Форма проведения развлекательно-познавательная конкурсная программа
Цель: закрепить изученные правила дорожного движения с учащимися и их родителями.
Задачи:
- познавательный аспект – закрепить изученные правила дорожного движения, дорожные знаки, разобрать дорожные ситуации и правила оказания первой помощи пострадавшему на дороге;
- развивающий аспект - развивать умение сравнивать, анализировать, обогащать активный словарь, расширять лексический запас через усвоение новых слов, развивать слуховое и зрительное внимание;
- воспитательный аспект - воспитывать внимательное, доброе отношение друг к другу, положительные эмоции, чувство юмора, интерес к окружающей жизни, любознательность.
Предполагаемый результат: сохранение жизни и здоровья школьников и их родителей на проезжей части дороги.
Оформление: эмблемы команд, карточки с заданиями, дорожными знаками; медали победителей.
Оборудование: презентация по правилам дорожного движения (Приложение 2); фильм «Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП», фрагменты записи высказываний первоклассников «Из школьной жизни»; фонограммы песен «Наша служба и опасна и трудна», «Частушки», «Бременские музыканты»; экран, проектор, компьютер.
Участники: учащиеся 4-х классов и их родители (три команды по 6 человек), ЮИД «Шанс», медработник школы, агитбригада «Светлое будущее»
Болельщики: остальные учащиеся, учителя и родители 4-х классов.
Жюри: 3 сотрудника ГИБДД.
Предварительная подготовка: изучить, на какие группы делятся дорожные знаки, их обозначение и места установки.
План развлекательно-познавательной конкурсной программы
I. Вступление (инсценировка)
II. Основная часть
1. Представление жюри.
2. Конкурс «Визитная карточка».
3. Конкурс «Подключи светофор».
4. Конкурс «Знатоки дорожных знаков».
5. Конкурс «Разгадай кроссворд».
6. Минутка смеха «Из школьной жизни».
7. Конкурс «Дорожная ситуация».
8. Конкурс болельщиков.
9. Конкурс «Оформи уголок по ПДД».
10. Исполнение частушек.
III. Заключительная часть
1. Выступление ЮИД «Шанс».
2. Подведение итогов. Награждение.
Ход развлекательно-познавательной конкурсной программы
|
Звучит музыка, выбегает в зал Рассеянный, хватается за голову и убегает. Выходят 3 участника ЮИД «Шанс» |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Соберитесь с мыслями! С дорожно-транспортными происшествиями люди вступают в борьбу! |
Музыка, выбегает Рассеянный. |
|
Рассеянный Дети Рассеянный |
Здравствуйте ребята и взрослые! Здравствуйте. Что только со мною было! |
2 участник ЮИД «Шанс» |
В школу ты к нам попал, Рассеянный. |
Рассеянный |
А что вы тут делаете? |
3 участник ЮИД «Шанс» |
Мы с ребятами и их родителями правила пешеходов и дорожного движения повторять будем. |
Рассеянный |
Правила движения? Замечательно! У меня с этим тоже, знаете ли, непорядок! К правилам движения относиться надо с уважением, А меня не уважают: этот как его авто…, авто…, авторучка?! Нет, автомат. Тоже не то. Автотранспорт. Правильно, да? |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Автотранспорт! Ах, ты, какой рассеянный! Почему автотранспорт тебя не уважает? |
Рассеянный |
Иду я по дороге, а они мчатся туда, сюда, Ну, машины, то есть. |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Машины ездят по своей части улицы, а ты должен ходить по своей. |
Рассеянный |
Я знаю, машины ездят по приезжей части улицы! Правильно? |
3 участник ЮИД «Шанс» |
Не приезжая, а проезжая часть. Это значит, что машины по ней проезжают! Понял? |
Рассеянный |
Тогда, где же мне ходить?! Совсем меня запутали. |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Пешеходы ходят по тротуару! |
