Урок по математике "Площадь прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Цели: Вывести формулу нахождения площади прямоугольника, учить определять площадь прямоугольника; повторить значение математического действия “умножение”, свойства сложения и вычитания, формулы нахождения периметра геометрических фигур; развитие мыслительных операций.

Оборудование и наглядность:

  • Для учителя: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация к уроку, эпидиаскоп (если есть);
  • карточки настроений ;
  • пословица: “Кабы всё знал, так бы не учился”; названия величин: МАССА, ДЛИНА, ОБЪЁМ, ПЛОЩАДЬ;
  • формулы нахождения периметра треугольника, прямоугольника, квадрата;
  • геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник);
  • формула замены действия сложения одинаковых слагаемых умножением;
  • единицы измерения длины, площади;
  • формулы свойств сложения.

Для обучающихся: индивидуальная карточка № 1:

образцы для самопроверки: карточки № 2, № 3, № 4:

 

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности. (1-2 мин.)

Проверка домашнего задания через эпидиаскоп с самостоятельным выставлением оценок.

- Возьмите карточки настроений и выберите своё настроение.

- Что мы изучали на предыдущем уроке? (Познакомились с операцией “умножение”, решали задачи на умножение, учились заменять выражение с суммой одинаковых слагаемых произведением, повторяли свойства сложения и вычитания, находили периметр геометрических фигур, определяли площадь фигур при помощи палетки, наложением, подсчётом мерок)

- Как вы думаете, подойдёт ли к нашему уроку пословица: “Кабы всё знал, так бы не учился”?

- Чем будем заниматься сегодня на уроке? (Узнавать что-то новое)

- Кто готов приобрести новые знания?

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5-6 мин.)

Повторение материала предыдущих уроков.

- Какие величины знаете? Докажите, что длина, масса, площадь, объём являются величинами.

- Как можно назвать данные изображения? (На доске изображения треугольника, квадрата, прямоугольника)

- Какие из известных величин нельзя определить у фигур и почему? Какие из известных величин можно определить у данных фигур? Что значит определить периметр?

- Соотнесите формулы нахождения периметра с данными геометрическим фигурами. Докажите свой выбор.

- Возьмите на партах карточку № 1. Найдите периметр треугольника. (21 + 45 + 79= 145 (см))

- Чем воспользовались? (Свойствами сложения)

Аналогично проводится работа по определению периметра квадрата, прямоугольника.

- Почему легко могли найти периметр фигур? (Знаем формулы)

- Какими единицами измерения пользуемся при определении периметра фигур? (Мм, см, дм, м, км). Выберите из предложенных мерок единицы измерения длины (даны единицы измерения периметра и площади).

- Для измерения какой величины используются оставшиеся величины? Что такое площадь? Что такое мм2, см2, дм2, м2, км2?

- Как надо поступить для того, чтобы определить площадь?

- Определите площадь прямоугольника на карточке № 1.

- Какие ответы получили? (Учитель фиксирует на доске все ответы, полученные детьми)

III. Постановка учебной задачи (2-3 мин.)

- Мы получили разные ответы. Какая задача перед нами стояла? (Определить площадь прямоугольника)

- Какова тема урока? (Площадь прямоугольника)

- В чём отличие этого задания от предыдущего? (Определяли периметр, а сейчас определяем площадь). Чем пользовались, когда определяли периметр фигур? (Формулами) Можем ли мы воспользоваться формулами нахождения периметра при нахождении площади прямоугольника? Почему? (Нет, т.к. используем другие единицы измерения, измеряем другую величину)

- Какова цель урока? (Вывести формулу нахождения площади прямоугольника)

IV. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)

- Как же мы будем находить площадь, при помощи чего? Чем можем воспользоваться? (Наложением, палеткой; разбить на одинаковые мерки, заменить сложение одинакового количества мерок умножением)

- Как математическим языком обозначается длина? Ширина? (а, b). Как математическим языком можно записать равенства, которые мы получили? (a · b = b · а). Какой буквой мы можем обозначить площадь? (Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель вводит обозначение площади)

- В чём отличие формулы нахождения периметра, от формулы нахождения площади прямоугольника? (Ответы детей). Прочесть правило в учебнике. Соответствует ли правило той формуле, которую мы получили?

- Можем выполнить контрольную работу? Почему?

V. Первичное закрепление во внешней речи (4-5 мин.)

1. Задача № 2 выполняется с комментированием во внешней речи. Проверка по образцу.

2. Задача № 3 выполняется в парах с проговариванием во внешней речи. Самопроверка по образцу.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин.).

Задача № 4.

- Сколько прямоугольников вы видите?

- Найти площадь каждого из них по вариантам.

- Самопроверка по образцу. (Оборудование № 4)

- Д/з. Найти общую площадь прямоугольника.

VII. Включение в систему знаний и повторение (4-5 мин.).

Задача № 5 (Самостоятельно, при наличии времени. Если времени недостаточно, то это задание на дом.).

Д/з.:

- Придумать задачу на нахождение площади прямоугольника.

- Где можем применить умение находить площадь?

- Для чего нужно умение измерять площадь и нужно ли оно?

№ 6

- Распределить буквы по результатам в таблицу.

Л 97 + (35 + 3) =

О 89 – (69 + 5) =

Ы (158 + 25) – 58 =

М (45 + 79) + 21 =

Ц 199 + (135 + 1) =

О 52 + 69 + 48 + 31 =

Д (95 + 549) – 449 =

- Какое слово получилось? (Молодцы). Выберите знак, который поможет вам определить, как мы сегодня работали и поставьте его после слова МОЛОДЦЫ.

VIII. Рефлексия деятельности (2-3 мин.).

- Какова была цель рока? Достигли ли мы её? В чём было затруднение? С помощью чего оно было снято? Как определить S прямоугольника? Кого можем отметить в классе? Дайте оценку собственной деятельности, используя слова:

- Возьмите карточки настроений, выберите своё настроение, улыбнитесь друг другу, поделитесь своим настроением.