Тип урока: обобщение знаний.
Цель: Обобщение и повторение материала по разделу «Оптика».
Задачи:
Общеобразовательные:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;
- продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий;
- обратить внимание обучающихся на межпредметные связи физики, геометрии и информатики.
Воспитательные:
- продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;
- показать связь физики с окружающим миром;
- создать условия для реальной самооценки обучающихся.
Развивающие:
- развивать навыки обучающихся самостоятельно решать качественные задачи;
- формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;
- развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерный класс с ЛВС.
Ход урока
Запускается презентация «Оптика». (Приложение 1)
Вступительное слово учителя:
Мы живём, словно во сне неразгаданном
На одной из удобных планет.
Много здесь, чего вовсе не надо нам,
А того, что нам хочется, – нет…
На уроках физики мы изучаем явления природы. Особенно красочно, эффектно и наглядно они представлены в разделе «Оптика». Именно эта область физики позволяет нам увидеть красоту окружающего нас мира, а также учит умению видеть и правильно объяснять повседневные явления, которые происходят вокруг нас в природе и в быту. Сегодня мы проводим повторительно-обобщающий урок по разделу «Оптика» с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволят нам:
- все этапы урока провести мобильно,
- использовать видеоматериал и презентации,
- провести тестирование,
- продемонстрировать анимации, подготовленные учениками для задач уровня «С».
План урока (слайд №3, Приложение 1):
- физический диктант,
- задача уровня «С»,
- компьютерное тестирование.
I. «Физический диктант» (запускается нажатием на кнопку с изображением шляпы) (Приложение 2)
«Физический диктант» составлен в форме презентации. На слайдах записаны задания (назвать формулу и прокомментировать), ответы спрятаны в картинке – портфеле. После того, как ответ будет прокомментирован, формулу можно будет увидеть (для этого необходимо нажать на портфель и он раскроется)
Вопросы:
- значение скорости света в вакууме (м/с),
- закон отражения (),
- закон преломления (),
- относительный показатель преломления (),
- абсолютный показатель преломления (),
- условие минимума интерференции (),
- формула дифракционной решётки (),
- оптическая сила линзы () ,
- формула тонкой собирающей линзы ( ).
II. Задачи уровня С. Обучающиеся, выполняя творческое задание, работали в группах и приготовили презентации с чертежами к задачам уровня «С», используя анимацию. На данном уроке, предлагается решить одну из этих задач. «Система 2-х линз» (Приложение 3).
Рассеивающая и собирающая линзы с фокусным расстоянием F1=10см, и F2=15см расположены на расстоянии L=30 см друг от друга. На каком расстоянии r от источника света S находится изображение, даваемое этой системой линз, если расстояние от источника света Sдо рассевающей линзы d1=12 см?
Дано: F1=10 см F2=15 см L=30 см d1=12 см |
СИ: м м м м |
Решение: 1) , -? 2) 3) 4) Ответ: r68см |
r-? |
III. Тестирование. На следующем этапе урока класс делится на две группы. Первая - выполняет на компьютерах тест – вариант 1 (приложение 4), сделанный в программе Excel, вторая – вариант 2 (приложение 5) с использованием интерактивной доски.
Вопросы теста.
Вариант №1
- В какой среде скорость света максимальна?
Ответы:
1) воздух
2) Вода
3) Вакуум
4)стекло - Угол падения 30°. Его увеличили на 20°. Чему равен угол отражения?
Ответы:
1) 10°
2) 60°
3) 50°
4) 30° - Сравните оптические плотности сред, если угол преломления больше угла падения.
Ответы:
1)
2)
3) - Луч падает из воздуха в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°
- Определите показатель преломления второй среды.
Ответы:
1) 1,73.
2) 0,57
3) 3,48
4) 1,14 - Определите период дифракционной решётки, если для длины волны в 750 нм максимум второго порядка наблюдается под углом 30°.
Ответы:
1)
2)
3)
4)
Правильные ответы: 1-3, 2-3, 3-1,4-1,5-1
Вариант №2
- В какой среде скорость света минимальна?
Ответы:
1) Воздух
2) Вода
3) Вакуум
4) Стекло - Угол падения 30°. Его увеличили в 2 раза. Чему равен угол отражения?
Ответы:
1) 10°
2) 60°
3) 50°
4) 30° - Сравните оптические плотности сред, если угол преломления меньше угла падения.
Ответы:
1)
2)
3) - Луч падает из воды в среду, при этом угол падения 60°, а угол преломления 30°. Определите показатель преломления второй среды. Показатель преломления воды равен 1,33.
Ответы:
1)
2)
3)
4) - Определите период дифракционной решётки, если для длины волны в 750 нм максимум второго порядка наблюдается под углом 60°.
Ответы:
1)
2)
3)
4)
Правильные ответы: 1-4, 2-2, 3-3, 4-2, 5-1.
IV. Заключительное слово, подведение итогов. Демонстрация слайдов «Оптика вокруг нас» (слайды № 4-7, Приложение 1).
Литература:
- Аганов А.В. Физика вокруг нас. М.: Дом педагогики, 1998, 332с.
- Гальперштейн Л.Я. Занимательная физика. М.: Росмен, 2000, 119с.
- Культура информационного общества. Информационная компетентность как фактор современного образовательного пространства. – Томск: «Лито-Принт». 2007.