Не будь же равнодушным человеком,
Спеши спасать! Он может стать калекой!
– Что же с ним такое? (Заболел.) Как может заболеть мозг, если человек курит?
Сообщение (читает Настя Хилькевич):
Инсульт – возникает тогда, когда кровеносный сосуд, доставляющий в головной мозг кислород, закупоривается тромбом или другими частицами. Тромбоз церебральных сосудов — самая частая причина инсульта. Тромбоз означает формирование тромба из крови и нарушение кровоснабжения головного мозга. Также из-за курения ослабевает внимание, память, повышается утомляемость, происходит кровоизлияние в мозг и человек умирает.
– Спасаем наш мозг!
Конкурс: Вместо курения можно так интересно жить! Вот сейчас перед вами плакат с солнышком, напишите на каждом лучике, чем можно интересным заниматься в жизни. Капитан выходит, зачитывает. (Музыкальное сопровождение.)
– Сколько полушарий у мозга? (2, левое и правое.) Мы спасли только правое. Спасаем левое.
Конкурс: На столе лежат буквы, вам нужно составить слово (победит та команда. Которая быстрее всех соберет слово, правильно). Читаем слово (здоровье). (Музыкальное сопровождение.) Появляется на доске здоровый мозг.
– Сейчас мы дадим нашему мозгу отдохнуть, и девочки споют песню:
– Виновата ли я, виновата ли я,
Виновата ли я, что курю?– Что здоровье свое, что здоровье свое на ветер бросаю его.
– Говорили мне все, говорили мне все, говорили, всегда не кури,
Но в привычку вошло, но в привычку вошло, каждый день никотином дышать!
– Ах ты, сердце мое, ах, ты сердце мое, не шути так жестоко со мной.
Я болеть, я болеть не хочу. И поэтому брошу курить.
– Раз мы заговорили о сердце, то и оно к нам пришло просить, умолять о помощи, оно погибает. На доске появляется больное сердце. Что же с ним произошло?
Сообщение (читает Наташа Крепчук): Одна затяжка действует сразу на все сосуды, а значит и на сердце. “Сердечно-сосудистые заболевания играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения. Это значит, что риск заболеть и умереть от болезни сердца и сосудов (гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт) выше, если человек курит. Если прощупать пульс курящего человека, то можно заметить, что при первой затяжке происходит его замедление, а затем сердце начинает биться в учащенном ритме.
– Нужно помочь сердцу!!!
Конкурс капитанов: Дартс, 3 выстрелами нужно набрать как можно больше очков, т/б.
Конкурс со стульями. Ритм бега ускоряется (проверяем работу сердца), т/б. Появляется здоровое сердце, радостное.
– Что еще может страдать от курения? (Слух, зрение. Внешний вид, почки, печень, гортань, сосуды. Полость рта, зубы, желудок, нервные клетки. Кровь и т.д.)
– От курения страдает весь наш организм, мы должны стремиться, чтобы наш организм и органы были вот такие же веселые и здоровые, как эти.
– Так же опасно и пассивное курение (что это?) – оно так же влияет пагубно на наш организм. Нельзя стоять рядом с курящими людьми.
– Сейчас перед вами лист бумаги.
Задание: Каждая команда должна нарисовать плакат “Мы против курения”. Просмотр.
– Курит или не курить? На этот вопрос каждый отвечает самостоятельно. Нужно задуматься для чего ты живешь и стоит ли тратить свое здоровье в юности, чтобы потом лечиться от разных страшных болезней, или умирать рано, так и не увидев много интересного в жизни.
– Сейчас подумайте, каждый сам ответьте на этот вопрос. Надеюсь, что все таки вы выбрали здоровье. Давайте сейчас все вместе убедимся, что некурящему человеку дышится легко и свободно.
Аутотренинг: Закройте глазки. Расслабьтесь, сядьте как вам удобно. Я сейчас буду говорить предложение. Вы повторяйте.
Мне дышится легко и свободно… Мое сердце бьется ритмично, сильно… Вид сигареты, табака вызывает отвращение, рвоту… Запах табачного дыма вызывает головокружение… Я никогда не возьму в рот сигарету… Я набрался новых сил… Я полон энергии… Я готов к любым усилиям… Да, никотин – это яд…
– Пока жюри подводит итоги, капитаны выходят, берут большую сигареты и ломают, рвут ее. Раздаются жетоны всем присутствующим, и каждый голосует, за курение или против.
Раздаются листовки о способах как бросить курить.
– Еще раз дома прочитайте и задумайтесь. Вы уже взрослые люди, чтобы принять взрослое решение.
– Итоги конкурсов, награждение.