Программа «Художественный труд» для 5-6 классов относится к программам образовательной области « Технология» и является авторской модифицированной программой В.Д. Симоненко, Ю.Л. Ходунцева – «Программы образовательных учреждений – Технология, Трудовое обучение. Изд. Просвещение 2008 год», и результатом творческой деятельности учителя ГОУ СОШ № 1161 Турбиной А.Е.
В основу концепции программы положено представление о том, что одним из важнейших средств формирования творческой личности в современных условиях является приобретение общетрудовых и частично специальных знаний и умений; обеспечение интеллектуального, физического, этического и эстетического развития учащихся; их адаптацию к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.
В программе изучается исторический и культурный опыт человечества в нескольких областях декоративно-прикладного творчества, включая знакомство с традициями и обычаями народов мира.
Программа интересна и мальчикам и девочкам, главное что бы были материалы, которые конечно лучше закупать централизованно в начале года.
Цель программы:
- Активизация работы по формированию у детей ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
- Создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребенку, как в области материальной культуры, так и в социуме.
- Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Ценности, на которых построена программа:
- самоопределение учащихся;
- творческое развитие его личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
- нахождение каждым ребенком своего места в этом мире.
Изучение курса помогает учащимся не только приобрести практические умения, навыки общения, выразить себя в творчестве, но и устанавливать гармоничные отношения с миром.
Ведущие идеи программы
Провести учеников от понимания через знания и
умения к творчеству в таких областях, как
культура личности, культура деятельности и
культура социального взаимодействия.
В условиях современного совместного обучения и
ориентации на «равенство» полов часто
происходит искусственное размывание
психологических различий юношей и девушек, что
приводит к далеко не безобидным последствиям,
как для будущих мужчин и женщин, так и для
общества в целом. Поэтому, не ставя в узких рамках
программы задач комплексного и всестороннего
воспитания будущих женщин и мужчин. В данной
программе все же необходимо уделить внимание
таким ценностным установкам, знаниям, умениям и
практическим навыкам, которые помогают
формировать у девочек и мальчиков
традиционные женские и мужские качества, и в
то же время адаптировать их к современным
условиям жизни. Например, наряду с воспитанием
аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности
не исключается установка на успех, развитие
коммуникабельности. Но главная наша задача,
научить детей творить, заложить в их сознание
радость от вещей сделанных своими руками,
научить различать истинные ценности.
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
1. Обучающие задачи:
- приобретение общих представлений о материалах и проектной работе;
- усвоение элементарных знаний в области материаловедения, машиноведения, кулинарии, технологии обработки материалов;
- Научить выполнять подарки и сувениры из различных материалов.
2. Воспитывающие задачи:
- выработка адекватной самооценки;
- приобщение к общечеловеческим ценностям;
- помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
- воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать).
3. Развивающие задачи:
- развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
- совершенствование интеллектуального потенциала личности;
- развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
- помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством и ее популяризацией;
«Согласовано»
«Утверждено»
Методист ОМЦ
зам.директора
по УВР школы №
___________________
__________________________
«______»_____________2009
г.
«________»_________________2009 г.
Тематическое планирование уроков
технологии « Художественный труд»
на 2009 / 2010 учебный год. 1 вариант
№ п/п | Темы и разделы | 5 класс | 6 класс |
1. | Кулинария | 12 | 12 |
2. | Основы этикета | 4 | 4 |
3. | Материаловедение | 6 | 6 |
4. | Элементы графической грамоты | 6 | 6 |
5. | Технология обработки древесины | 14 | 14 |
6. | Элементы машиноведения | 4 | 4 |
7. | Технология обработки металла | 8 | 8 |
8. | Основы проектирования и выполнение проекта | 12 | 12 |
9. | Профессиональное самоопределение | 2 | 2 |
Итого | 68 | 68 |
Учитель технологии: ___________________________________
5 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год).
