Здоровьесберегающая деятельность учителя начальных классов

Разделы: Начальная школа


Будущего нет: оно делается нами.
Л.Н. Толстой

Самое драгоценное, что есть у человека, - это здоровье. В последнее десятилетие состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Понятие «школьная дезадаптация» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе.

В настоящее время только 16% школьников могут быть признаны психически полностью здоровыми. (С. Н. Ениколопов)

Проблема психического здоровья населения, в первую очередь детей, является одной из самых актуальных задач современной России. Это связано с тем, что нарушения в сфере психического здоровья существенным образом сказываются на самых разных показателях благополучия как отдельных граждан, так и всей страны.

Как сохранить здоровье ребенка? Как сформировать свободную, инициативную личность, чья позиция вырабатывается самостоятельно, без чрезмерного влияния внешних оценок? Эти вопросы для меня, учителя начальных классов, весьма актуальны.

Цель моей работы: Выделение методов и приемов обучения, оказывающих позитивное влияние на сохранение здоровья младших школьников.

Младший школьный возраст создает благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности. Как отмечал Ревитов: «Ни в каком другом возрасте нет такой тесной связи между состоянием здоровья и учебной деятельностью».

Адаптация к школе далеко не у всех детей протекает безболезненно. У некоторых она не наступает совсем. Что же следует понимать под школьной дезадаптацией (Ш Д)?

Ш Д- нарушение приспособления личности школьника к сложным меняющимся условиям обучения в школе. (М. Ш. Вроно)

Ш Д- нарушение приспособления к учению. (В. В. Ковалев)

Ш Д- нарушения поведения, при которых дети с нормальным интеллектом отказываются от обучения и посещения школы. (Е.М. Экелова-Багалей)

Анализ литературы показывает, что все более часто педагоги, врачи, психологи обращают свое внимание на школу как на одну из главных причин дезадаптации ученика.

Необходимым условием для положительной адаптации к учению является развитие личности ребенка. «Формировать личность! Все остальное через нее!» (Е.Н. Ильин). Я пришла к убеждению, что наибольшие возможности для развития младших школьников и собственной деятельности открываются, если урок является здоровьеразвивающим, т.е. обеспечивает ученикам и учителю сохранение жизненных сил на протяжении всего урока.

Одна из важнейших особенностей личности - это то, что она всегда активна. Моя задача, как учителя, направлять активность каждого ученика в нужном направлении. Учебный процесс строю на деятельностном методе. «Любое исследование, любое творчество начинается с постановки проблемы». (Лейбниц)

Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье, т. е. способствует успешной адаптации ребенка в школе.

Для избежания пробелов в освоении теоретических знаний, усвоение которых является важнейшим условием успешного обучения, на уроках-исследованиях учащиеся с удовольствием составляют опорные конспекты, схемы, таблицы. Такой вид работы позволяет более качественно проводить этап первичного закрепления (особенно хорошо для детей со зрительной формой восприятия). На последующих уроках и при выполнении домашнего задания ребята имеют возможность при затруднении обратиться к «своему справочнику».

На своих уроках я стала использовать модульную технологию. Конечно, в начальных классах эту технологию в «чистом виде» полностью использовать нельзя, но адаптировать можно. Весь ход урока я составляю в виде алгоритма. Это создает условия для проявления самостоятельности и инициативности детей, видны все этапы урока. Особенно удобно так работать детям с медленным темпом деятельности, с низкой переключаемостью внимания.

Деятельностный метод является основным средством адаптации ученика к требованиям программы обучения, т.е. полного усвоения знаний и умений. В этом случае школа становится «школой для всех», т.е. «адаптивной» (Ямбург Е.А.)

Но как показывает практика примерно 30% учащихся на уроке не включаются в мыслительную деятельность. Поэтому необходима мотивация. В практике мотивация достигается разными приемами и средствами. «Методика обучения напрямую влияет на познавательную потребность учащихся. Отрицательный результат при этом наблюдается с излишним количеством упражнений, направленных на выработку умений. В результате чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект». (Божович Л.И.). Поэтому даже на уроках закрепления включаю такой учебный материал, где дети открывают для себя новое об окружающем мире, сталкиваются с проблемами рационального решения, учатся доказывать свой выбор. По моему мнению, это очень важно и полезно для ученика, т.к. « главным мотиватором деятельности человека является его персонализация- признание другими людьми как личности, значимой для них». (Петровский А.В.)

