Урок математики в 1-м классе по теме "Выражения"

Разделы: Начальная школа


Основная цель:

  1. Учить детей составлять простые задачи и выражения по рисункам, сравнивать выражения.
  2. Закрепить написание цифр.
  3. Отработка навыков счета в пределах 7, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью.
  4. Развитие мыслительных операций, речи, творческих способностей учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, магнитофон, диск «Детские песенки», сигнальные карточки, индивидуальные карточки- раскраски, учебник-тетрадь, тетрадь, магнитные карточки цифр и знаков, картинки к устному счёту, карточка-ребус, костюм тигрёнка.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Прозвенел уже звонок – начинаем наш урок!

- Все готовы? Тогда вперёд!

(У учителя кораблик «Знаний»).

- На этом кораблике под парусами
Мы вновь отправляемся в дальние страны.
Мы всех, кто захочет,
С собою возьмём.
Ну что же. Согласны?
Решили? Плывём!

(Проверка готовности детей к уроку.)

Ученик: За партой правильно сижу, спинку ровненько держу, руку поднимаю, быстро всё решаю!)

Рисунок 1

Звучит небольшой фрагмент «Песенка мамонтёнка» (диск «Детские песни» , запись № 2, на интер. доске – изображение моря и корабля)

2. Объявление темы и цели урока

- Сегодня, ребята, мы продолжим учиться писать правильно цифры, считать, составлять выражения, сравнивать, решать задачи. Наша с вами задача - преодолеть все препятствия на нашем пути. И сейчас мы с вами отправляемся в порт Праздничный. (Рисунок 2) Вспомним главное правило путешественника: ответить хочешь – не шуми, а только руку подними. Внимание! Устный счёт.
(Рисунок 2)

 Рисунок 2

3. Устный счет

- Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц?

- Скоро любимый праздник всех детей и взрослых, кто знает, что за праздник старый год провожает, а новый встречает?

Рисунок 3

- Правильно, ребята, Новый год. (Рисунок 3) Сколько всего месяцев в году?

3.1 . - Счет до 12 и обратно (хором).

- Сосчитайте от 7 до 12, от 12 до 7.

3.2. Работа с числом 7. Дан ряд чисел 7, 4, 6, 2 (на доске)

- Какое число лишнее? Почему? Поставьте числа по порядку в порядке возрастания.

- Назовите самое большое и самое маленькое число в этом ряду.

- На сколько 7 больше 2? На сколько 2 меньше 7? Как узнаём насколько одно число больше или меньше другого? Назовите предыдущее число семи. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите последующее число числу 6. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Расскажите всё, что знаете о числе 7. (Ребята должны вспомнить пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Семеро одного не ждут», 7 цветов у радуги, 7 дней в неделе и т.д. - всё что запомнили на предыдущем уроке, когда знакомились с числом 7).

- Ребята, мы с вами говорили, что число 7- волшебное число. Оно встречается часто в сказках, мы с вами такие сказки читали , слушали, смотрели. Вспомните в названиях каких сказок нам встречалось это число? ( «Белоснежка и семь гномов», « Волк и семеро козлят», « Цветик – семицветик »).

- А почему это число «волшебное»? (Обозначает - вместе, много, дружно.)

- Верно. А наш кораблик плывёт дальше по морю Задач. (Рисунок 4)

Рисунок 4. Море задач

- Внимание! Весёлые гномики придумали для вас весёлые задачи!

3.2. Составление выражений и решение задач

Задачи в стихах:

  1. Жили гномы, не грустили
    За грибами в лес ходили.
    Принесли они в корзинке
    2 опёнка, 2 лисички,
    Боровик и зелёный моховик.
    У кого ответ готов?
    Сколько было всех грибов? (6)

(На инт. доске – схема.)

- Что находим часть или целое? Как найти целое? Повторяется правило: Целое находим сложением, объединяем части.

Запись: 2+2+1+1=6.

  1. Семь весёлых козлят
    За капустою спешат.
    Но один малыш устал,
    И от братиков отстал.
    А теперь ответ найди:
    Сколько козляток впереди? (6)

(На интерактивной доске схема: (ООООООО) - (о)) Запись: 7-1=6)

- Ребята, а в этой задаче что мы находим часть или целое? Каким действием находим часть? Повторяется правило: Часть находим вычитанием.

- Молодцы, ребята! А наш кораблик подплывает к островку «Неизвестному» (изображение острова ) (Рисунок 6)

Рисунок 6

- Кто же здесь нас встречает?

