Цель:
- учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;
- развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;
- способствовать воспитанию вежливости и трудолюбия.
Оборудование и наглядные пособия: документкамера, тесты, обратные словари, плакат.
Ход урока
1. Организационный момент.
У нас сегодня гости. А гостям нужно дарить подарки. А лучшим подарком для них будут наши хорошие знания.
2. Введение в тему.
А теперь внимание. Я произношу слова: СПИНА, РУКИ, ТЕТРАДЬ, РУЧКИ.
– Вы меня поняли?
– ВЫПРЯМИЛИСЬ, ПОСМОТРЕЛИ, ПОЗДОРОВАЛИСЬ, СЕЛИ
– А теперь?
– Что объединяет слова 2 группы?
– Как мы сейчас убедились, что глагол делает нашу речь ясной, более понятной. Глагол – настоящий богатырь среди частей речи. Не зря его еще называют Дедушкой Глаголом.
3. АОЗ (тесты для документкамеры.)
Глагол – это:
- часть слова;
- часть речи.
Глагол обозначает:
- признак предмета;
- действие предмета.
Глагол имеет:
- лицо, время, спряжение;
- склонение, падеж.
В предложение глагол является:
- подлежащим;
- сказуемым.
Суффикс – это:
- часть слова;
- часть речи.
Суффиксы пишутся:
- после корня;
- перед корнем.
Суффиксы нужны:
- для образования новых слов;
- для указания на форму слова.
(Тест “Глагол” дети выполняют самостоятельно, а “Суффикс” сильные учащиеся дополнительно. Затем во время проверки дети слушают рассказ сильных учащихся)
– Давайте прочитаем какой рассказ о глаголе у вас получился? (По ответам учащихся.)
(Верные ответы обводятся и по ним составляется текст о глаголе.)
4. Формирование знаний, умений и навыков.
1. Работа по тетради для самостоятельных работ упр. 61 по зад Тетради 2 с. 66.
– Вставить буквы сам – но.
– Работа над ошибками при помощи Обратного словаря, тетрадь ученика под камеру.
– Есть ли здесь глаголы в повелительной форме?
– А как их отличить – это будет объектом нашего исследования.
(Проблемная ситуация)
2. Работа по учебнику стр120.
- упр. 127 (работа по цепочке)
– Чтение и выполнение первой части задания.
– Чтобы дольше выполнить задания, давайте рассмотрим плакат Летучей Мыши.
– Запись столбиком нач форм выделенных глаголов с выделение глагольного суффикса.
Терять – не теряйте – теряете.
Охранять – охраняйте – охраняете.
Гулять – гуляйте – не гуляете.
– У вас получилось три слова или шесть? Маша считает, что суффикс у всех глаголов один и тот же. (Это суффикс Я, значит это глаголы 1 спряжения.)
– Ты тоже так думаешь?
– Запишите рядом повелительную форму и форму 2 лица мн. ч.
– Выделите сначала глагольный суффикс, а затем суффикс глаголов в повелительной форме.
– Чем отличаются окончания повел формы мн. числа и формы 2 лица мн. числа?
Вывод: повелительная форма и форма 2 л. мн. числа отличаются по составу: в повелительной форме множественного числа окончание – те, в форме 2 л. мн. ч. – ете.
– Вернитесь к предыдущему упр.. вы правильно выполнили последнее задание?
3. Физкультминутка с глаголами – исключениями (дети в движении выполняют действия глаголов – исключения).
4. Упр. 128 (определить особенности состава повелительной формы множественного числа и формы 2 л множественного числа).
– Чтение предложений в парах.
– Ответим на вопросы Учебник 3 стр 121.
– Выписывание глаголов парами с постановкой ударения.
– Разбор по составу.
– Разный ли у них состав?
- Рассматривание плаката Летучей Мыши, стр.122 и на доске.
– Что там показано?
– Это образец чего? (Показано образование повел формы ед. ч. глагола УХОДИТЬ.)
– Ответим на вопросы ниже.
- Рассматривание плаката Летучей Мыши.
Вывод: в словах УХОДИТЬ, ПОДАРИТЬ, ОБЪЯВИТЬ суффиксы начальной формы и суффиксы повелительной формы – сходны внешне, но означают разное, то есть являются суффиксами – омонимами.
5. Закрепление.
- Чтение стих в Тетради 2 “Беседа” с. 67.
– Есть ли в этом тексте глаголы в повелительной форме.
– Почему девочку никто не мог понять?
- Прослушивание аудиозаписи.
– Услышали ли вы глаголы в повелительной форме?
– Запишем его в тетради и на доске и разберем по составу
6. Итог по этому слову.
– С какими глаголами работали на уроке? Как можно отличить глагол повелительной формы от глагола в форме 2 лица множественного числа.