Урок по русскому языку на тему "Письмо. Адрес"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • дать учащимся элементарное представление о письме как тексте, его разновидностях, структуре;
  • показать, какое значение имеет в жизни людей переписка;
  • научить при написании писем, учитывать их цель и адресат;
  • обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, книги Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова», конверты, фуражка и сумка для игры «Почтальон», памятки «Письмо родным и близким»

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учитель приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Дети оформляют запись в тетрадях:   число, классная работа.

II. Постановка темы урока

– Сегодня на уроке мы будем путешествовать во времени, узнаем историю одного маленького, но важного предмета, благодаря которому происходит общение на расстоянии.  Чтобы узнать о каком предмете мы сегодня поговорим, надо отгадать загадку:

Сбоку марка и картинка,
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь –
За море умчится.               (Письмо)

– Правильно. Предмет, о котором пойдет речь на уроке – это письмо. Вы узнаете много интересного о письмах, научитесь их писать, подписывать конверты.
– Скажите, для чего же нужны письма? (Ответы детей)
– Кто знает, когда появились письма? На этот вопрос нам поможет ответить «Машина времени».

«Машиной времени» может быть, компьютер, на экране которого можно показать историю письма.

III. Историческая справка

Дорога к письменности была длинной и трудной. Все началось, как думают некоторые ученые, с медведей. Было это очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было (на экране появляется изображение древнего человека). Но в некоторых пещерах обитали медведи.
Однажды люди вытеснили медведей из какой-то пещеры, огляделись по сторонам и увидели на стенах своих новых жилищ какие-то таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности.
Первыми письменными знаками, которые люди придумали оставлять друг другу, были рисунки на скалах и в пещерах. Древнейший вид письма – письмо рисунками, учёные назвали его пиктографией. Но рисунок можно неверно прочитать. Если написавший придавал знакам одно значение, а читающий – другое, то ничего хорошего из этого получиться не могло. Об этом забавно рассказал Р.Киплинг в сказке «Как было написано первое письмо». На  смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. А затем жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало и латинскому, и славянскому письму .
В Новгороде археологи нашли письма на берёсте: их писали друг другу новгородцы ещё в Х веке. Такие письма ученые называют берестяными грамотами.
Вот так люди научились писать письма. В 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза был утверждён праздник – Неделя письма. Он проводится в октябре каждого года. Неделя письма – праздник не только почтальонов, но и всех людей  – взрослых и детей.
Спасибо тебе, «Машина времени». Ребята, вот вы и узнали об истории возникновения письма. Скажите, что сейчас используют для написания письма?

IV. Упражнение для разминки пальцев

– Первые правила написания письма – это чистый лист бумаги и красивая, разборчивая запись.  А поможет нам в этом минутка чистописания, но сделаем сначала гимнастику для пальцев, чтобы ваши записи были красивыми.

V. Чистописание

Назовите согласные звуки в слове письмо. Что вы можете сказать о каждом звуке?
Дети дают характеристику звукам [п], [с],[м].
– Из каких элементов состоят строчная и заглавная буквы п и П; с и С; м и М. Сегодня мы повторим их написание.
Пп  Сс  Мм
– Запишите предложение: Письмо не товарищ, а правду скажет.
– Что это такое? (Пословица) Как вы её понимаете?
– Задание для вас такое:  3 кл – выделите в словах буквы, правописание которых надо проверять; 4 кл – укажите, какой частью речи является каждое слово. Выполните слого-звуковой анализ слова письмо.

VI. Словарная работа

– Вам приходилось получать письма? А самим писать их? Какие вежливые слова можно использовать в письме? (Ответы детей)
– Запишите сначала те, которыми начинают письма, а потом те, которыми заканчивают.

На доске или на экране появляются слова:

Здравствуйте, дорогой, уважаемая, родной, милый, любимая, добрый день.
До свидания, до скорой встречи, целую, с уважением, с дружеским приветом.

VII. Физминутка

VIII. Работа по теме

1. Знакомство с видами писем

– Вы теперь знаете, какими словами начинают письмо, а какими заканчивают.
– Что же такое письмо?
Д. Текст.
– Письмо – это текст, имеет три части: начало, основная часть, концовка.
– Перед вами два текста. В чем их сходство и различие? Какой из текстов – письмо?

Появляются на экране или заранее записаны эти тексты на доске.

1.

В этом году у меня были необычные каникулы.
Я летом много путешествовала. Мы с мамой ездили на экскурсию в  Санкт-Петербург, а потом в Пушкинский заповедник. Везде  было очень интересно. Особенно запомнились комнаты поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула.

2.

Дорогая тетя Лида!
Большое спасибо за письмо. Отвечаю на твой вопрос. Летом я отдыхала с мамой в  Санкт- Петербурге и  в Пушкинском заповеднике. Мне  везде понравилось.
Как ты отдохнула на юге?
Тётя Лида,  большой привет тебе от бабушки и мамы.
Приезжай к нам в гости.

Целую. Оля.
20 сентября 2003 года

– Найдите части, из которых состоит письмо. Вежливое ли письмо? Что делает его таким?
– Что содержит письмо?
Д. Сообщение. Девочка рассказывает о том, как провела лето.
– Прочтите следующее письмо. Какое это письмо?

Дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с днём рождения.
Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе.
Целую и обнимаю.

Твой внук Коля.
15 марта 2006 года

– Что содержит это письмо? Каким оно должно быть?

