Местоположение и природа Древней Индии

Разделы: История и обществознание


Тема: Местоположение и природа Древней Индии.

Цели: закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.

Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, словари, рабочие тетради, тесты в программе Excel, презентация PowerPoint.

Новые понятия: Индия, Инд, Ганг, Гималаи,  хлопчатник, сахарный тростник.

План урока

  1. Географическое положение и природа Древней Индии.
  2. Хозяйство и жизнь индийцев в I тыс. до н.э.
  3. Религиозные верования древних индийцев.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Компьютерное тестирование по пройденной теме (Приложение 1).

II. Изучение новой темы

– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. А чтобы узнать, мы должны разгадать кроссворд и в выделенных клеточках прочитать слово, которое и обозначит тему урока (Приложение 2, слайд 2).

  1. Государство, расположенное на западе Малой Азии.
  2. Столица древней Ассирии, называвшейся логовищем львов или городом крови.
  3. Могущественный правитель Персидской державы.
  4. Государство, расположенное в востоку от Лидии.
  5. Государство, расположенное в верхнем течении Тигра.

– Темой нашего урока будет Древняя Индия. (Приложение 2, слайд 3)

III. Изучение первого пункта плана

(Приложение 2, слайды 4-6 )

– Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут своё начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы, считая, вероятно, эти реки священными, дающими жизнь. Запишите в словарях новое понятие Индия (Приложение 2, слайд 4).

IV. Изучение второго пункта плана

– Ребята, подумайте и ответьте на вопрос. Какие главные занятия были у индийцев? (Приложение 2, слайды 7-10 )
– Основным занятием индийцев было земледелие. Чтобы подготовить участок для поселения, индийцам приходилось выжигать или вырубать лес. В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис. Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там, где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были окружены джунглями. Индийцы ходили туда за плодами и дровами для очага, на лесных опушках пасли коров и коз. Вооружившись луком, они охотились в джунглях на диких зверей, сетями ловили птиц.

V. Физкультминутка

VI. Изучение третьего вопроса плана

– А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы и записывать их в свои тетради.

Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. (Приложение 2, слайд 11)

Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками (Приложение 2, слайд 12).

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел (Приложение 2, слайд 13).

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству (Приложение 2, слайд 14).

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (Приложение 2, слайд 15)

VII.Самостоятельная работа в тетради на печатной основе стр.71, задание № 85.

VIII. Подведение итогов (Приложение 2, слайд 16).

– На каком полуострове расположена страна Индия?
– Какие главные реки протекают в стране?
– Почему в Индии всегда тепло, даже зимой?
– Какое основное занятие индийцев?
– Во что верили индийцы?

IX  Домашнее задание: §20, прочитать легенды о Раме и Будде (Приложение 2, слайд 17).