Лес - природное сообщество

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование представления учащихся о лесе как природном сообществе.

Задачи:

  1. Ввести и разъяснить термин «природное сообщество».
  2. Развивать умение находить взаимосвязи в природе, в обществе.
  3. развивать эмоционально – чувственную сферу, художественное восприятие.
  4. Развивать познавательную активность учащихся, умение рассуждать, обобщать.
  5. Воспитывать нравственные качества (доброжелательность, взаимоподдержку, честность).
  6. Корректировать речь учащихся (развернутые ответы, грамотность).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук.

Ход урока

1. Орг. Момент

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои!

2. Определение темы, постановка цели

В этом стихотворении спрятана тема нашего урока. О чем пойдет речь на уроке?

Тема: Лес – природное сообщество (запись на доске и в тетрадях).

Что бы вы хотели узнать на уроке, что повторить, опираясь на жизненный опыт?

Цель: Сегодня мы узнаем, как связаны между собой все обитатели леса.

3. Проверка домашнего задания

А на чем прорастает лес? (На земле, почве.)

Давайте проверим наше домашнее задание с помощью теста (Приложение 1 (слайд))

Посмотрите на экран.

В каждом вопросе выбрать одну букву правильного ответа и запишите ее в тетрадь

Сверим ответы: (слайд, приложение 1).

4. Работа над новым материалом

Вернемся к теме нашего урока. Как вы думайте, почему лес называют природным сообществом?

Давайте попробуем ответить на этот вопрос прослушав сказку «о художнике, который нарисовал лес» (слайд, приложение 1).

- Что такое лес? Размышлял он. – Конечно. Деревья!

Нарисовал березы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да так похожи они получились, что вот – вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка – лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес!- послышался голос старичка – лесовичка из угла картины. – Без цветов, без травы – не лес!

Нарисовал художник траву, цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка.

Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а еще – кусты и ягоды, - не унимался лесовик.

Дорисовал, но лес все равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу, грибы!

- Нет, - сказал художник.

Долго спорили, и художник согласился и дорисовал много разных зверей. Было темно, и художник захотел зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чье-то фырканье.

- Вот это настоящий лес! – сказал лесовичок и исчез. А может, и затаился. Ведь прячутся в лесу тысячи жителей. И все они вместе и есть лес!

Почему лес – это природное сообщество?

На уроке мы постараемся проследить эту взаимосвязь.

Работа в группах

Ученые сравнивают лес с большим многоэтажным домом. Докажите это, объяснив, почему именно так располагаются этажи (или ярусы как называют их ученые).

А помогут вам определения – загадки (слайд, приложение 1)

  1. Многолетние растения с крупным твердым стеблем (деревья).
  2. Растения с легкими зелеными стеблями (трава).
  3. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей (кустарники).

Опрос выборочно

Ученые лесные этажи или ярусы располагают в порядке:

  1. Деревья им нужно больше света
  2. Кустарники
  3. Травы – меньше света

Работа в тетрадях (заполнение таблицы) (слайд, приложение 1)

Деревья

Кустарники

Травы

Ель

Малина

Костянка

Сосна

Шиповник

Кислица

Береза

 

Голубика

Осина

 

 

Проверка столбцов по отдельности

Но не только растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи.

Лес – это дом для животных организмов. А чем он служит животным?

Цепи питания животных (слайд, приложение 1)

Используя эти данные составьте 1 -2 цепи питания.

Проверка на экране.

Все в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют все вместе природное сообщество. Они помогают друг другу.

Приведите примеры (белка - желуди)

Грибы

В лесу живут еще один живые организмы. Кто же это? Отгадайте.

И на горке, и под горкой
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят

5. Физкультминутка

Три команды по очереди называют грибы

6. Работа устно

Выделение значение грибов (слайд, приложение 1)

Как вы думайте нужны ли лесу грибы? Почему?

А теперь мы вновь побываем в лесу, полюбуемся красотой лесных даров. (слайд, приложение 1)

Определите лишний гриб (Почему?) (слайд, приложение 1)

7. Закрепление изученного

Наш урок подходит к концу. Давайте повторим то, о чем шла речь на уроке.

- Как располагаются растения в лесу?

- Как эти этажи связаны с животными?

- Чего в лесу больше растений или животных?

- Как можно назвать лес?

Не только жизнь животных зависит от леса, но и жизнь людей непосредственно связана с лесом.

8. Подведение итогов

Сегодня на уроке нами была проделана большая работа. А вот как работал каждый из вас по отдельности вам помогут определить +. Всего было 5 заданий, когда вы могли оценивать свою работу. По количеству + поставьте себе оценку.

Комфортно, интересно ли вам было на уроке поможет определить тест (слайд, приложение 1).

9. Домашнее задание

  1. Что такое лесная подстилка?
  2. Как надо собирать грибы?
  3. Сообщение о животных наших Ильинских лесов.
  4. Сообщение о растениях наших Ильинских лесов.