Д. Поздравление. Должно радовать, содержать особые слова, пожелания.
– Я хочу познакомить вас ещё с одним письмом. Прочтите его и скажите, какими могут быть письма?

Дорогой Мурзилка!
Некоторые девочки, мои подруги, как только начинается перемена, бегают по коридорам и жалуются на одноклассников: этот чего-то не сделал, тому тройку поставили… Я считаю, поступать так неправильно. Если уж у товарища что-то не получается, надо помочь ему. А ты, Мурзилка, как думаешь?

Наташа Веселова.

Д. Это письмо в газету.
– Много газет, журналов, в которых,  кроме статей, заметок,   пишут письма. Пишут дети, взрослые. Они рассказывают о своих делах, просят совета, помощи.

2. Правила оформления письма

– Вы узнали, что письма можно писать не только товарищам, родителям, родственникам, но ученым, художникам, государственным деятелям. Пишут поздравительные письма и письма в газету, и, конечно, все эти письма пишут по-разному. И далеко не всегда написать хорошее письмо так уж просто. Поучимся! Сейчас мы составим правила написания писем.

  • Для письма используй _______ лист бумаги.
  • На листе для письма оставляй поле внизу,_________
  • Письмо нужно писать ____________________
  • Обращение в письме пишется _________________
  • Дату и место, откуда написано письмо, пиши___________
  • Отвечать на письмо нужно______________

Для справок: разборчиво, аккуратно; сверху справа или внизу слева; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале на отдельной строке, сверху.

IX. Физминутка

– Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.
– Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
– Глазами начертили круг, треугольник, квадрат.
– Закройте глазки.
– А теперь открываем и продолжаем работать.

X. Продолжение темы

3. Самостоятельная работа

На экране появляется текст, который необходимо восстановить.

Получила ваше письмо. Очень захотелось вам написать. Дорогие мама и папа! У меня всё хорошо. Как здоровье? Как погода? Передавайте привет моим друзьям. Целую. Скучаю. 10 октября 2009г. До скорой встречи!

– Правильно оформлено письмо? Давайте его восстановим.  Сколько  частей в письме? (три: начало, основная часть, концовка.) Как записывается каждая часть?
Один ученик у доски.

4. Оформление конверта

– Вот вы написали письмо. Что надо сделать ещё, чтобы письмо дошло до назначения?
Д. Написать адрес на конверте.
– Вспомните рассказ А.П.Чехова «Ванька». Кто был главным героем рассказа?
– С помощью чего Ваня попытался связаться с дедом? (Рассказ прочитан заранее на внеклассном чтении)
Д. О десятилетнем мальчике, отданного в учение к сапожнику. Ваня написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нём адрес: «На деревню дедушке».
– Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Ответы детей.

– А вот ещё один пример: у вас на партах лежит повесть Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семёнова», в которой высмеивается второклассник Иван Семёнов. Он не любит учиться, и жизнь для него – сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и попроситься на пенсию. Весь вечер трудился Иван над заявлением. Найдите, пожалуйста, в повести, как Иван подписал конверт. (Дети находят задание на указанной учителем странице повести) .

Вминистерствонасчет
Пеьсии ат Ивана
Семёнова сприветом квам заивление.

– Можно ли эту запись назвать адресом? Сколько ошибок допустил Иван Семёнов? Попробуем их исправить. Что вы посоветуете второкласснику?
– Видите, как важно ещё правильно подписать письмо, чтобы оно дошло до назначения!
– Сейчас мы будем учиться подписывать конверт, чтобы у вас не получилось, как у Ивана Семёнова.

Ребята записывают у себя в тетрадях.
На экране появляется образец.

– На верхней строчке, после слова Кому пишется ФИО человека, которому вы написали.
– Затем, после слова  Куда пишется название улицы, номер дома, квартиры.
На второй строчке  наименование города, села, станицы.
– На третьей строке наименование области, края.
– Точно так же вы записываете обратный адрес, т.е. ваш.
– После того, как вы написали адрес, укажите индекс.

5. Игра «Почта»

– Сейчас мы с вами поиграем в игру «Почта».

Учитель объясняет правила игры.

– Выбирается один почтальон – он же ведущий. Для почтальона приготавливается фуражка и сумка.
У каждого ученика на парте 2 конверта (второй – запасной). Дети должны написать свой домашний адрес (получатель – кто-нибудь из родных) и обратный адрес – адрес школы.
Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее надпишет конверт.
Почтальон собирает конверты. Специальное жюри – из представителей каждого ряда – определяет победителя.

XI. Итог урока

– Для чего нужны письма? В чем их значимость?
–  Какие виды писем вы знаете?
– В чем сходство и различие письма и текста?
– Знакомо ли вам слово Отправитель? Что оно означает? А кто такой   Получатель – адресат?
– О чем можно написать в письме? К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб.

Учитель читает стихотворение Р. Алдонина:

Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе –
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

XII. Домашнее задание

Написать письмо на следующие темы: «Письмо моему учителю»; «Письмо моей семье»; «Письмо другу. Однажды со мной случилось...»

Литература:

  1. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя.– М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.;
  2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 1 класс: Учебник-тетрадь по русскому языку.– Смоленск: Ассоциация XXIвек, 2001г.;
  3. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской.– М.: Педагогика, 1990г.;
  4. Л. Давыдычев «Жизнь Ивана Семёнова»;
  5. А.П.Чехов «Ванька»;
  6. Р.Киплинг «Как было написано первое письмо».