Рассеянный |
По тортуару?! Что-то я не видел, чтоб на улице торты были наставлены, да как же это можно по тортам ходить, ноги кремом измараешь! |
Дети |
По тро-ту-ару! |
Рассеянный |
Ах, по тротуару! |
2 участник ЮИД «Шанс» |
А улицу нужно переходить по пешеходному переходу! |
Рассеянный |
Переход? Это где пешка ходит, что ли? Я не пешка, а человек хоть и рассеянный. |
3 участник ЮИД «Шанс» 1 участник ЮИД «Шанс» |
Пешка ходит по шахматной доске, а человек, идущий пешком, называется пешеход. А знаешь ли ты, Рассеянный, как нужно ходить по тротуару, или ездить, чтобы не столкнуться со встречным транспортом? |
Рассеянный |
А у меня с этим лево - право тоже вечная путаница. Две руки, две ноги, как тут разобраться? |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Ходить и ездить, нужно придерживаясь правой стороны. А обгонять надо слева. Нам порядок надо строго соблюдать, И от этих правил нельзя никак нам отступать! |
Рассеянный |
Так! На проезжую часть я больше ни ногой - ну ее. Спохватившись. А если на другую сторону улицы надо, как туда попасть? По воздуху что ли? Ведь машины – то едут? Участники ЮИД «Шанс» достают карточки с изображением светофора (приложение 1) А это что еще за круги такие странные: красный, желтый, зеленый? Наверное, чтоб на улице красиво было, да? |
Дети |
Это же светофор. |
Рассеянный |
Наверное, нужно сказать «цветофор». |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Нет, светофор, потому что подает свет – сигналы машинам и пешеходам. Если свет горит зеленый, ты - иди. Если красный загорелся – не ходи. Если желтый загорелся – обожди. |
Рассеянный |
Значит, мне нужно ходить только на зеленый свет светофора? Вы столько много мне наговорили, мне нужно время, чтобы все запомнить. А ребята и их родители это знают? |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Мы сейчас это проверим. А ты посиди и посмотри, что они знают. |
Рассеянный |
Я согласен. Рассеянный садиться в зрительном зале. |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Сегодня нашем в зале будут соревноваться три команды: команда 4 а класса «Зебра», команда 4 б класса «Светофор», команда 4 в класса «Знатоки ПДД». |
2 участник ЮИД «Шанс» |
На каждом этапе командам предстоит продемонстрировать свои знания, умения и навыки по ПДД. |
3 участник ЮИД «Шанс» |
Их выступление оценивает компетентное жюри из ГИБДД. Представление жюри. |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Результаты будут отражены в оценочных листах (приложения) А теперь познакомимся с командами. |
Конкурс «Визитная карточка» |
|
1 участник ЮИД «Шанс» |
Сейчас каждая команда представит свою визитку - это будет первый конкурс, который называется «Визитная карточка». |
Команда 4 а класса |
Наша команда «Зебра» Девиз: «Зеброй назван переход, |
Команда 4 б класса |
Наша команда «Светофор» Девиз: «Выполняй закон простой: |
Команда 4 в класса |
Наша команда «Знатоки ПДД» Девиз: «Дорожные правила сам изучи, И правилам этим других научи» |
Жюри подводит итоги первого конкурса. |
|
Конкурс «Подключи светофор» |
|
Звучит тихая музыка. |
|
2 участник ЮИД «Шанс» |
Из штаба ГИБДД поступило сообщение о выходе из строя светофоров. Ваша задача подключить светофоры, т. е. составить пешеходный и транспортный светофоры из разрозненных частей (приложения). В этом конкурсе побеждает команда, правильно составившая светофор. |
Жюри подводит итоги второго конкурса. |
|
Конкурс «Знатоки дорожных знаков» |
|
3 участник ЮИД «Шанс» |
Сейчас мы проверим, как вы знаете дорожные знаки! Сначала посмотрим презентацию «Правила дорожного движения для родителей и их детей», которая поможет нам вспомнить, какие бывают дорожные знаки. |
