Цель: формирование представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи:
- Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
- Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в обществе.
- развивать эмоционально – чувственную сферу, художественное восприятие.
- Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать, обобщать.
- Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимоподдержку, честность).
- Корректировать речь учащихся (развернутые ответы, грамотность).
Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук.
Ход урока
1. Орг. Момент
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!
2. Определение темы, постановка цели
В этом стихотворении спрятана тема нашего урока. О чем пойдет речь на уроке?
Тема: Лес – природное сообщество (запись на доске и в тетрадях).
Что бы вы хотели узнать на уроке, что повторить, опираясь на жизненный опыт?
Цель: Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.
3. Проверка домашнего задания
А на чем прорастает лес? (На земле, почве.)
Давайте проверим наше домашнее задание с помощью теста (Приложение 1 (слайд))
Посмотрите на экран.
В каждом вопросе выбрать одну букву правильного ответа и запишите ее в тетрадь
Сверим ответы: (слайд, приложение 1).
4. Работа над новым материалом
Вернемся к теме нашего урока. Как вы думайте, почему лес называют природным сообществом?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос прослушав сказку «о художнике, который нарисовал лес» (слайд, приложение 1).
- Что такое лес? Размышлял он. – Конечно. Деревья!
Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.
- Это не лес!- послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без травы – не лес!
Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.
- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.
Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.
- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался лесовик.
Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.
- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!
- Нет, - сказал художник.
Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.
- Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!
Почему лес – это природное сообщество?
На уроке мы постараемся проследить эту взаимосвязь.
Работа в группах
Ученые сравнивают лес с большим многоэтажным домом. Докажите это, объяснив, почему именно так располагаются этажи (или ярусы как называют их ученые).
А помогут вам определения – загадки (слайд, приложение 1)
- Многолетние растения с крупным твердым стеблем (деревья).
- Растения с легкими зелеными стеблями (трава).
- Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей (кустарники).
Опрос выборочно
Ученые лесные этажи или ярусы располагают в порядке:
- Деревья им нужно больше света
- Кустарники
- Травы – меньше света
Работа в тетрадях (заполнение таблицы) (слайд, приложение 1)
Деревья |
Кустарники |
Травы |
Ель |
Малина |
Костянка |
Сосна |
Шиповник |
Кислица |
Береза |
|
Голубика |
Осина |
|
|
Проверка столбцов по отдельности
Но не только растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи.
Лес – это дом для животных организмов. А чем он служит животным?
Цепи питания животных (слайд, приложение 1)
Используя эти данные составьте 1 -2 цепи питания.
Проверка на экране.
Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.
Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.
Приведите примеры (белка - желуди)
Грибы
В лесу живут еще один живые организмы. Кто же это? Отгадайте.
И на горке, и под горкой
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят
5. Физкультминутка
Три команды по очереди называют грибы
6. Работа устно
Выделение значение грибов (слайд, приложение 1)
Как вы думайте нужны ли лесу грибы? Почему?
А теперь мы вновь побываем в лесу, полюбуемся красотой лесных даров. (слайд, приложение 1)
Определите лишний гриб (Почему?) (слайд, приложение 1)
7. Закрепление изученного
Наш урок подходит к концу. Давайте повторим то, о чем шла речь на уроке.
- Как располагаются растения в лесу?
- Как эти этажи связаны с животными?
- Чего в лесу больше растений или животных?
- Как можно назвать лес?
Не только жизнь животных зависит от леса, но и жизнь людей непосредственно связана с лесом.
8. Подведение итогов
Сегодня на уроке нами была проделана большая работа. А вот как работал каждый из вас по отдельности вам помогут определить +. Всего было 5 заданий, когда вы могли оценивать свою работу. По количеству + поставьте себе оценку.
Комфортно, интересно ли вам было на уроке поможет определить тест (слайд, приложение 1).
9. Домашнее задание
- Что такое лесная подстилка?
- Как надо собирать грибы?
- Сообщение о животных наших Ильинских лесов.
- Сообщение о растениях наших Ильинских лесов.