Урок мужества "Поклонимся великим тем годам"

Разделы: Внеклассная работа


Цель урока:

раскрыть историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • расширить круг знаний о событиях Великой Отечественной войны;
  • развивать познавательный интерес;
  • воспитывать уважительное отношение к историческому наследию страны, чувства гражданственности и патриотизма.
  • Оформление:

    1. Рисунки и плакаты детей по теме Великой Отечественной войны.

    2. Фотоматериалы.

    Оборудование:

    Музыкальные записи, фрагменты военных фильмов.

    Ожидаемый результат:

     

    1. Учащиеся должны проникнуться чувством гордости за свой народ, победивший фашизм.

    2. Учащиеся пополнят свои знания о событиях Великой Отечественной войны, подвиге народа.

    3. У детей появится интерес и желание самостоятельно продолжить изучение истории минувшей войны, подвига народа.

    4. Школьники с уважением будут относиться к ветеранам войны.

    Сценарий урока

    Ученик:

    Война – жесточе нету слова.
    Война – печальней нету слова.
    Война – святее нету слова.
    В тоске и славе этих лет,
    И на устах у нас иного
    Еще не может быть и нет.

    Учитель:

    Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные

    годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., чтит память павших, кланяется живым. Прошло уже 65 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы собрались сегодня здесь.

    Ученик:

    Мы здесь с тобой не потому,
    что дата, как злой осколок, память жжет в груди,
    К могиле Неизвестного солдата
    Ты в праздники и будни приходи.
    Он защитил тебя на поле боя,
    Упал, ни шагу не ступив назад.
    И имя есть у этого героя –
    Великой Армии простой солдат.

    Учитель:

    22 июня 1941 года в 4 часа утра без всякого объявления войны

    германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза.

     

    Звучит запись песни А. Александрова «Священная война» (1-ый куплет)

    Ученица:

    Казалось, было холодно цветам,
    И от росы они слегка поблекли,
    Зарю, что шла по травам и кустам,
    Обшарили немецкие бинокли.
    Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
    И пограничник протянул к ним руки.
    А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
    Влезали в танки, закрывали люки.
    Такою все дышало тишиной,
    Что вся земля еще спала, казалось,
    Кто знал, что между миром и войной
    Всего каких-то пять минут осталось.

    Учитель:

    Мирный труд советских людей был нарушен. Началась Великая

    Отечественная война. Весь народ, от мала до великого, поднялся на защиту своей Родины.

     

    Звучит запись песни «Священная война» (3-ый куплет)

    Ученик:

    От бескрайней равнины сибирской
    До полесских лесов и болот
    Поднимался народ богатырский,
    Наш великий советский народ.
    Выходил он: свободный и правый,
    Отвечая войной на войну,
    Постоять за родную державу,
    За могучую нашу страну.

    Учитель:

    Каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу

    был подвигом, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

     

    Фрагмент фильмов о войне.

    Ученица:

    Нет, не до седин и не до славы
    Я век свой хотел бы продлить,
    Мне только до той вон канавы,
    Полмига, полмига прожить.
    Прижаться к земле и в лазури
    Июльского, ясного дня
    Увидеть оскал амбразуры
    И острые вспышки огня.
    Мне только б вот эту гранату
    Злорадно поставить на взвод,
    Всадить ее, врезать, как надо,
    В четырежды проклятый дзот!
    Чтоб стало в нем пусто и тихо,
    Чтоб только осел он в траву.
    Прожить бы мне эти полмига,
    А там – я сто лет проживу.

    Учитель:

    Безусым пареньком ушел на фронт наш земляк Анатолий Зверев, повторивший подвиг А. Матросова. О его жизни и подвиге вам расскажут Валерия и Володя.

    Показ портретов А. Матросова, А. Зверева.

     

    Выступление детей.

    Учитель:

    В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях.

    Ученик:

    Тогда нам было десять лет,
    Мы помним ночь войны:
    Ни огонька в окошках нет,
    Они затемнены.
    Кто прожил только десять лет,
    Запомнит навсегда,
    Как потушив дрожащий свет,
    Ходили поезда.
    Во тьме на фронт везли войска,
    Детей в далекий тыл.
    И поезд ночью без гудка
    От станций отходил.

    Учитель:

    На оккупированной территории фашисты создавали концентрационные лагеря, в которых гибли тысячи стариков, женщин, детей.

