Урок риторики во 2-м классе "Поведение - твой лик"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности мышления.

Задачи:

  • учить ответственному отношению к своему поведению;
  • учить ясности и правильности речи, умению слушать и слышать;
  • продолжить знакомство с творчеством Б. Заходера, М. Кунина, расширять словарный запас.

Форма проведения: деловая игра.

Приложение

Ход урока

1. Организация класса. Приветствие детей.

Я начинаю нашу встречу, словом ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Пускай звучит для вас не ново, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Пускай звучит для вас все снова, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Так друг желает быть здоровым другу. ЗДРАВСТВУЙТЕ!

2. Проблемный ввод.

- Расскажу вам случай, который произошел со мной в прошлый четверг, когда я приезжала к вам в гости. Была перемена. Ученики переходили из класса в класс. Я спускалась по лестнице со второго этажа. Дорогу мне уступил старшеклассник, открыл дверь и сказал: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста». Я улыбнулась и с хорошим настроением пошла дальше.

- Как вы думаете, от чего у меня на сердце стало радостно?

(Ответы детей.)

- А сейчас послушайте стихотворение Б.Заходера «Перемена».

(Читают дети.)

  1. Перемена, перемена! Заливается звонок.
    Первым Вова непременно вылетает за порог.
    Вылетает за порог – семерых сбивает с ног.
  2. Неужели это Вова, продремавший весь урок?
    Неужели это Вова, пять минут назад ни слова
    У доски сказать не мог?
    Если он, то, непременно, с ним, большая перемена!
  3. Он за пять минут успел переделать много дел:
    Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке),
    Прокатился кувырком, на перила сел верхом.
  4. Лихо шлепнулся с перил, подзатыльник получил.
    С ходу дал кому – то сдачи, попросил списать задачи –
    Словом, сделал все, что смог!
    Не угонишься за Вовой! Ну, а тут – опять звонок.
  5. Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем.
    Он, гляди, какой бедовый!
    - Ничего, - вздыхает Вова, - на уроке отдохнем.

- Понравились ли вам поступки Вовы? Почему?

- О чем же мы будем говорить на занятии? (О поведении.)

- Правильно, тема урока «Поведение - твой лик».

- Как вы понимаете слово поведение, лик?

(Образ жизни и действий школьника – словарь И. Ожегова.)

(Издавна употреблялся термин «лик» для изображения лица на иконе.)

3. Основная часть занятия.

- Сегодня будем отвечать на вопрос «Какие поступки отражают лик человека?»

(Выбор групповода.)

Задание 1. Игра «Верно ли утверждение?»

- Если хочешь ответить на вопрос учителя подними руку. (Да или нет, почему)

- В перемену нужно отдыхать, поэтому не нужно бегать о коридору.

- Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых.

- Бегать и шумно играть можно только на спортивной игровой площадке.

Задание 2.- Попробуем изложить правила поведения в стихах. Начало есть, вам нужно придумать последние слова. (По группам.)

  1. На уроке будь старательным,
    Будь спокойным и …
    Всё пиши, не отставая,
    Слушай не …
  2. На математике считают,
    На перемене …
    Будь прилежен на уроке
    Не болтай: ты …
  3. Чтоб не тревожились врачи,
    На переменах не …
    Когда звонок раздался снова,
    К уроку будь всегда …
  4. Знай: закончился урок,
    Коль услышал ты …
    Если хочешь отвечать,
    Надо руку …

(Выступления детей.)

Задание 3. Послушайте рассказ Н. Кунина «В гардеробе» и ответьте на вопрос «Понравилось ли вам поведение мальчика? Почему?».

(Ответы детей.)

Задание 4. Нужно подумать и привести примеры из своей жизни о хорошем, правильном поведении.

(Обсуждение в группах, ответы.)

Задание 5.

СИГНАЛ ТЕЛЕФОНА

- Ребята, пришло SMS сообщение из Ильинской школы, они просят вашего совета. Поможем? (задания группам)

  • Ты пришел в школу расстроенным: не выспался, с мамой поссорился… Начался урок. Что делать?
  • На перемене ты не успел приготовиться к уроку. Учитель уже пришел в класс, а у тебя пенал гремит, всё падает… Как быть?
  • У твоего приятеля трудности с учебой. Он просит тебя помочь, а тебе уже надоело заниматься. Как ты поступишь?
  • Учитель на уроке не раз останавливался, потому что ты разговаривал и баловал. Что ты сделаешь после урока?

4. Вывод.

- Ответим на вопрос «Какие поступки отражают лик человека?»

  • ученик приходит вовремя в школу и готов к каждому уроку;
  • уважительно относится к взрослым и малышам;
  • выполняет правила поведения на уроке и на перемене;
  • вне школы ведет себя достойно (вежливо, культурно);
  • следит за внешним видом (одежда, прическа).

- Прочитайте высказывания великих людей, и скажите, какое из них подходит к теме сегодняшнего разговора? Почему? (Читают, доказывают.)

Тезисы:

  • «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». И. Гёте
  • «Сильнее всех – владеющий собою». Сенека
  • «Уважение к людям – уважение к самому себе». Д. Голсуорси
  • «Величайшая победа – есть победа над самим собой». П. Кальдерон

- Какими качествами личности обладает человек, который выполняет правила поведения? Нужно выбрать из всех только те, которые подходят.

  • послушный
  • капризный
  • лживый
  • отзывчивый
  • агрессивный
  • щедрый
  • добрый

(Ответы детей.)

- Я желаю вам быть послушными, умными, душевными. Идите по жизни дорогой Добра.

- Песня «Дорога Добра». (Исполняет учитель.)

5. Итог.

Рефлексия «Интервью».

- Подойдите к микрофону и скажите, кого вы хотите поблагодарить.

(Ответы детей.)

- И я вам говорю СПАСИБО и дарю на память стихотворение «Я желаю вам добра».

Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра.
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей.
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы,
Люди будут к вам добры!