Цель: Формировать у учащихся отрицательное отношение к вредным привычкам (курение, алкоголь, наркотики); помочь осознать масштабы вреда от вредных привычек для здоровья человека; учить делать правильный выбор в различных жизненных ситуациях.
Форма: деловая игра.
Эпиграф: «Здоровая молодежь – престиж республики».
Ход классного часа
I. Вступительное слово учителя.
Нам предстоит разговор о коварных привычках человека, об их влиянии на организм и как этого избежать.
Какие вредные привычки вы знаете? Как можно избежать зависимости?
II. Обсуждение проблемы
«Жизнь дается только раз» (статистические данные по Якутии см. Приложение 1)
III. Выполнение заданий.
Класс разбивается на группы, занимает свои места и выполняет задания:
- 1-я группа- зависимость от табака;
- 2-я группа - алкогольная зависимость;
- 3-я группа - наркотическая зависимость.
Задание 1. Создайте портрет зависимого человека (зависимость от табака, алкоголя, наркотиков). Это может быть и символическое изображение. Дайте ему краткую характеристику, подпишите, какими качествами он обладает. Время работы группы -10-15 минут.
После того как участники закончат работу, рисунки раскладываются на одном столе, и ребята делятся своими впечатлениями. Это упражнение позволяет более глубоко почувствовать и пережить ситуацию зависимости.
Задание 2. Каждая группа в зависимости от распределения находит свои «причины» злоупотребления табаком, алкоголем, наркотиками. Время работы групп - 5 минут.
Причины употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения:
- любопытство;
- подражание;
- потребность в самоутверждении;
- желание следовать правилам компании;
- желание испытать необычные ощущения;
- для завоевания популярности;
- безделье, скука;
- для облегчения контактов;
- страх перед жизненными трудностями, конфликтами.
Задание 3. Разнести по трем колонкам таблицы проблемы, возникшие у человека со злоупотреблением табаком, алкоголем, наркотиками.
ПРОБЛЕМЫ |
||
медицинские |
социальные |
правовые |
|
|
|
Время работы групп - 7-10 минут.
Каждой группе раздается лист с таблицей, которую участники заполняют по мере обсуждения. Затем представитель каждой группы защищает свое мнение по выбранному типу зависимости. Остальные участники могут дополнять или выразить свое несогласие, а заполненные и обсужденные таблицы вывешиваются на доске.
Проблемы, которые возникают при злоупотреблении алкоголем, наркотиками, табакокурением.
Медицинские |
Социальные |
Правовые |
Психические расстройства |
Прогулы в школе |
Хулиганство |
Слабоумие |
Уход из школы |
Воровство |
Поражение всех систем и органов |
Суицид |
Грабеж |
ВИЧ/СПИД |
Проблемы в семье |
Убийство |
Резкое уменьшение продолжительности жизни |
Проституция |
Нанесение телесных повреждений |
Проблемы со здоровьем будущих детей |
Изготовление, хранение и продажа алкоголя (наркотиков) |
|
|
|
Склонение к употреблению алкоголя (наркотиков) |
Задание 4. Анализ ситуаций
Каждая группа представляет собой редакцию молодежной газеты или журнала. Они получают письма разного содержания от подростков. Задача группы - сочинить ответ, способный по их мнению, разрешить возникшую проблему. Время работы группы – 10 мин.
Ситуации см. в приложении 2.
IV. Подведение итогов.
«Антиреклама» Ребята зачитывают стихи в стиле «Вредных советов» Г. Остера.
Прочитанные стихи помогут взглянуть на проблему зависимости от табака, алкоголя, наркотиков с другой стороны и увидеть, как смешон такой человек.
Стихи см. в приложении 3.
Закончить классный час можно пословицей: «Человек - кузнец своего счастья». Он может и должен САМ сделать свой выбор.