Сценарий клуба выходного дня "Раннецветущие растения родного края"

Разделы: Биология, Начальная школа, Работа с дошкольниками, Внеклассная работа, Работа с родителями


Сценарий мероприятия предназначен для старших дошкольников, учащихся 1–4-х классов (участники мероприятия) и учащихся 5–8-х классов (ведущие мероприятия).

В мероприятии могут принимать участие также родители, педагоги и учащиеся-старшеклассники.

Цель мероприятия:

  • Формирование у обучающихся знаний о раннецветущих растениях родного края, о растениях, занесенных в Красную книгу;
  • привлечение внимания обучающихся к проблеме охраны раннецветущих растений, формирование у детей заинтересованности в сохранении многообразия растительного мира;
  • повышение уровня экологической грамотности детей и взрослых.

Задачи мероприятия:

  • познакомить обучающихся с разнообразием раннецветущих видов растений;
  • развивать у обучающихся потребность самостоятельно работать с книгами;
  • развивать творчество, самостоятельность и самодеятельность обучающихся, коммуникативные способности;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающей природной среде, заинтересовать детей в бережном отношении к природе родного края;
  • развивать умение анализировать и находить пути решения обсуждаемой проблемы.

Подготовка и проведение мероприятия вызывает, как правило, интерес учащихся всех возрастных групп.

Учащиеся средней возрастной группы изучают литературу о раннецветущих растениях; готовят сообщения и вопросы для младших школьников; подбирают стихи о раннецветущих растениях; составляют ребусы и кроссворды, решая которые лучше запоминают названия растений.

Учащиеся рисуют растения, оформляют учебный гербарий, готовят поделки; готовят листовки, привлекающие внимание окружающих к проблеме бережного отношения к хрупкой северной природе; подбирают фотографии.

Итогом всей подготовительной работы может быть оформленная учащимися совместно с педагогом тематическая методическая папка “Раннецветущие растения родного края”, которая может быть использована как дидактические материалы при изучении тем: “Раннецветущие растения”, “Охраняемые растения”, “Охрана растений”, “Многообразие растений”, “Знаешь ли ты растения?” и других; оформляются выставка рисунков и поделок, фотовыставка.

Педагог в процессе мероприятия отмечает вклад каждого обучающегося.

Проведение подобного мероприятия позволяет педагогу привлекать к работе все детское объединение, а не отдельных активных учеников; не испытывать затруднений в организации активной познавательной деятельности учащихся, их самостоятельной и самодеятельной работы; учитывать дифференциацию в обучении разновозрастной группы.

Самостоятельная работа учащихся при проведении клуба выходного дня является ведущим средством достижения целей экологического воспитания, обучения и развития.

Оборудование и необходимые материалы.

  • плакат-надпись “Раннецветущие растения”.
  • выставка книг, фотографий, открыток, рисунков.
  • плакат-надпись “Не рвите цветы!”
  • плакат-надпись “Берегите красоту родного края!”
  • папка с файлами для оформления тематической методической папки “Раннецветущие растения родного края”.

Для показа презентации необходимы:

  • компьютер с установленной программой показа презентаций PowerPoint.
  • проектор для показа презентации.
  • электронный носитель информации с презентацией “Раннецветущие растения родного края”

План проведения мероприятия

  1. Вступительное слово педагога.
  2. Обсуждение проблемы бережного отношения к растениям.
  3. Выступления учащихся.
  4. Демонстрация презентации “Раннецветущие растения родного края”.
  5. Диагностики достигнутых результатов.
  6. Оформление плакатов и листовок.
  7. Подведение итогов.

В начале мероприятия всем предлагается познакомиться с выставкой книг, фотографий, открыток, рисунков

Не рвите цветы, не рвите,
Пусть будет нарядной Земля,
А вместо букетов дарите
Васильковые, незабудковые
И ромашковые поля...
(Из песни Ю.Антонова)

Во вступительном слове педагог формирует у обучающихся мотивацию к изучению раннецветущих растений края.

К обсуждению могут быть предложены следующие вопросы:

– Что мы можем сделать, если мы хотим, чтобы цветы радовали нас долгое время?

– Какие меры вы предложили бы для охраны раннецветущих растений родного края?

– Как можно рассказать друзьям, знакомым и жителям города охране растений родного края?

– Какие биологические особенности позволяют растениям быть первоцветами?

Дети предлагают оформить плакаты, а потом развесить их на подъездах домов, чтобы люди запомнили эти цветы; разместить рисунки раннецветущих растений на листе бумаги с надписью “Берегите цветы!” и приклейте их в подъездах домов. (Все высказанные обучающимися предложения по изучаемой проблеме обязательно фиксируйте).

Обучающиеся объясняют, что у растений, расцветающих ранней весной, питательные вещества, образованные в листьях, накапливаются про запас под землей – в корневищах, клубнях или луковицах. Вот почему следующей весной, как только сойдет снег, растение уже может выпустить свой яркий цветок.