1 участник ЮИД «Шанс» |
А теперь мы загадаем вам загадки, а вы должны сказать: как называется дорожный знак, к какой группе знаков он относится и в каких местах устанавливается. Проведем разминку |
2 участник «Шанс» |
Я хочу спросить про знак. Смысл другой у знака. Что обозначает этот знак? |
3 участник «ЮИД Шанс» |
А теперь задание для первой команды: Мой приятель Ляпкин Яков- |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Задание для второй команды: Это что за знак такой, |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Задание для третьей команды: Машины мчат во весь опор, |
Побеждает команда, которая показала правильные знания. |
|
Конкурс «Разгадай кроссворд» |
|
3 участник ЮИД «Шанс» |
Каждый уважающий себя человек должен быть эрудирован в знаниях ПДД. В этом конкурсе мы проверим ваши знания, эрудицию. Задача такова: выполнить оперативно зашифрованное задание, т. е. по команде ответить на вопросы кроссворда. Вопросы кроссворда для I
команды (приложения): Ответы: 1. Разметка. 2. Лифт. 3. Стоянка. 4. Шлагбаум . 5. Зебра. |
|
Вопросы кроссворда для II
команды (приложения): Ответы: 1. Мопед. 2. Перекрёсток. 3. Печка. 4. Авария. 5. Шоссе. |
Вопросы кроссворда для III
команды (приложение): Ответы: 1. Пешеход. 2. Жезл. 3. Автострада. 4. Поворот. 5. Обочина. |
|
Пока команды готовятся, у нас - минутка смеха «Из школьной жизни». Показ на экране при помощи проектора фрагментов записи высказываний первоклассников. 1. Сережа изучает дорожные знаки. Его учитель спрашивает: - Что означает знак, где изображены нож и вилка. - За рулем есть нельзя! Может быть авария. 2. - Когда автобус сломался, я пошел пешком у папы на спине! 3. Первый раз, увидев пожарный автомобиль, Сережа сильно удивился: - А чего он так похож на томатный сок? 4. Сын поехал с отцом на машине, а потом рассказывал приятелям в школе: - Сначала папа обгонял все машины, а потом нас догнал какой-то мужчина в форме на мотоцикле. Он остановил нас и выписал папе рецепт, как мне в больнице. 5. Однажды в классе учительница попросила Сережу: - Разбери, пожалуйста, предложение: «Папа ушел в гараж». И тот ответил: -Папа – предложение, ушел - сказуемое, в гараж – предлог. 6. Гараж и горожане – слова созвучные, и потому Сережа определил: - Мы не горожане, а квартиранты. Ведь мы не в гараже живем, а в квартире. |
|
Конкурс «Дорожная ситуация» |
|
1 участник ЮИД «Шанс» |
Следующий конкурс называется «Дорожная ситуация». Сейчас мы раздадим командам конверты с заданием. Задача команды: в течение 1 минуты разобраться в дорожной ситуации и принять правильное решение. |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Ситуация для первой команды (приложения) Вы забыли купить хлеб, а до закрытия магазина осталось несколько минут. Выскочив на улицу, нехватку времени вы стараетесь перекрыть быстротой ног. Вот перекрёсток, загорелся зелёный свет. Слева поворачивает автомобиль, но вы уже на дороге, наезд неизбежен. Как нужно было поступить? |
3 участник ЮИД «Шанс» |
Ситуация для второй команды (приложения) |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Ситуация для третьей команды (приложения) Уже темнело. По улице города
ехал автобус, возвращавшийся в парк. Из-за кустов, которыми тротуар был
отделён от дороги, на проезжую часть вылетел футбольный мяч, а за ним
выскочил мальчик лет восьми. Забыв обо всём на свете, он бежал наперерез
несущемуся с большой скоростью автобусу. Мальчик думал только о своём мяче. Ещё
мгновение – ребёнок окажется под колёсами тяжёлой машины. Это понял водитель.
