Основная цель:
- Учить детей составлять простые задачи и выражения по рисункам, сравнивать выражения.
- Закрепить написание цифр.
- Отработка навыков счета в пределах 7, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью.
- Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитофон, диск «Детские песенки», сигнальные карточки, индивидуальные карточки- раскраски, учебник-тетрадь, тетрадь, магнитные карточки цифр и знаков, картинки к устному счёту, карточка-ребус, костюм тигрёнка.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел уже звонок – начинаем наш урок!
- Все готовы? Тогда вперёд!
(У учителя кораблик «Знаний»).
- На этом кораблике под парусами
Мы вновь отправляемся в дальние страны.
Мы всех, кто захочет,
С собою возьмём.
Ну что же. Согласны?
Решили? Плывём!
(Проверка готовности детей к уроку.)
Ученик: За партой правильно сижу, спинку ровненько держу, руку поднимаю, быстро всё решаю!)
Рисунок 1
Звучит небольшой фрагмент «Песенка мамонтёнка» (диск «Детские песни» , запись № 2, на интер. доске – изображение моря и корабля)
2. Объявление темы и цели урока
- Сегодня, ребята, мы продолжим учиться писать правильно цифры, считать, составлять выражения, сравнивать, решать задачи. Наша с вами задача - преодолеть все препятствия на нашем пути. И сейчас мы с вами отправляемся в порт Праздничный. (Рисунок 2) Вспомним главное правило путешественника: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Внимание! Устный счёт.
(Рисунок 2)
Рисунок 2
3. Устный счет
- Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц?
- Скоро любимый праздник всех детей и взрослых, кто знает, что за праздник старый год провожает, а новый встречает?
Рисунок 3
- Правильно, ребята, Новый год. (Рисунок 3) Сколько всего месяцев в году?
3.1 . - Счет до 12 и обратно (хором).
- Сосчитайте от 7 до 12, от 12 до 7.
3.2. Работа с числом 7. Дан ряд чисел 7, 4, 6, 2 (на доске)
- Какое число лишнее? Почему? Поставьте числа по порядку в порядке возрастания.
- Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.
- На сколько 7 больше 2? На сколько 2 меньше 7? Как узнаём насколько одно число больше или меньше другого? Назовите предыдущее число семи. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите последующее число числу 6. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?
- Расскажите всё, что знаете о числе 7. (Ребята должны вспомнить пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», 7 цветов у радуги, 7 дней в неделе и т.д. - всё что запомнили на предыдущем уроке, когда знакомились с числом 7).
- Ребята, мы с вами говорили, что число 7- волшебное число. Оно встречается часто в сказках, мы с вами такие сказки читали , слушали, смотрели. Вспомните в названиях каких сказок нам встречалось это число? ( «Белоснежка и семь гномов», « Волк и семеро козлят», « Цветик – семицветик »).
- А почему это число «волшебное»? (Обозначает - вместе, много, дружно.)
- Верно. А наш кораблик плывёт дальше по морю Задач. (Рисунок 4)
Рисунок 4. Море задач
- Внимание! Весёлые гномики придумали для вас весёлые задачи!
3.2. Составление выражений и решение задач
Задачи в стихах:
- Жили гномы, не грустили
За грибами в лес ходили.
Принесли они в корзинке
2 опёнка, 2 лисички,
Боровик и зелёный моховик.
У кого ответ готов?
Сколько было всех грибов? (6)
(На инт. доске – схема.)
- Что находим часть или целое? Как найти целое? Повторяется правило: Целое находим сложением, объединяем части.
Запись: 2+2+1+1=6.
- Семь весёлых козлят
За капустою спешат.
Но один малыш устал,
И от братиков отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько козляток впереди? (6)
(На интерактивной доске схема: (ООООООО) - (о)) Запись: 7-1=6)
- Ребята, а в этой задаче что мы находим часть или целое? Каким действием находим часть? Повторяется правило: Часть находим вычитанием.
- Молодцы, ребята! А наш кораблик подплывает к островку «Неизвестному» (изображение острова ) (Рисунок 6)
Рисунок 6
- Кто же здесь нас встречает?
Выходит ученик в костюме тигрёнка:
- Эй, не стойте слишком близко!