1 вариант
Разделы | Количество часов | Примечание |
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества 2. Техника безопасности. |
2 часа | |
Тема: «Материаловедение» | ||
1. Общие сведения о древесине 2. Общие сведения о металлах 3. Творческое задание |
6 часов | |
Тема: «Элементы графической грамоты» | ||
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. | 2 часа | |
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз,
чертеж. Практическая работа |
2 часов | |
3. Инструкционно – технологические карты. Призматические , плоские тела, тела вращения. | 2 часа | |
Тема: «Технология обработки древесины» | ||
1. Слесарный и столярный инструмент. | 2 часа | |
2. Строгание | 2 часа | |
3. Сверление | 2 часа | |
4.. Выжигание. | 2 часа | |
5. Выпиливание лобзиком | 2 часа | |
6. Станки и оборудование | 2 часа | |
7. Творческое задание « Подарок маме.» | 2 часа | |
Тема: «Элементы машиноведения» | ||
1. История развития технической мысли | 2 часа | |
2. Понятия об изделиях и деталях. | 2 часа | |
Тема: «Технология обработки металла» | ||
1. Станки и оборудование. | 2 часа | |
2. Способы обработки тонколистового металла | 2 часа | |
3 . Изделия из поволоки | 2 часа | |
4. Творческое задание « Металлопластика.» | 2 часа | |
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта» | ||
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта | 2 часа | |
2. . Основные компоненты проекта | 2 часа | |
3. Выполнение и защита проектов | 6 часов | |
Тема: «Кулинария. Завтрак» | ||
1. Физиология питания | 2 часа | |
2. Кухонная утварь и уход за ней. Оборудование кухни. Размещение оборудования. Зона приготовления пищи. | 2 часа | |
3. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из свежих овощей | 2 часа | |
4. Приготовление блюд из вареных овощей. Блюда из яиц. | 2 часа | |
|
2 часа | |
6. Благоустройство кухни. Санитарное состояние. Проект «Новая пицца.» | 2 часа | |
Тема: «Основы этикета» | ||
1. Отношение человека к предметам быта | 2 часа | |
2. Культура поведения | 2 часа | |
Тема: «Профессиональное самоопределение» | ||
Экскурсия на производство. ( столярная мастерская) | 2 часа |
6 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)
1 вариант
Разделы | Количество часов | Примечание |
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества 2. Техника безопасности. |
2 часа |
|
Тема: «Материаловедение» | ||
1. Общие сведения о древесине 2. Общие сведения о металлах 3. Творческое задание |
6 часов |
|
Тема: «Элементы графической грамоты» | ||
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. | 2 часа |
|
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз, чертеж. Практическая работа | 2 часов |
|
3. Инструкционно-технологические карты. Призматические, плоские тела, тела вращения. | 2 часа |
|
Тема: «Технология обработки древесины» | ||
1. Слесарный и столярный инструмент. | 2 часа | |
2. Строгание | 2 часа | |
3. Сверление | 2 часа | |
4.. Выжигание. | 2 часа | |
5. Выпиливание лобзиком. Мозаика по дереву | 2 часа | |
6. Станки и оборудование | 2 часа | |
7. Творческое задание « Рамка для фотографий». | 2 часа | |
Тема: «Элементы машиноведения» | ||
1. История развития технической мысли | 2 часа | |
2. Понятия об изделиях и деталях. | 2 часа | |
Тема: «Технология обработки металла» | ||
1. Станки и оборудование. | 2 часа | |
2. Способы обработки тонколистового металла. Пропильной металл. | 2 часа | |
3 . Изделия из поволоки. Скань. | 2 часа | |
4. Творческое задание « Украшение костюма.» | 2 часа | |
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта» | ||
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта | 2 часа | |
2. . Основные компоненты проекта | 2 часа | |
3. Выполнение и защита проектов | 6 часов | |
Тема: «Кулинария. Ужин» | ||
1. Физиология и гигиена питания. Составление меню. | 2 часа | |
2. Питательные вещества и полноценное питание | 2 часа | |
3. Молоко и его свойства. Блюда из молока. | 2 часа | |
4. Крупы и каши | 2 часа | |
5. Макаронные изделия и пасты | 2 часа | |
3. Морепродукты. Рыба. Приготовление блюд. | 2 часа | |
Тема: «Основы этикета» | ||
1. Культура поведения в семье | 2 часа | |
2. Подарки и переписка | 2 часа | |
Тема: «Профессиональное самоопределение» | ||
Экскурсия на производство. ( Экскурсия на завод) | 2 часа |
5 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)
2 вариант
Разделы | Количество часов | Примечание |