Педагог поясняет, что большинство раннецветущих растений относятся к экологической группе криптофитов – это многолетние травянистые растения, почки возобновления которых закладываются в луковицах, клубнях, корневищах и находятся в почве, благодаря чему защищены от прямого воздействия среды. Примерами таких растений могут служить ветреница, прострел, купальница, примула, хохлатка, дицентра и др. Многие виды раннецветущих растений становятся редкими и занесены в Красные книги областей и даже России. (Дети знакомятся с Красной книгой).

Выступления учащихся с рассказами о раннецветущих растениях местной флоры.

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации “Раннецветущие растения родного края” (Приложение 1).

Прострел, или сон-трава.

– Так называется это многолетнее растение (на юге Магаданской области – на Охотском побережье обычен прострел многонадрезанный).

Сон-трава – откуда это название? Утверждают, что если пожевать корень прострела, то наступает сон – глубокий и долгий. Такова легенда, но в ней, вероятно, есть доля истины. В корнях прострела найдены сапонины и ядовитые алкалоиды, которые, в зависимости от дозы, оказывают то возбуждающее, то успокаивающее действие.

Есть и другая версия происхождения названия “сон-трава”. На ночь и перед дождем его цветоножка сгибается, цветок поникает, прикрывая свою сердцевину от излишней влаги.

С каждым годом все реже можно встретить цветущий прострел. Размножается это растение в основном семенами, но крупные красивые цветки привлекают людей, особенно ранней весной, когда остро чувствуется “цветочный” голод.… Это растение рвать нельзя!

Дицентра прекрасная.

Род дицентра насчитывает до 20 видов травянистых многолетников, распространенных в Северной Америке, Китае, Корее, Японии. У всех этих растений длинные корневища, красивые перистые листья, а плоды – продолговатые коробочки, с мелкими блестящими черными семенами. Но главное – своеобразные цветки, не похожие на цветки других растений.

Весь цветок дицентры слегка сплющен в одной плоскости и очень похож на пронзенное стрелой сердце. Эти цветки-сердечки свисают вниз на цветоножках, они собраны в изящное соцветие – однобокую, дугообразно изогнутую длинную многоцветковую кисть. Кисти зацветают от основания, так что на каждой кисти можно видеть одновременно и цветки, и бутоны.

Благодаря характерной форме цветка растение получило много интересных и даже поэтических названий. У нас чаще всего дицентру называют “разбитое сердце”, менее известно другое название – “пылающее сердце”.

Хохлатка магаданская.

Такое название хохлатка получила за шпорцы – трубочки на цветках. Их много, и вся гроздь кажется как бы “хохлатой”.

Цветки хохлатки особые. Они хорошо приспособлены к опылению насекомыми с длинным хоботком. Двугубый венчик словно специально создан для того, чтобы шмель мог спокойно усесться на нижней губе. А шпорец цветка служит сосудом для нектара. Опуская хоботки на дно шпорца, насекомые всасывают нектар и попутно стряхивают со своих головок и спинок пыльцу, которую они принесли с других хохлаток.

Цветут хохлатки всего несколько дней. После опыления образуются сплюснутые плодики зеленого цвета, похожие на стручки. Созрев, они раскрываются двумя створками, и черные мелкие семена высыпаются на землю. Если присмотреться, то можно заметить на каждом семечке белый комочек (ариллус) – это приманка для муравьев. Ради этих комочков муравьи хватают семена хохлаток, тащат в муравейник, но часть теряют по дороге.… И на том месте, где останется на земле семечко, вырастет новая хохлатка.

Если раскопать землю, то можно найти круглый клубень хохлатки. Еще осенью в нем накопились запасы питательных веществ, и уже тогда была заметна крупная почка. К весне из нее вырастает новый побег, одетый полупрозрачной пленкой. Только когда росток выходит на поверхность, пленка лопается, стебелек высвобождается, распрямляется, развертываются нежные листья – и растение зацветает.

Калужница арктическая (самая распространенная в Магаданской области).

Название этого растения происходит от старорусского слова “калужина”, что значит – “лужа”. Растет калужница в болотах, по берегам водоемов и в сырых местах. У нее нет сладкого нектара, поэтому чаще над ее цветками кружатся мухи. Растет калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные. Иногда в сентябре калужница зацветает во второй раз, но тогда увидеть ее цветы могут лишь самые наблюдательные, т.к. они слабо заметны на фоне опадающей желтой листвы.

Рябчик камчатский

Стебель простой или в верхней части слабо ветвистый, луковичные чешуи в виде мелких вальковатых клубеньков, молодые луковицы развивают всего один овальный лист. Произрастает на лугах, разреженных зарослях кустарников, лесных полянах в поймах рек и ручьев.

Раньше луковицы рябчика заготавливались мешками. Из них варили каши, кисель, делали лепешки. Сейчас сбор не практикуется: и из-за отсутствия необходимости и из-за недостаточного количества растений. Цветки растения имеют необычную окраску и, конечно, привлекают внимание и детей и взрослых. Нам необходимо вести разъяснительную работу, чтобы это растение не исчезло из окрестностей нашего города.

Примула, или первоцвет.