Не теряя время, он одним поворотом руля бросил автобус в сторону, чтобы хоть
как-то смягчить удар. Но всё же наезд произошёл. |
Отгадайте загадки |
|
2 участник ЮИД «Шанс» |
1. Там, где строят новый дом, |
3 участник ЮИД «Шанс» |
2. Чудо-дворник перед нами |
1 участник ЮИД «Шанс» |
3. Вот утюг, так утюг! |
2 участник ЮИД «Шанс» |
4. Держусь я только на ходу, |
3 участник ЮИД «Шанс» |
5. Длинной шеей поверчу – |
1 участник ЮИД «Шанс» |
6. Тянется нитка, среди нив петляя, |
Подведение итогов конкурса. |
|
Фильм «Оказание первой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях» |
|
1 участник ЮИД «Шанс» |
Если случается дорожно-транспортное происшествие или человеку стало плохо, вы должны уметь оказать первую медицинскую помощь. Сейчас вы просмотрите фильм с комментариями нашего медработника о том, как это правильно сделать. |
Просмотр фильма с комментариями медработника. |
|
|
|
3 участник ЮИД «Шанс» |
Спасибо за содержательное выступление. |
Конкурс «Оформи уголок по ПДД» |
|
1 участник ЮИД «Шанс» |
Пришло время для проведения последнего конкурса нашей программы, который называется «Составь уголок по ПДД». Задача взрослых членов команд разработать памятки по темам: «Движение по тротуару» для первой команды (приложения), «Поездка в автобусе» для второй команды (приложения), «Переход через проезжую часть» для третьей команды (приложения). А младшие участники команд должны нарисовать рисунки по данным темам. |
2 участник ЮИД «Шанс» |
А пока команды готовятся, участники ЮИД «Шанс» исполнят для вас частушки по правилам дорожного движения. |
Участники ЮИД «Шанс» |
1. Ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно. 2. Мы - веселые ребята и поем сегодня здесь 3. Ой ты, Ваня! Ой, ты, Ваня, посмотри на светофор, 4. Нужно слушаться, бесспорно, указанья светофора, 5. Всем, кому даны колёса, передайте наш совет, 6. Как шофер не тормозит, а машина все скользит, 7. Для спасенья есть возможность, лучший тормоз -
осторожность, 8. Выходя на улицу, приготовь
заранее |
Оформление уголков по правилам дорожного движения. Оценивание конкурса. |
|
1 участник ЮИД «Шанс» |
Вот и подошла к завершению наша конкурсная программа. Пока жюри подводит общие итоги, мы с вами посмотрим выступление нашей агитбригады «Светлое будущее». Она представит вашему вниманию сказку: «Царевна-Несмеяна на новый лад». |
Звучит музыка сказки. У трона сидит Несмеяна и плачет. |
|
Король |
Идет король, корона на боку, колено перебинтовано, хромает. Ну, че, ты плачешь? Ну, че, ты плачешь? Ну, разбил машину, Я-то откуда знаю, как на ней ездить. Я же привык в карете ездить, все дорогу уступают. Ладно, хоть жив остался (поправляет корону). |
Несмеяна |
Я же говорила тебе, учи правила дорожного движения! А-а-а-а-а! |
Король |
Какие еще правила, Король я или не король! (поправляет корону). Ну, не реви, куплю я тебе новую машину. А ногу че-то больно, сильно ушиб, наверное. Ладно хоть не голову (трогает, поправляет корону). Ну, не плачь. |
Несмеяна |
Хочу машину, кру-ту-ю. У-у-у-у. |
Король |
А сама-то ездить умеешь?. . Хочешь, я тебе права куплю? А? |
Несмеяна |
Нет, я хочу, чтобы ты мне инспектора ГИБДД купил. |
Король |
(удивленно) Зачем?! |
Несмеяна |
Замуж хочу! А-а-а-а. |
Король |
Ну, ты загнула! Появляются два инспектора ГИБДД. Король прячется за трон, но выглядывает. поют песню |
Инспекторы |
Наша служба и опасна и трудна, Король выходит, опустив голову. |