Выходит ученик в костюме тигрёнка:

- Эй, не стойте слишком близко!
Я – тигрёнок, а не киска!

ФИЗминутка: (проводит Тигрёнок) (Рисунок 7)

Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья,
Это лодочка моя.
Паруса подниму –
Синим морем поплыву,
А по бурным волнам
Плывут рыбки
Тут и там.

Рисунок 7

Рисунок 8

- Ребята, узнаёте? (На доске – изображение тигра. (Рисунок 8) Это тигрёнок. Он здесь неслучайно. Ведь 2010 год, по восточному календарю будет годом Тигра.

- И чтобы нам с вами новый год принёс удачу, нужно уговорить этого тигрёнка отправиться с нами! А для этого нужно выполнить задания, которые он для нас приготовил!

3.3 Отработка навыка счёта в пределах 7

- Тигрёнок живёт в домике № 7. А Бычок в домике № 5.По какой тропинке им нужно идти, чтобы попасть домой? (На доске – картинки.)

2-1+4-1+3 = 7 (По одному ученику у доски решают примеры, все дети проверят - работают сигнальными карточками.)

2+2-1+3-1 = 5

4. Работа в тетрадях

4.1. Написание цифры 7 (учебник-тетрадь № 2, страница 7)

- Давайте покажем тигрёнку как красиво и правильно мы умеем писать цифру 7.

Ученик:

Тетрадь правильно кладу,
Одной рукою придержу.
Спина прямая у меня,
Пишу красиво я всегда!

(Дети работают в учебнике-тетради.)

ФИЗминутка (проводит ученик)

Раз – подняться, подтянуться,
Два нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – карандаши всем взять
Приготовиться писать!

4.2 . Работа с книгой. Составление простых задач и выражений по рисункам.

(Работа с учебником: задание № 1, стр. 6.)

4.2.1. Коллективная работа над составлением задач (на инт. доске – схемы)

- Почему на первой картинке записано число 2? (нарисовано 2 котёнка)

- Почему над стрелкой стоит число +3? (Пришли 3 котика)

- Что означает выражение 2+3? (Число всех котят)

- Составьте задачу по этой картинке. (Было 2 котёнка. Пришли ещё 3 котёнка. Сколько всего стало котят?). Найдите ответ (5 котят)

4.2.2. Самостоятельная работа учащихся над оставшимися рисунками.

4.2.3. Фронтальная проверка (дети работают сигнальными карточками)

- Было 7 яблок. Одно яблоко взяли. Сколько осталось?

- К двум красным шарикам прибавили два желтых шарика. Сколько стало шариков?

- Было 5 одуванчиков. Ветер сдул 4 одуванчика. Сколько одуванчиков осталось?

5. Повторение состава числа 7

5.1. Ребус (задание на логику) 7 Я

- Наш тигрёнок просит вас помочь ему разгадать ребус (карточка)

5.2. Работа с книгой. Повторение состава числа 7 (зад. № 2,стр. 6)

(Работа выполняется детьми самостоятельно с последующей проверкой). Один ученик работает на интерактивной доске – состав числа 7 (заполняет окошки).

5.3. Работа с книгой. Составление задач по выражениям.

(Задание № 3, страница 6). Дети объясняют, что означают выражения и составляют задачу. Повторяются правила: чтобы найти целое (сумм у) нужно сложить, чтобы найти часть (разность) – вычесть.

6. Закрепление изученного. Самостоятельная работа учащихся.

- Пора нашему кораблику возвращаться. Тигрёнок, ребята очень старались сегодня, ты согласен вместе с нами встречать Новый год и путешествовать по Стране Знаний?

Учитель: Чтобы нам всем вместе вернуться обратно нужно выполнить ещё одно задание: у вас на партах лежат рисунки, нужно решить примеры и раскрасить все части с ответом 7 в оранжевый цвет. Ищем только число и цифру 7! У вас получится тигр - символ Нового года и нашего с вами урока. Работаем аккуратно и внимательно!

(Дети самостоятельно выполняют задание.)

7. Подведение итога урока

Рисунок 9

- Ребята, давайте ещё раз скажем дружно правило: как найти целое? Часть? Состав какого числа мы повторяли на уроке?

- Всем вам спасибо за работу на уроке. Все молодцы! Давайте закончим урок нашей любимой песенкой! И окажемся в нашей любимой школе! (Рисунок 9)