Закрепление звуков [ж], [ш], [ч'], [щ']

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели урока: способствовать правильному и четкому произношению звуков в звукоподражательных упражнениях в словах и во фразовой речи.

Задачи:

1.Отработать навык свободного узнавания и использования звуков [ж], [ш], [ч'], [щ'].

2. Развивать речевое дыхание - учить на одном выдохе произносить три-шесть слогов.

3. Учить внимательно слушать высказывание (предложение) и заканчивать его самостоятельно, называя слово, подходящее по смыслу.

4. Способствовать развитию моторики.

5. Развивать связную речь, ее выразительность, а также произвольную память и фантазию.

I. Организационный момент. (3-4 мин.)

- Здравствуйте, здравствуйте!

- Доброе утро!

- Как хорошо, что мы вместе опять!

- Здравствуйте, здравствуйте!

- Доброе утро!

- Надо с зарядки урок начинать!

II. Артикуляционная гимнастика. (8 мин.)

Сказка "Приключения Язычка"

1. Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник.

Давай мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника.

2. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. (до 8 раз)

3. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй.

Давай погладим киску. (5-6 раз)

4. Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание.

Давай покажем, какой парус у лодочки.

- Лодочка под парусом по реке плывет,

На прогулку лодочка малышей везет.

5. Пустил Язычок лодочку, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг он увидел маляра, который красил крышу дома.

Давай покажем, как маляр крышу красил. (8 раз)

6. Пока Язычок смотрел, как маляр крышу красит, в траве вырос гриб.

Давай покажем, какой гриб увидел Язычок.

- Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим. (показать корзинку)

7. Насобирал Язычок полную корзину грибов и вдруг слышит кто-то стучит. Это был дятел.

- Дятел на стволе сидит,
Клювом по нему стучит.
Стук да стук, стук да стук -
Раздается громкий звук.

III. Пальчиковая гимнастика. (6-7 мин.)

Стемнело. Язычку надо спешить домой.

Давай проводим его.

1. Фонарики:

Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

2. Замок:

На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Потянули!
Покрутили!
Постучали!
И - открыли!

3. Моем руки:

Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Брызги-вправо, брызги-влево!
Мокрым стало наше тело!
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.

4. Заготавливаем капусту:

Мы капусту рубим! (2 раза)
Мы капусту режем! (2 раза)
Мы капусту солим! (2 раза)
Мы капусту жмем! (2 раза)
Мы морковку трем! (2 раза)

5. Месим тесто:

Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пироги мы испечем!

6. Печем блины:

Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
И едим их со сметаной.

IV. Отработка произношения согласных звуков [ж], [ш], [ч'], [щ'].

1. Повторяйте за мной. (4 мин.)

Определить, какой слог я выделяю голосом.

жа - ша - жа

шо - жо - шо

жу - шу - жу

ши - жи - ши

ча - ща - ча

чу - щу - чу

чи - щи - чи

че - ще - че

Какие звуки мы сегодня закрепляем?

2. Чистоговорки. (3 мин.)

Жа - жа - жа - есть иголки у ежа.
Ча - ча - ча - сидит зайчик у врача.
Ща - ща - ща - ходит Коля без плаща.
Ша - ша - ша - наша Маша хороша.

3. Повторяем стихотворения с движениями. (4 мин.)

1)

Маша свежий пирожок
Уложила в свой мешок.
- У кого был пирожок?
- Какой был пирожок?
- Куда положила Маша пирожок?

2)

Я вам быстро перечислю,
Что я каждой щеткой чищу.
Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой - башмаки,
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.
- Сколько у меня было щеток?
- Что я делаю первой щеткой?
- Что я делаю второй щеткой?
- Что я делаю третьей щеткой? (показ щеток)

4. Учитель раздает карточки с буквами Ж, Ш, Ч, Щ. (3 мин.)

Игра "Кто внимательней?"

Кто быстрей покажет букву, с которой начинается слово:

Шар, жук, дом, шапка, чай, щенок, стол, железо, щука, чашка (дополнительно часы, шоколад, щавель, жираф).

5. (5 мин.)

1) Назови знакомый звук в словах, которые будут отгадками к загадкам.

2) Определи, где находится знакомый звук.

3) Раздели слова-отгадки на слоги и определи ударный слог.

а) Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка)

б) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ежик)

в) Что всегда идет, а с места не сойдет. (Часы)

г) В траве мелькает, хвостом виляет. Хвост оторвет - другой наживет. (Ящерица)

(показ)

а)

Я умею чисто мыться не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто сниться
Блюдце с теплым молочком.

б)

Колючий недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а ниток ни одной.

в)

Мы день не спим, мы ночь не спим.
И день, и ночь стучим, стучим.

6. Игра "Дочки-матери". (5 мин.)

В выходной день Танечка помогает маме накрывать стол к обеду. Она приносит с кухни тарелки, ложки, вилки, блюдца и чашки и ставит все на стол.

У Танечки есть любимая кукла. Куклу зовут Сонечка. У Сонечки есть свой столик и стульчик и своя посуда, но не такая большая, как у Танечки, а маленькая.

Обычно Танечка ставит тарелку себе и кукле, но только кукле - маленькую: (что?) (тарелочку)

Танечка кладет ложку и вилку себе и Сонечке: (что?) (ложечку и вилочку)

Танечка ставит блюдце и чашку себе и Сонечке: (что?) (блюдечко, чашечку)

Танечка сажает свою куклу на маленький: (что) (стульчик) и кормит Сонечку.

Наливает чай, угощает печеньем, булочкой, пирожками.

7. Игра "Подумай, можно ли так сказать?" (дополнительно)

1) Жук нашел Наташу.

2) Саша жил у ежика.

3) Дорожка скачет по лягушке.

4) Снежная баба лепит Гришу.

5) Чай пьет Мишу.

6) Река плавает в щуке.