Обучение грамоте. Звуки [г, г'], [к, к'] и буквы Гг, Кк. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: закрепить знания о признаках «опасных мест» парных по глухости- звонкости согласных.

Задачи:

  • закрепить знания о звуках [г, г`], [к, к`], умение различать их на слух и обозначать буквами Г, К; учить читать правильно, выразительно тексты с этими буквами;
  • развивать речь ребят, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: магнитофон, запись песни «Гуси», шапочки гусей, индивидуальные карточки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
Друг на друга посмотрели.

Улыбнитесь своему соседу и пожелайте удачного дня.

II. Повторение пройденного.

Работа по форзацу азбуки.

- Какие буквы живут в первом домике «Буквограда»?

- Почему в русском языке гласных букв больше, чем звуков?

- Что мы знаем о буквах Е, Ё, Ю, Я?

- Какие буквы живут во втором домике?

- Что можем сказать о букве Й?

- В каком домике мы были в гостях на прошлом уроке?

- С какими парами согласных по глухости-звонкости мы познакомились?

III. Сообщение темы и цели урока.

- А сегодня мы встретимся с еще одной парой согласных.

1) Хоровое чтение чистоговорки (с доски).

Ка-га, ко-го,
Ги-ки-ги –
Гена, Гале помоги.
Ку-гу, ко-го,
Ги-ку-гу –
мыть посуду я … .

- Произнесение каких звуков мы отрабатываем в этой чистоговорке?

- Найдите слоги и слова со звуками [г, г`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки?

- Как будем обозначать их на письме?

- Найдите слоги и слова со звуками [к, к`]. Понаблюдайте, как произносятся эти звуки?

- Какой буквой будем обозначать их на письме?

2) - Сформулируйте тему нашего урока.

- Чему будем учиться на уроке? Какую букву объявим именинницей? (Букву Г.)

IV. Работа над темой урока.

1) Буква- именинница дарит вам игру «Доскажи словечко».

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от грачей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица … (грач)

Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол)

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)

Лодки по морю плывут
Люди вёслами … (гребут)

– Хорошо ли слышится звук [г] в досказанных нами словах? Почему?

2) - Но всегда ли можно доверять парным звукам?

- Давайте прочитаем столбики слов на странице 22 азбуки. (Чтение слов парами.)

- В какой паре слов произношение парного согласного и его написание совпадают? (Звуки-звук.)

- Найдите пары слов, где произношение и написание парного согласного не совпадают? (Круги - круг, луга - луг, рога – рог.)

- Какие же буквы может посылать на работу звук [к]? (Г-К)

- Когда же нельзя доверять этому согласному? (Когда он стоит на конце слова.)

- Чему ещё сегодня мы будем учиться? (Находить «опасные места» парных согласных.)

- Для чего нам это понадобится? (Чтобы грамотно писать.)

3) Работа в парах. Поставьте +, если произношение и написание совпадают и – если не совпадают.

КРАНВКРИКСДРУГРФЛАГКСЛОГИ

Проверка.

– Почему же нельзя доверять звуку [к]? (Так как этот звук может обозначаться разными буквами).

4) Отгадайте загадку.

Красные лапки,
Длинная шея.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь)

- Беседа о птице, её отличительных признаках.

5) Чтение песенки «Гуси» хорошо читающими детьми.

6) Физ.минутка.

Двое ребят, заранее подготовленных, в масках гусей танцуют танец. Остальные повторяют.

7) – Найдите в нашей песенке слова с буквами, которые у нас сегодня в гостях? Если опасность при написании этих букв? Почему?

8) - Наше путешествие с гусями продолжается. И сейчас вам предстоит посмотреть сценку и разобраться, действительно ли гусеница является родственницей гусей.

(Инсценировка текста «Родственники» с.23 азбуки).

- Почему же гусеница не является родственницей гусю, гусыне и гусятам?

Повторное чтение текста по ролям.

9) Дифференциация по уровню сложности.

Для хорошо читающих ребят учитель даёт карточку с текстом, остальным со словами. Задание: найти слова с парными согласными, поставить +, если нет опасности и -, если есть. Взаимопроверка.

Текст

Когда наступит весна, снег в лесу тает не вдруг, а постепенно.

Вода долго стоит в лесу. Потом она сбегает в озеро или в реку, а оттуда - на луга и на поля. Высокая вырастает трава на лугу!

Слова

Снег, голуби, пирог, лук, кисель, груша, радуга, голова, сапог, книга, знак, цветок.

V. Итог урока.

- Какие буквы были у нас в гостях?

Какие звуки они обозначают?

- Всегда ли можно доверять парным согласным?

- Что понравилось?

- Оцените свою работу цветными ладошками. (Зелёная - на уроке было легко и всё понятно; жёлтая - были трудности; красная - было трудно и я не понял.)