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества 2. Техника безопасности. |
2 часа |
|
Тема: «Материаловедение» | ||
1. Общие сведения о древесине 2. Общие сведения о металлах 3. Творческое задание «Бумагопластика» |
6 часов |
|
Тема: «Элементы графической грамоты» | ||
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. | 2 часа | |
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз, чертеж. Практическая работа | 2 часов | |
3. Инструкционно-технологические карты. Призматические , плоские тела, тела вращения. | 2 часа | |
Тема: «Технология обработки древесины» | ||
1. Слесарный и столярный инструмент. | 2 часа | |
2. Строгание | 2 часа | |
3. Сверление | 2 часа | |
4.. Выжигание. | 2 часа | |
5. Выпиливание лобзиком | 2 часа | |
6. Станки и оборудование | 2 часа | |
7. Творческое задание « Подарок маме» | 2 часа | |
Тема: «Элементы машиноведения» | ||
1. История развития технической мысли | 2 часа | |
2. Понятия об изделиях и деталях. | 2 часа | |
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта» | ||
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта | 2 часа | |
2. Основные компоненты проекта | 2 часа | |
3. Выполнение и защита проектов | 6 часов | |
Тема: «Кулинария. Завтрак» | ||
1. Физиология питания | 2 часа | |
2. Кухонная утварь и уход за ней. Оборудование кухни. Размещение оборудования. Зона приготовления пищи. | 2 часа | |
3. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из свежих овощей | 2 часа | |
4. Приготовление блюд из вареных овощей. Блюда из яиц. | 2 часа | |
5. Бутерброды. Сервировка стола к завтраку. | 2 часа | |
6. Благоустройство кухни. Санитарное состояние. Проект «Новая пицца.» | 2 часа | |
Тема: «Основы этикета» | ||
1. Отношение человека к предметам быта | 2 часа | |
2. Культура поведения | 2 часа | |
Тема: «Гигиена человека» | ||
1. Уход за одеждой и обувью. | 2 часа | |
2. Стирка, чистка, утюжка, хранение вещей. | 2 часа | |
3 .Гигиена подростков. | 2 часа | |
4. Ремонтные работы в доме. | 2 часа | |
Тема: «Профессиональное самоопределение» | ||
Экскурсия на производство. (Столярная мастерская) | 2 часа |
6 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)
2 вариант
Разделы | Количество часов | Примечание |
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества 2. Техника безопасности. |
2 часа |
|
Тема: «Кулинария. Ужин» | ||
1. Физиология и гигиена питания. Составление меню. | 2 часа | |
2. Питательные вещества и полноценное питание | 2 часа | |
3. Молоко и его свойства. Блюда из молока. | 2 часа | |
4. Крупы и каши | 2 часа | |
5. Макаронные изделия и пасты | 2 часа | |
6. Морепродукты. Рыба. Приготовление блюд. | 2 часа | |
Тема: «Элементы графической грамоты» | ||
1. Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. | 2 часа | |
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз, чертеж. Практическая работа | 2 часов | |
3. Форматы, рамка и основная надпись на чертежах. Масштаб. | 2 часа | |
4. Простейшие геометрические построения: деление отрезков, построение и деление углов, Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 8 | 2 часа | |
5. Шрифты. История Шрифтовой культуры и различных видов шрифтов | 2 часа | |
Тема: «Материаловедение» | ||
1. Общие сведения о древесине | 2 часа | |
2. Общие сведения о металлах | 2 часа | |
3. Творческое задание | 2 часа | |
Тема: «Технология обработки древесины» | ||
1. Слесарный и столярный инструмент. | 2 часа | |
2. Резьба по дереву | 2 часа | |
4. Выжигание. | 2 часа | |
6. Станки и оборудование | 2 часа | |
7. Творческое задание « Рамка для фотографий». | 2 часа | |
Тема: «Элементы машиноведения» | ||
1. История развития технической мысли | 2 часа | |
2. Станки и оборудование. | 2 часа | |
Тема: «Основы проектирования и выполнение проекта» | ||
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта | 2 часа | |
2. . Основные компоненты проекта | 2 часа | |
3. Выполнение и защита проектов | 2 часа | |
Тема: «Основы этикета» | ||
1. Культура поведения в семье | 2 часа | |
2. Подарки и переписка | 2 часа | |
3. Семейные праздники. | 2 часа | |
4. Культура поведения в семье | 2 часа | |
Тема: «Профессиональное самоопределение» | ||
1. Ваш творческий потенциал. Что важно знать о профессиях. | 2 часа | |
2. Профессии нового времени. Интерактивная игра. | 2 часа | |
3. Мастер-класс. «Маркетолог» | 2 часа | |
4. Экскурсия на производство. (Экскурсия на завод) | 4 часа |