Большое внимание при этом я уделяю размещению учащихся на уроке, которое зависит от формы деятельности:

  • Самостоятельная работа и работа в паре происходят за партой;
  • При работе в группе (в начальной школе рекомендуется создавать группы не более 4 человек) размещаю парты так, чтобы дети видели друг друга. Это требование для активного межличностного общения;
  • При фронтальной работе парты стоят полукругом. Это заметно снижает агрессивность и повышает эффективность общения. Такая рассадка позволяет реализовать один из важнейших принципов здоровьетворящего образования – принцип взаимообозрения, когда каждый ребенок в каждый момент может видеть глаза каждого.

В группу социального взаимодействия входят учащиеся с разным уровнем развития, но размещаю их так, чтобы эти уровни не отличались друг от друга более чем на один шаг. Тогда учащиеся с более высоким уровнем мотивируются за счет персонализации, а с более низким – за счет достижения успеха через самореализацию.

Самостоятельная работа – это обязательный элемент каждого типа урока. Для избежания стрессов, в случае, когда ученик сомневается в правильности записи, разрешаю работать в тетради карандашом, дети сами могут аккуратно исправить или дополнить свои записи, у ребят нет страха ошибки.

На этом же уроке я включаю самопроверку или взаимопроверку. Выполнив работу, ученики сразу хотят обсудить ее, а эмоциональное отношение к результатам никого не оставляет равнодушным. Отсроченные результаты влияют на эмоциональную сферу настолько слабо, что не влияют на мыслительный процесс так, как хотелось бы.

Из моих наблюдений могу сказать, что детям в силу их разных психических свойств требуется разное время на выполнение работы. Для учеников, которые выполняют задания быстро и верно, предлагаю дополнительные упражнения. Но если самостоятельная работа построена ближе к высокому уровню трудности, то не все учащиеся могут успешно самостоятельно справиться со всеми заданиями. А значит, оказываются в ситуации успеха не все дети. У учащихся с низким уровнем умственного развития неудача повторялась почти каждую самостоятельную работу. Ребята расстраивались и уже с трудом верили в свои силы. Передо мной встала проблема индивидуального подхода. Придерживаясь идеи «мини - макса», я таким ученикам предложила выполнить работы с пониженным уровнем сложности, но составленным согласно обязательного минимума содержания начального общего образования. Мои дети справились с ними успешно, чем остались очень довольны. По моему мнению, это позволяет учесть индивидуальные особенности конкретной личности.

Из рисунка видно, личностный подход не может реализоваться вне возрастного и индивидуального.

Вообще, реализовать требования индивидуального подхода очень сложно. И это касается не только учеников с проблемами усвоения знаний, на которых любой учитель обращает внимание в первую очередь. Работа со способными детьми сегодня ничуть не менее больная проблема. Актуализация резервов мыслительных операций возможна через формирование поисковой активности. Исследовательская работа – это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи. Включаю в содержание урока задания, когда ученики сталкиваются с малознакомым или совсем неизвестным словом. Выполнив задание такого вида, у многих учеников возникает потребность узнать о разгаданном слове больше, а следовательно встает необходимость работать с дополнительной литературой. В результате ученики умеют ориентироваться в энциклопедиях, словарях, с удовольствием рассказывают друг другу об интересных находках, что способствует повышению самооценки, создает ситуацию успеха. В такой деятельности дети с разным уровнем развития оказываются в равных условиях. Приготовленный материал собирается в классную копилку, используется на уроках чтения, природоведения и др. Это помогает осуществить межпредметные связи с прямым участием учащихся.

На особо интересные для детей темы ученики пишут рефераты. С наиболее удачными работами ученики выступали перед аудиторией других классов, родителями и на школьной научной конференции, где были отмечены похвальными дипломами. С какой гордостью и радостью сообщали ребята о своем успехе одноклассникам, родителям!

Также считаю, что необходимо развивать у учащихся не только традиционное конвергентное мышление, но и творческое дивергентное.

Ученики рассказывают вслух о своем способе решения. Не надо забывать о том, что целостный рассказ – это не только знания отдельного учебного предмета, но и упражнение в логике. У ребенка развивается наблюдательность, речь, самостоятельность, ответственность (его слушает весь класс!).

За последнее десятилетие в содержании школьного образования произошел перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков на развитие самостоятельности учебных действий. Развитие оценочной самостоятельности я вижу как ключевое условие решения многих педагогических задач. Чтобы ребенок научился оценивать себя адекватно именно как ученика, нужно прежде всего позаботиться об общей его самооценке. Вера ребенка в свои силы в значительной мере зависит от учительской доброты, чуткости и веры в детские возможности. Считаю, что каждому уроку обязательны комфортное начало и окончание. Это способствует положительному эмоциональному настрою учащихся. Для повышения самооценки учащихся использую следующие приемы:

- Использование положительных установок на успех в деятельности.

