Цели урока:
- пробудить у учащихся интерес к музыке – классической и народной.
- обучить умению коллективно размышлять и дискутировать по проблеме.
- сформировать чувство личной ответственности за результат совместной деятельности.
Задачи:
- Воспитательная: воспитывать любовь к музыке. Научить ребят внимательно вслушиваться в музыкальные произведения. Чувствовать их красоту, давать им музыкальную характеристику.
- Развивающая: научить детей правильно понимать и излагать музыкальную характеристику.
- Обучающая: научить детей внимательно слушать. Правильно исполнять песни в характере. Применять точное звуковедение. Научить исполнять мелодию на легато и стаккато. В характере песни, марша, танца.
Тип урока: закрепление и обобщение.
Вид урока: ролевая игра. По области деятельности – социально-психологическая, по характеру педагогического процесса – воспитывающая, творческая, коммуникативная, диагностико-психологическая.
Методы и приемы, используемые на уроке: метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, учебная дискуссия, метод контроля и самоконтроля.
План урока
1. Д.Б. Кабалевского «Школьные годы».
2. Вступительное слово. Беседа: осмысление, определение целей для ученика.
3. Работа над восприятием и осмыслением стихотворения: «Музыкальные есть звуки»
4. Работа над восприятием и осмыслением музыкального произведения – Танец с кубками ( из балета «Лебединое озеро» ) П. И. Чайковского.
5. Подведение итогов.
6. Исполнение песен: Д.Б. Кабалевского «Песня о школе»; русская народна песня «Ходит зайка по саду»
Художественно-педагогическая идея:
«Мир музыки теперь всегда с тобой. Мы вместе потрудились не напрасно.
Он призывает: радуйся и пой – Мелодий много, все они прекрасны!»
Оборудование урока: Схемы: композитор, исполнитель, слушатель. Иллюстрации: песня, танец, марш, иллюстрации к игре.
Ход урока
Орг. момент
Дети входят в класс под музыку Д.Б. Кабалевского «Школьные годы».
У: Здравствуйте, ребята! (исполняется музыкальным приветствием).
Здрав-ствуйте, ребята!
Д: Здравствуйте!
Здрав-ствуй-те!
У: Как вы здоровались с учителем сегодня утром, отличается приветствие на нашем уроке?
Д: Да. Мы пели, а не говорили.
Работа по теме урока
У: Наш мир полон звуков, которые издают все предметы: шум листвы, дождя; столы, стулья при передвижении; ваши голоса на перемене… Закройте глаза и послушайте звуки, окружающие вас. (Дети выполняют задание)
У: Что вы услышали?
Д: (Говорят о том, что они услышали.)
У: Как можно назвать все эти звуки?
Д: Шум.
У:
Все на свете дети знают, звуки разные бывают.
Журавлей прощальный клекот, самолета громкий ропот,
Гул машины во дворе, Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка – Это звуки шумовые.
Только есть еще другие:
Не шуршания, не стука – Музыкальные есть звуки.
Е. Королева
(Во время чтения стихотворения дети вовлекаются в игру, изображая клекот журавля, шум самолета, гул машины, лай собаки и т.д. показывать иллюстрации.)
После слов: «Музыкальные есть звуки» звучит пьеса С.В.Рахманинова «Итальянская полька».
У: Это тоже звуки. Но чем они отличаются от шумовых?
Д: Эти звуки называются музыкальные.
У: А как возникает музыка? Кто нужен для того, чтобы она возникла?
Д: Человека, который сочиняет музыку, называют – КОМПОЗИТОР.
У: Композитор сочинил музыку, теперь ее надо исполнить, т.е. нужны певцы, музыканты, играющие на разных инструментах. Что музыканты делают, играя на музыкальных инструментах?
Д: Исполняют музыку.
У: Как мы называем, кто исполняет музыку?
Д: Исполнитель.
У: Мы сейчас с вами станем исполнителями.
Дети участвуют в оркестровом исполнении Итальянской польки. Используются шумовые инструменты бубен, треугольник, трещотки.
У: Чтобы музыка была, ее надо сочинить, затем исполнить, а затем услышать. Кто слушает музыку?
Д: СЛУШАТЕЛЬ.
У: Что же необходимо, чтобы музыка существовала? (по мере ответов на доске появляются таблички: композитор, исполнитель, слушатель).
У: Чтобы стать композитором нужно учиться?
У: А исполнителем?
У: Слушателем?
У: Может быть, композиторами мы с вами и не сможем стать - А слушателями?
У: А мы сейчас проверим.
Звучит вступление к песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе».
У: Что звучало?
Д: Вступление к песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе».
У: Слушатели вы замечательные, теперь посмотрим, какие вы исполнители.
Исполнение песни Д.Б. Кабалевского «Песня о школе».
(При исполнении обратить внимание на то, как ребята берут дыхание (спокойно ли, мягко), связно ли, плавно они поют.)
Музыкальная минутка
Исполнение танцевальных движений под мелодию «Песни о школе»
У: В музыке есть три основы, «Три кита», на которых держится музыкальный мир. Назовите их?
(Дети называют, на доске появляются иллюстрации 3 китов с названием: песня, танец, марш).
Рисунки
У: На наших уроках музыки мы с вами отправились в далекое плавание в мир прекрасной музыки, так продолжим наше плавание.
Звучит Танец с кубками ( из балета «Лебединое озеро» ) П. И. Чайковского.
У: Сколько разных частей в танце?
Д: Три.
У: Определите характер каждой части и подберите нужные слова.
Д: 1 часть- приподнятая, шагающая. 2 часть – легкая, игривая, танцующая.
3 часть – звонкая, игривая, марширующая.
У- В какой части встречаются «танец и марш», «танец и песня»?
Д: 1и2 «танец и марш», в 3 части «танец и песня».
У: Одна и та же музыка может превращаться из песни в танец, из танца в марш и т. д.?
Д: Да.
У: Жил в саду зайчонок и у него всегда менялось настроение, но он любил напевать одну песню. «Ходит зайка по саду, по саду. Щиплет зайка лебеду, лебеду».
Звучит русская народная песня «Ходит зайка по саду» в характере песни
У: Какое настроение у зайчика?
Д: Прекрасное, певучее.
Исполнить песню «Ходит зайка по саду» в характере танца, марша.
У: Что изменилось в песне ?
Д: Характер мелодии.
Дети исполняют песню «Ходит зайка по саду» в характере песни, танца, марша и придумывают к ним пантомиму.
(Для пантомимы учащиеся надевают маску зайчика)
Итог урока
Чтобы не нарушить атмосферу, созданную на уроке, мир прекрасной музыки, не задавать вопросов: что нового узнали на уроке? Лучше предложить детям в конце урока. Представить березовую рощу и поводить хороводы вокруг березок.
Звучит песня «Во поле береза стояла» русская народная песня.
Под эту музыку дети уходят из класса.