    Ученик:

    Он на складе лежал
    Среди обуви взрослой и детской.
    Обувь детская ношена,
    Правый ботинок с заплаткой.
    Его номер по книге 3209-й.
    Кто носил его, где?
    В Мелитополе, в Кракове, в Вене?
    Кто носил его – Владек или русская Женя?
    Как попал он сюда, в этот ад,
    В список проклятый
    Под порядковым номером 3209-й?
    Неужель не нашлось в целом мире дороги,
    По которой прошли эти детские ноги
    В это страшное место,
    Где мучили, жгли и пытали,
    А потом хладнокровно одежду с убитых снимали?
    Где на всех языках
    О спасенье пытались молиться
    Чехи, греки, евреи, австрийцы, бельгийцы.
    Час расплаты пришел.
    Суд народов идет по кровавым следам преступленья.
    Среди сотен улик этот детский ботинок с заплаткой,
    Снятый с жертвы 3209-й.

     

    Звучит запись песни « Бухенвальдский набат».

    Ученица:

    Настал великий час расплаты,
    Настал великий день земли,
    Когда советские солдаты
    Рубеж советский перешли.
    Рванулась грозная лавина
    Стальной пехоты и машин
    Стремительно, неудержимо
    С одною мыслью – на Берлин.

     

    Песня «Последний бой» (1-й куплет)

    Учитель:

    И вот наступил он, этот великий, долгожданный праздник – День Победы! Этого праздника люди ждали тысяча четыреста восемьдесят дней. Советские войны прошагали тысячи километров, освобождая нашу страну и страны Европы от фашизма.

    Ученица:

    Был день, как день,
    Светило солнце,
    И ветер шарил по траве,
    Я тосковал, смотря в окно,
    Отец на фронте, на войне.
    И вдруг светлее стало в небе,
    Прибоем радостной волны
    Пришла к нам весточка: Победа!
    И нет боев, и нет войны!
    На печке дед заплакал старый,
    Слёз не скрывая, как малец,
    И улыбнулась наша мама
    Улыбкой счастья, наконец.
    Четыре года папу ждали
    Мы вместе с нею, словно век.
    И вот пришел под звон медалей
    Родной и близкий человек.
    Победа! Славная победа!
    Какое счастье было в ней!
    Пусть будет вечно ясным небо!
    И травы будут зеленей.

     

    Песня «День Победы»

    Ученик:

    Более 27 миллионов советских людей погибло в той страшной войне – это значит, каждый восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых.

    Ребята, война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране. Кто из членов вашей семьи принимал участие в событиях Великой Отечественной войны?

    Выступление детей.

    Учитель:

    В честь всех погибших в годы второй мировой войны объявляется минута молчания.

     

    (минута молчания)

    Учитель:

    Если бы каждому погибшему в этой войне посвятить минутное молчание, то население всей Земли замолчало бы на 30 лет.

    Ученица:

    Поклонимся великим тем годам,
    Тем славным командирам и бойцам,
    И маршалам страны, и рядовым,
    Поклонимся и мертвым, и живым,
    Всем тем, которых забывать нельзя,
    Поклонимся, поклонимся, друзья.
    Всем миром, всем народом, всей землей
    Поклонимся за тот великий бой.

    Учитель:

    С каждым годом война от нас все дальше и дальше, а ветеранов, участников той великой войны, остается все меньше и меньше.

    Давайте же бережнее к ним относиться, ведь нашей жизнью мы обязаны им.

    Список использованной литературы

    1. Гусько Е.А. «Этот праздник со слезами на глазах…»//Досуг в школе. – 2007. - №3.

    2. 9 Мая: В сб-ке «Праздники в начальной школе». – АСТ. Астрель Москва, 2004.

    3. Дети военной поры. – М.: Политиздат, 1998.

    4. Никто не забыт, ничто не забыто: В сб-ке «30 детских утренников для начальной школы». – М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2001.

    5. Слава армии российской: В сб-ке «Классные часы. 2 класс»/ сост. Г.П.Попова.- Волгоград: Учитель, 2008.

    6. Сороколетова Н.В. «Я хочу, чтобы не было войны»//Гражданско- патриотическое воспитание. – 2008. - №2.

    7. Час мужества: Поэзия. – М.: Просвещение, 1990.