Тема: Местоположение и природа Древней Индии.
Цели: закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии.
Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, словари, рабочие тетради, тесты в программе Excel, презентация PowerPoint.
Новые понятия: Индия, Инд, Ганг, Гималаи, хлопчатник, сахарный тростник.
План урока
- Географическое положение и природа Древней Индии.
- Хозяйство и жизнь индийцев в I тыс. до н.э.
- Религиозные верования древних индийцев.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
Компьютерное тестирование по пройденной теме (Приложение 1).
II. Изучение новой темы
– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы. А чтобы узнать, мы должны разгадать кроссворд и в выделенных клеточках прочитать слово, которое и обозначит тему урока (Приложение 2, слайд 2).
- Государство, расположенное на западе Малой Азии.
- Столица древней Ассирии, называвшейся логовищем львов или городом крови.
- Могущественный правитель Персидской державы.
- Государство, расположенное в востоку от Лидии.
- Государство, расположенное в верхнем течении Тигра.
– Темой нашего урока будет Древняя Индия. (Приложение 2, слайд 3)
III. Изучение первого пункта плана
(Приложение 2, слайды 4-6 )
– Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимает полуостров Индостан и прилегающую к нему часть материка. С запада, востока и юга её границы омывает Индийский океан. От других стран её отделяют Гималайские горы, одновременно защищающие её от холодных северных ветров, поэтому здесь даже зимой тепло. В западной части полуострова Индостан течет река Инд, давшая название стране, а в восточной – река Ганг. Обе реки берут своё начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих рек и селились древние индийцы, считая, вероятно, эти реки священными, дающими жизнь. Запишите в словарях новое понятие Индия (Приложение 2, слайд 4).
IV. Изучение второго пункта плана
– Ребята, подумайте и ответьте на вопрос. Какие
главные занятия были у индийцев? (Приложение
2, слайды 7-10 )
– Основным занятием индийцев было земледелие.
Чтобы подготовить участок для поселения,
индийцам приходилось выжигать или вырубать лес.
В заболоченных долинах рек индийцы сажали рис.
Выращивали хлопчатник и сахарный тростник. Там,
где было суше, сеяли пшеницу, ячмень. Деревни были
окружены джунглями. Индийцы ходили туда за
плодами и дровами для очага, на лесных опушках
пасли коров и коз. Вооружившись луком, они
охотились в джунглях на диких зверей, сетями
ловили птиц.
V. Физкультминутка
VI. Изучение третьего вопроса плана
– А сейчас, ребята, я буду перечислять вам факты, а вы в свою очередь на основе фактов делать выводы и записывать их в свои тетради.
Факт 1. Индийцы поклонялись богу Ганешу, Шиве, Брахме и др. (Приложение 2, слайд 11)
Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками (Приложение 2, слайд 12).
Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи, с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел (Приложение 2, слайд 13).
Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству (Приложение 2, слайд 14).
Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестает жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное – человеком.
Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ (Приложение 2, слайд 15)
VII.Самостоятельная работа в тетради на печатной основе стр.71, задание № 85.
VIII. Подведение итогов (Приложение 2, слайд 16).
– На каком полуострове расположена страна
Индия?
– Какие главные реки протекают в стране?
– Почему в Индии всегда тепло, даже зимой?
– Какое основное занятие индийцев?
– Во что верили индийцы?
IX Домашнее задание: §20, прочитать легенды о Раме и Будде (Приложение 2, слайд 17).