Инспекторы |
1. Уважаемый король, у нас закон для всех один. 2. Заплатите штраф. |
Несмеяна |
оживленно вскакивает Ой, как интересно! А, что это за рисунки? |
1 инспектор |
Это не рисунки, а знаки дорожного движения. |
2 инспектор |
Этот знак означает «Пешеходный переход» (приложения) |
1 инспектор |
Знак второй запрещает движение на велосипедах и называется «Движение на велосипедах запрещено» (приложения). |
2 инспектор |
Знак третий предписывает, что здесь разрешается движение только на велосипедах и мопедах. Называется «Велосипедная дорожка» (приложения). |
1 инспектор |
Знак четвертый - запрещающий знак «Движение пешеходов запрещено» (приложения). |
2 инспектор |
Знак пятый – информационный знак «Надземный пешеходный переход» (приложения). |
1 инспектор |
А этот знак особых предписаний «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (приложения). |
Несмеяна |
А это что такое разноцветное. Круги какие-то: красный, желтый, зеленый? (приложение 1) |
1 инспектор |
Это светофор. Он подает свет, сигналы машинам и пешеходам. |
2 инспектор |
Если свет горит зеленый, ты иди! |
1 инспектор |
Если красный загорелся не ходи! |
2 инспектор |
Если желтый загорелся - обожди. |
Несмеяна |
королю Ну, вот! А ты его видел, когда ехал? |
Король |
Видел, но не понял, чего он мне мигает, подмигивает. Теперь понятно. Давай в нашем царстве откроем школу дорожных наук. Давай их спросим, ведь они меня оштрафовали. |
Несмеяна |
Правильно, правила учить надо, а потом ездить. А если бы ты на кого-нибудь наехал! |
Король |
Да- да, ты права (поправляет корону). И пусть все в царстве учат правила дорожного движения! (топает здоровой ногой. ) Король я или не король! |
Несмеяна |
(инспекторам) Согласны вы, нас обучать правилам дорожного движения? |
Король |
Конечно. |
Инспекторы |
Финальная песня. Ничего на свете лучше нету, |
Несмеяна |
Я не хочу замуж. Я хочу инспектором ГИБДД стать. |
Король |
Ну, тебе не угодишь. Совсем ты взрослая стала. |
Подведение итогов конкурсов. Награждение победителей |
|
|
А теперь предоставляется слово жюри для оглашения окончательных результатов. |
Жюри |
Жюри решило отметить особо отличившихся родителей. В номинации «Творческая личность» победителем является _____________, грамотой за победу в номинации «Организатор наших побед» награждается ____________________, «Приз зрительских симпатий» присуждается ______________________ . |
Рассеяный |
Большое спасибо. Я теперь тоже знаю некоторые правила дорожного движения. А чтобы узнать побольше, пойду-ка я в царство к Царевне-Несмеяне в школу дорожных наук учиться. До свидания. |
Дети |
До свидания. Рассеянный уходит. |
1 участник ЮИД «Шанс» |
Уважаемые родители и ребята! Во всех странах мира люди стараются никогда не нарушать правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. |
2 участник ЮИД «Шанс» |
Желаем всем безопасных дорог. |
3 участник ЮИД «Шанс» |
Будьте воспитаны. |
Все |
До новых встреч! |
Список литературы
1. Правила дорожного движения для детей. Надеждина В. П. – М. : АСТ, 2006.
2. Основы безопасности в городе для детей и родителей. Петров В. В. – М. : Харвест, 2007.
3. Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н. Я. – М. : Дрофа, 2008.
4. Безопасная улица. Веселый уроки. Шалаева Г. А. – М. : Слово, 2007.
5. Компьютерная программа. ПДД для всей семьи. –М. : ООО «Новый диск», 2009.