Цель: развитие коммуникативных навыков, самостоятельности мышления.
Задачи:
- учить ответственному отношению к своему поведению;
- учить ясности и правильности речи, умению слушать и слышать;
- продолжить знакомство с творчеством Б. Заходера, М. Кунина, расширять словарный запас.
Форма проведения: деловая игра.
Ход урока
1. Организация класса. Приветствие детей.
Я начинаю нашу встречу, словом ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Пускай звучит для вас не ново, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Пускай звучит для вас все снова, ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Так друг желает быть здоровым другу. ЗДРАВСТВУЙТЕ!
2. Проблемный ввод.
- Расскажу вам случай, который произошел со мной в прошлый четверг, когда я приезжала к вам в гости. Была перемена. Ученики переходили из класса в класс. Я спускалась по лестнице со второго этажа. Дорогу мне уступил старшеклассник, открыл дверь и сказал: «Здравствуйте, проходите, пожалуйста». Я улыбнулась и с хорошим настроением пошла дальше.
- Как вы думаете, от чего у меня на сердце стало радостно?
(Ответы детей.)
- А сейчас послушайте стихотворение Б.Заходера «Перемена».
(Читают дети.)
- Перемена, перемена! Заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог – семерых сбивает с ног. - Неужели это Вова, продремавший весь урок?
Неужели это Вова, пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, непременно, с ним, большая перемена! - Он за пять минут успел переделать много дел:
Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком, на перила сел верхом. - Лихо шлепнулся с перил, подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи, попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что смог!
Не угонишься за Вовой! Ну, а тут – опять звонок. - Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова, - на уроке отдохнем.
- Понравились ли вам поступки Вовы? Почему?
- О чем же мы будем говорить на занятии? (О поведении.)
- Правильно, тема урока «Поведение - твой лик».
- Как вы понимаете слово поведение, лик?
(Образ жизни и действий школьника – словарь И. Ожегова.)
(Издавна употреблялся термин «лик» для изображения лица на иконе.)
3. Основная часть занятия.
- Сегодня будем отвечать на вопрос «Какие поступки отражают лик человека?»
(Выбор групповода.)
Задание 1. Игра «Верно ли утверждение?»
- Если хочешь ответить на вопрос учителя подними руку. (Да или нет, почему)
- В перемену нужно отдыхать, поэтому не нужно бегать о коридору.
- Если очень нужно что – то спросить, можно перебить разговор взрослых.
- Бегать и шумно играть можно только на спортивной игровой площадке.
Задание 2.- Попробуем изложить правила поведения в стихах. Начало есть, вам нужно придумать последние слова. (По группам.)
- На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …
Всё пиши, не отставая,
Слушай не … - На математике считают,
На перемене …
Будь прилежен на уроке
Не болтай: ты … - Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не …
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … - Знай: закончился урок,
Коль услышал ты …
Если хочешь отвечать,
Надо руку …
(Выступления детей.)
Задание 3. Послушайте рассказ Н. Кунина «В гардеробе» и ответьте на вопрос «Понравилось ли вам поведение мальчика? Почему?».
(Ответы детей.)
Задание 4. Нужно подумать и привести примеры из своей жизни о хорошем, правильном поведении.
(Обсуждение в группах, ответы.)
Задание 5.
СИГНАЛ ТЕЛЕФОНА
- Ребята, пришло SMS сообщение из Ильинской школы, они просят вашего совета. Поможем? (задания группам)
- Ты пришел в школу расстроенным: не выспался, с мамой поссорился… Начался урок. Что делать?
- На перемене ты не успел приготовиться к уроку. Учитель уже пришел в класс, а у тебя пенал гремит, всё падает… Как быть?
- У твоего приятеля трудности с учебой. Он просит тебя помочь, а тебе уже надоело заниматься. Как ты поступишь?
- Учитель на уроке не раз останавливался, потому что ты разговаривал и баловал. Что ты сделаешь после урока?
4. Вывод.
- Ответим на вопрос «Какие поступки отражают лик человека?»
- ученик приходит вовремя в школу и готов к каждому уроку;
- уважительно относится к взрослым и малышам;
- выполняет правила поведения на уроке и на перемене;
- вне школы ведет себя достойно (вежливо, культурно);
- следит за внешним видом (одежда, прическа).
- Прочитайте высказывания великих людей, и скажите, какое из них подходит к теме сегодняшнего разговора? Почему? (Читают, доказывают.)
Тезисы:
- «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик». И. Гёте
- «Сильнее всех – владеющий собою». Сенека
- «Уважение к людям – уважение к самому себе». Д. Голсуорси
- «Величайшая победа – есть победа над самим собой». П. Кальдерон
- Какими качествами личности обладает человек, который выполняет правила поведения? Нужно выбрать из всех только те, которые подходят.
- послушный
- капризный
- лживый
- отзывчивый
- агрессивный
- щедрый
- добрый
(Ответы детей.)
- Я желаю вам быть послушными, умными, душевными. Идите по жизни дорогой Добра.
- Песня «Дорога Добра». (Исполняет учитель.)
5. Итог.
Рефлексия «Интервью».
- Подойдите к микрофону и скажите, кого вы хотите поблагодарить.
(Ответы детей.)
- И я вам говорю СПАСИБО и дарю на память стихотворение «Я желаю вам добра».
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра.
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей.
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей.
Чтобы были справедливы
И в решениях мудры.
К людям будете добры вы,
Люди будут к вам добры!