На Охотском побережье чаще всего можно встретить первоцвет клинолистный, а в окрестностях Магадана еще и первоцвет Мазуренко.

“Золотыми ключами весны” называют примулы. Трубчатые цветки, собранные в соцветия зонтики, действительно можно принять за связку диковинных ключей. “Ключей”, открывающих дверь к погожим весенним дням. Молодые листья примулы содержат большое количество витамина С. Несколько листочков вполне достаточно, чтобы удовлетворить суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. В Голландии, Англии примулы давно разводят как ценные овощные виды.

Когда-то первоцветы встречались во многих районах лесной зоны России. Теперь же многие их виды находятся под угрозой исчезновения…

Фиалка ползучая.

В России цветет много видов фиалок – скромных голубых цветочков с очень своеобразным венчиком и тонким приятным ароматом.

Всего насчитывается более сотни видов фиалок, распространенных очень широко от Арктики до тропиков, и цветут они по большей части летом. Весной распускаются немногие виды и среди них одна из первых – фиалка ползучая. Ее легко узнать по тому, что цветки у нее отходят поодиночке, как бы непосредственно от земли. И запаха никакого нет. На самом деле цветок фиалки ползучей отходит от тонкого наземного корневища, стелющегося поверх сырой болотистой почвы. Это даже и не корневище, а простой ползучий стебель, от которого вверх отходят черешки листьев и цветоножки.

На нижнем лепестке цветка видны темные полоски, ведущие как бы в глубину цветка, в его зев. Они, эти полоски, словно указывают путь насекомым-опылителям. Если цветок фиалки рассмотрим сбоку, в профиль, тогда легко заметить, что нижний лепесток продолжен в более или менее длинный мешковидный шпорец, на дне которого и скапливается желанный для насекомых нектар. А на пути к нему насекомого встречают тычинки (точнее – их пылинки – пыльца) и рыльце пестика. Насекомое невзначай стряхивает пыльцу на рыльце, а растению того и надо, чтобы цветок опылился и дал семена.

Далее педагог демонстрирует детям слайды с изображениями растений, которые можно встретить в окрестностях города весной и в начале лета (седмичник европейский, морошка (малина приземистая), княженика (малина арктическая), дерен шведский и др.), обращает внимание детей на цветение деревьев и кустарников.

Диагностика достигнутых результатов.

Игра “Ботанический аукцион”.

Детям предлагается записать названия видов раннецветущих растений родного края, которые они узнали.

Узнай растение, подпиши название, раскрась рисунок.

Необходимо определить название растений по контурным рисункам: хохлатка (Приложение 2), калужница (Приложение 3), фиалка (Приложение 4), прострел (Приложение 5), рябчик (Приложение 6), примула (Приложение 7). Раскрасить рисунки и сделать к ним подписи.

Составь ребус.

Детям предлагается составить ребусы с зашифрованными названиями изученных растений. Варианты ребусов, составленных обучающимися – (Приложение 8), (Приложение 9).

Нарисуй листовку или плакат.

Прилагаемые в приложениях контурные рисунки могут быть использованы и для изготовления листовок и плакатов в защиту природы и бережного отношения к раннецветущим растениям.

Подготовленные плакаты и листовки дети расклеивают в подъездах своих жилых домов.

По итогам мероприятия самым активным участникам вручаются дипломы Лучший знаток растений”, который дети раскрашивают самостоятельно. (Приложение 10).

Список литературы, рекомендуемой для подготовки мероприятия.

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. В 2-х книгах. М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Атрохин В.Г., Солодухин Е.Д. Лесная хрестоматия М.: Лесная промышленность, 1988.
  3. Баринов О. Растения тундры. М.:Биология, №46,1996г.
  4. Беркутенко А.Н “Атлас растений Магаданской области”. 2006г.
  5. Беркутенко А.Н, Вирек Э. Лекарственные и пищевые растения Аляски и Дальнего Востока России. Магадан, 1995г.
  6. Гроздова Н.Б. и др. Деревья, кустарники и лианы. М.: Лесная промышленность,1986.
  7. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. М.: Просвещение, 1973. 192с.
  8. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. М.: Молодая гвардия, 1972. 223с.
  9. Кощеев А.К., Смирняков Ю.И. Лесные ягоды. М.: Лесная промышленность, 1986.
  10. Красная книга РСФСР: Растения. – М.: Росагропромиздат, 1988.
  11. Кудрин Г.А., Сиразитдинов Ф.Н. Край наш северный. Магаданское книжное издательство, 1987.
  12. Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А. Краски северного лета. С.-Петербург: “Алфавит”, 1997 г.
  13. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений. М.: Просвещение, 1991.
  14. Петров В.В. Из жизни зеленого мира. М.: Просвещение, 1982. 127с.
  15. Хохряков А.П. Флора Магаданской области. М.: Наука, 1985.
  16. Цветы Колымы. (набор открыток). Магадан. 2003г
  17. Частухина С.А. Лекарственные и пищевые растения Колымы. Магадан: Библиотечка газеты “Территория”, 1995.