Я – тигрёнок, а не киска!
ФИЗминутка: (проводит Тигрёнок) (Рисунок 7)
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму –
Синим морем поплыву,
А по бурным волнам
Плывут рыбки
Тут и там.
Рисунок 7
Рисунок 8
- Ребята, узнаёте? (На доске – изображение тигра. (Рисунок 8) Это тигрёнок. Он здесь неслучайно. Ведь 2010 год, по восточному календарю будет годом Тигра.
- И чтобы нам с вами новый год принёс удачу, нужно уговорить этого тигрёнка отправиться с нами! А для этого нужно выполнить задания, которые он для нас приготовил!
3.3 Отработка навыка счёта в пределах 7
- Тигрёнок живёт в домике № 7. А Бычок в домике № 5.По какой тропинке им нужно идти, чтобы попасть домой? (На доске – картинки.)
2-1+4-1+3 = 7 (По одному ученику у доски решают примеры, все дети проверят - работают сигнальными карточками.)
2+2-1+3-1 = 5
4. Работа в тетрадях
4.1. Написание цифры 7 (учебник-тетрадь № 2, страница 7)
- Давайте покажем тигрёнку как красиво и правильно мы умеем писать цифру 7.
Ученик:
Тетрадь правильно кладу,
Одной рукою придержу.
Спина прямая у меня,
Пишу красиво я всегда!
(Дети работают в учебнике-тетради.)
ФИЗминутка (проводит ученик)
Раз – подняться, подтянуться,
Два нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – карандаши всем взять
Приготовиться писать!
4.2 . Работа с книгой. Составление простых задач и выражений по рисункам.
(Работа с учебником: задание № 1, стр. 6.)
4.2.1. Коллективная работа над составлением задач (на инт. доске – схемы)
- Почему на первой картинке записано число 2? (нарисовано 2 котёнка)
- Почему над стрелкой стоит число +3? (Пришли 3 котика)
- Что означает выражение 2+3? (Число всех котят)
- Составьте задачу по этой картинке. (Было 2 котёнка. Пришли ещё 3 котёнка. Сколько всего стало котят?). Найдите ответ (5 котят)
4.2.2. Самостоятельная работа учащихся над оставшимися рисунками.
4.2.3. Фронтальная проверка (дети работают сигнальными карточками)
- Было 7 яблок. Одно яблоко взяли. Сколько осталось?
- К двум красным шарикам прибавили два желтых шарика. Сколько стало шариков?
- Было 5 одуванчиков. Ветер сдул 4 одуванчика. Сколько одуванчиков осталось?
5. Повторение состава числа 7
5.1. Ребус (задание на логику) 7 Я
- Наш тигрёнок просит вас помочь ему разгадать ребус (карточка)
5.2. Работа с книгой. Повторение состава числа 7 (зад. № 2,стр. 6)
(Работа выполняется детьми самостоятельно с последующей проверкой). Один ученик работает на интерактивной доске – состав числа 7 (заполняет окошки).
5.3. Работа с книгой. Составление задач по выражениям.
(Задание № 3, страница 6). Дети объясняют, что означают выражения и составляют задачу. Повторяются правила: чтобы найти целое (сумм у) нужно сложить, чтобы найти часть (разность) – вычесть.
6. Закрепление изученного. Самостоятельная работа учащихся.
- Пора нашему кораблику возвращаться. Тигрёнок, ребята очень старались сегодня, ты согласен вместе с нами встречать Новый год и путешествовать по Стране Знаний?
Учитель: Чтобы нам всем вместе вернуться обратно нужно выполнить ещё одно задание: у вас на партах лежат рисунки, нужно решить примеры и раскрасить все части с ответом 7 в оранжевый цвет. Ищем только число и цифру 7! У вас получится тигр - символ Нового года и нашего с вами урока. Работаем аккуратно и внимательно!
(Дети самостоятельно выполняют задание.)
7. Подведение итога урока
Рисунок 9
- Ребята, давайте ещё раз скажем дружно правило: как найти целое? Часть? Состав какого числа мы повторяли на уроке?
- Всем вам спасибо за работу на уроке. Все молодцы! Давайте закончим урок нашей любимой песенкой! И окажемся в нашей любимой школе! (Рисунок 9)