Цель: в занимательной форме, закрепить общие понятия по классификации хордовых, их многообразие, и особенности внутреннего строения основных жизненных систем.
Эпиграф:
Если кто-то мыслит иначе, чем я,
Он не только не оскорбляет меня этим,
Но, напротив, обогащает меня. (Антуан Де
Сент-Экзюпери)
Метод: самостоятельная работа с элементами занимательной игры.
Оборудование: компьютер, жетоны, оценочный лист, карточки, таблицы, картинки с изображением животных, географические атласы, загадки.
ХОД УРОКА.
Информация о плане проведения урока, о цели и задачах, об индивидуальном домашнем задании, согласно, способностям и желаниям учащихся по выбору. Даётся информация об итоговой оценке за урок, по оценочному листу. (Каждый ученик, выбрав своё д/з по силам готовит его.
Виды заданий:
1) подготовить краткую информацию в виде
презентации по классу пресмыкающихся;
2) подготовить краткую информацию в виде
презентации по классу млекопитающих;
3) подобрать материал на тему: «Рекорды
животных».
4) подготовить рассказ о наиболее интересных
отрядах птиц.
Актуализация знаний
Фронтальный опрос по хордовым.
- Перечислите классы животных, относящиеся к типу хордовых.
- Перечислите основные признаки, каждого класса- особенности кровеносной системы, дыхательной системы, особенности приспособления организмов к среде обитания.
Учащиеся получают оценочный лист (Приложение 1), в котором по баллам оценивают выполнение домашнего задания.
Проверка домашнего задания
Заслушали рассказ ученика о птицах. Краткая оценка учащихся рассказа.
Просмотрели презентацию о пресмыкающихся
Просмотрели презентацию о млекопитающих
Краткая оценка презентациям учащихся.
Следующий этап по теме: «Общие знания»
Класс за ответы получает жетоны, в оценочном листе выставляют общее количество баллов.
Литература (жетон – 2 балла)
1. Из уст, какого поэта, писавшего басни часто
применяется и в наше время фраза «А Васька
слушает да ест»? (Крылов)
2. Назовите компанию животных из сказки
«Бременские музыканты».(Осёл, петух, собака)
3. Исследуйте фразеологизм: «как рыба в воде».
4. Найдите в стихах С.Есенина биологическую
неточность.
Выткался над озером алый цвет зари,
На бору со звоном плачут глухари
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, (иволга в дуплах не живёт).
Только мне не плачется – на душе светло.
Математика. География (жетон – 4 балла)
1. Пара ласточек в период вскармливания птенцов
прилетает к гнезду 400 раз в день, принося за один
раз 0,5 гр. насекомых. Сколько граммов насекомых
уничтожает
данная пара за день?
2. Территория ограничена:
меридианом –160 град.;
параллелью – 55,8 град.
Как называется данная территория? Какие животные проживают на ней?
Учащиеся по географическим атласам определяют территорию и отвечают на заданный вопрос.
3. Какой остров, на Дальнем Востоке своим очертанием напоминает рыбу? (Сахалин).
4. Какое расстояние пролетят ласточки, если они за 12 часов без остановок пересекают с севера на юг Средиземного моря, со скоростью 100 М/мин. (60 км или 60000 м).
Учащиеся подсчитывают баллы, и записывают количество в оценочный лист.
Следующий этап обобщения знаний называется «Сериал» – 10 баллов (Приложение 2)
Серия: «Рыбы, земноводные, рептилии».
Серия: «Птицы».
Серия: «Млекопитающие».
Серия: «Домашние животные».
Рыбы, рептилии, земноводные | №1 (5б.) | №5 (5б.) | №9 (4б.) | №13(3б.) |
Птицы | №2 (2б.) | №6 (4 б.) | №10 (3 б.) | №14 (6б.) |
Млекопитающие | №3 (4 б.) | №7 (4 б.) | №11 (4б.) | №15 (3б.) |
Домашние животные | №4 (2б.) | №8 (5б.) | №12 (3б.) | №16 ( 5б.) |
Каждый учащийся, согласно числу набранных жетонов, по очереди выбирает серию и номер карточки, каждая карточка оценивается определённым, числом баллов.
Переходим к очередной проверке домашнего задания.
Информация из области рекорды животных (сообщение ученика) – оцениваем.
Последний этап: «Логическая цепочка»
По схеме третий лишний, объяснить, почему? – 1
балл.
На доске картинки животных:
Медведь; верблюд; волк – лишний, живёт в
пустыне.
Гусь; курица; индюк- лишний, отряд
гусеобразные.
Зебра; лошадь; корова – лишняя, отряд
парнокопытные, жвачные.
Тигр; кошка; белка – лишняя, отряд грызунов.
Учащиеся подсчитывают набранные баллы и
переводят в текущую оценку.
Подводим итоги урока, просмотрели на слайде
«Информация к размышлению».