Цель: закрепить знания о признаках «опасных мест» парных по глухости- звонкости согласных.
Задачи:
- закрепить знания о звуках [г, г`], [к, к`], умение различать их на слух и обозначать буквами Г, К; учить читать правильно, выразительно тексты с этими буквами;
- развивать речь ребят, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: магнитофон, запись песни «Гуси», шапочки гусей, индивидуальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.
Улыбнитесь своему соседу и пожелайте удачного дня.
II. Повторение пройденного.
Работа по форзацу азбуки.
- Какие буквы живут в первом домике «Буквограда»?
- Почему в русском языке гласных букв больше, чем звуков?
- Что мы знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я?
- Какие буквы живут во втором домике?
- Что можем сказать о букве Й?
- В каком домике мы были в гостях на прошлом уроке?
- С какими парами согласных по глухости-звонкости мы познакомились?
III. Сообщение темы и цели урока.
- А сегодня мы встретимся с еще одной парой согласных.
1) Хоровое чтение чистоговорки (с доски).
Ка-га, ко-го,
Ги-ки-ги –
Гена, Гале помоги.
Ку-гу, ко-го,
Ги-ку-гу –
мыть посуду я … .
- Произнесение каких звуков мы отрабатываем в этой чистоговорке?
- Найдите слоги и слова со звуками [г, г`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки?
- Как будем обозначать их на письме?
- Найдите слоги и слова со звуками [к, к`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки?
- Какой буквой будем обозначать их на письме?
2) - Сформулируйте тему нашего урока.
- Чему будем учиться на уроке? Какую букву объявим именинницей? (Букву Г.)
IV. Работа над темой урока.
1) Буква- именинница дарит вам игру «Доскажи словечко».
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от грачей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (грач)Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)Лодки по морю плывут
Люди вёслами … (гребут)
– Хорошо ли слышится звук [г] в досказанных нами словах? Почему?
2) - Но всегда ли можно доверять парным звукам?
- Давайте прочитаем столбики слов на странице 22 азбуки. (Чтение слов парами.)
- В какой паре слов произношение парного согласного и его написание совпадают? (Звуки-звук.)
- Найдите пары слов, где произношение и написание парного согласного не совпадают? (Круги - круг, луга - луг, рога – рог.)
- Какие же буквы может посылать на работу звук [к]? (Г-К)
- Когда же нельзя доверять этому согласному? (Когда он стоит на конце слова.)
- Чему ещё сегодня мы будем учиться? (Находить «опасные места» парных согласных.)
- Для чего нам это понадобится? (Чтобы грамотно писать.)
3) Работа в парах. Поставьте +, если произношение и написание совпадают и – если не совпадают.
КРАНВКРИКСДРУГРФЛАГКСЛОГИ
Проверка.
– Почему же нельзя доверять звуку [к]? (Так как этот звук может обозначаться разными буквами).
4) Отгадайте загадку.
Красные лапки,
Длинная шея.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)
- Беседа о птице, её отличительных признаках.
5) Чтение песенки «Гуси» хорошо читающими детьми.
6) Физ.минутка.
Двое ребят, заранее подготовленных, в масках гусей танцуют танец. Остальные повторяют.
7) – Найдите в нашей песенке слова с буквами, которые у нас сегодня в гостях? Если опасность при написании этих букв? Почему?
8) - Наше путешествие с гусями продолжается. И сейчас вам предстоит посмотреть сценку и разобраться, действительно ли гусеница является родственницей гусей.
(Инсценировка текста «Родственники» с.23 азбуки).
- Почему же гусеница не является родственницей гусю, гусыне и гусятам?
Повторное чтение текста по ролям.
9) Дифференциация по уровню сложности.
Для хорошо читающих ребят учитель даёт карточку с текстом, остальным со словами. Задание: найти слова с парными согласными, поставить +, если нет опасности и -, если есть. Взаимопроверка.
Текст
Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно.
Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда - на луга и на поля. Высокая вырастает трава на лугу!
Слова
Снег, голуби, пирог, лук, кисель, груша, радуга, голова, сапог, книга, знак, цветок.
V. Итог урока.
- Какие буквы были у нас в гостях?
Какие звуки они обозначают?
- Всегда ли можно доверять парным согласным?
- Что понравилось?
- Оцените свою работу цветными ладошками. (Зелёная - на уроке было легко и всё понятно; жёлтая - были трудности; красная - было трудно и я не понял.)