Психологи выделяют факторы, которые определяют уровень мотивации достижения успеха. Я опираюсь на них в своей совместной деятельности с детьми:

  • Стремление к успеху «Я очень хочу это сделать»
  • Надежда на успех «У меня все получится! Я справлюсь! Мне все по силам!»
  • Вероятность достижения успеха «Все зависит от меня»

В результате ребенок совершает действия, которые приносят ему чувство самоуважения, уменьшается степень «выученной беспомощности».

- В большинстве случаев провожу опрос только тех учащихся, которые желают отвечать; отметка ставится ученику только тогда, когда он хочет отвечать и действительно знает материал;

- Вариативность домашних заданий (у ребенка есть право выбора)

- Настраиваю учащихся на положительную волну: «Улыбнись самому себе».

- Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт  учащихся.

- Не говорю ученику о плохом результате как о неисправимом.

Оценка напрямую влияет на адаптацию учащихся. Более ста лет назад С.И. Миропольский сказал: «Смерть баллам грозит неизбежная; не нынче, завтра, но дни их сочтены». И сегодня большинство учителей видят несовершенство пятибалльной системы оценивания. «Отметочная» система не дает полноценной возможности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, затрудняет индивидуализацию, малоинформативна (нельзя определить вектор дальнейших усилий), часто имеет травмирующий характер. Но сегодня достойной замены школьной отметке нет. «Отняв у детей отметку-любимую игрушку младшего школьника - мы обязаны достойно компенсировать это лишение» (Г.А.Цукерман)

При подготовке урока продумываю как включить учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Задача: научить детей самостоятельно, объективно оценивать свою работу. Считаю, что учитель должен доверять самооценке ученика. «На первых уроках 80 % учащихся завышают самооценку, однако через 3 – 4 урока происходит саморегуляция системы. Через 5 – 6 уроков у детей исчезает страх, на смену приходит уверенность». (Н.П. Капустин)

Определить оптимальный объем учебной нагрузки на урок в соответствии с функциональными возможностями ребенка мне помогли рекомендации М. Безруких. Она предлагает урок в начальной школе оценивать по трем параметрам:

  • Т – трудности (в зависимости от характера мыслительной деятельности);
  • Н – насыщенности (по числу видов учебной деятельности);
  • Э – характеристике эмоционального состояния учащихся (складывалась из оценки положительных реакций детей на учебную нагрузку, форму, характера учебного задания).

Оказывается, разные сочетания этих факторов может оказывать благоприятное и неблагоприятное влияние на работоспособность и функциональное состояние организма ребенка.

Стимулировать активность мозговой деятельности учащихся на уроке помогает и физическая активность. Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив его ценнейшим чувством – чувством «мышечной радости». Являясь фактором сохранения постоянства внутренней среды, двигательная функция обеспечивает быструю адаптацию организма к изменяющимся условиям. Специфический «двигательный голод» ребенка уже на протяжении ряда столетий выступает одной из главных негативных характеристик начальной школы. Для успешной адаптации необходимо, чтобы и ученик, и учитель одинаково были бодры, - убеждал учителей И.А. Сикорский. Наиболее полно обеспечить эту бодрость, «возвышающую» умственную работу, мне позволяют следующие условия:

  • активизация детей через двигательные физкультминутки и через периодическую смену поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя.
  • способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз.
  • проведение различных экскурсий на чистом воздухе в урочной и внеурочной форме. Экскурсии организую по всем предметам. Это позволяет удачно проводить интегрированные уроки литературного чтения, русского языка, музыки, рисования… А во внеклассной работе у нас есть классные традиции: осенняя прогулка на «классную» поляну, зимние катания на лыжах и новогодний праздник в лесу, летний поход с палатками и посвящение в туристы. Такие выходы на природу незаменимы для сплочения классного коллектива, установления единого психологического пространства между учениками, родителями, учителем. В работе с родителями главное для меня помочь понять мамам и папам, что для успешного обучения каждому ребенку необходимо в семье чувство переживания «мы».

Я считаю, что применяемые методы и приемы обучения напрямую влияют на высокие показатели обученности, создают оптимальные условия развития познавательных процессов и, особенно, интеллекта, характеризуют оптимизацию процесса развития личности в целом, позволяют учитывать возрастные и психофизиологические особенности школьников.

Сохранить здоровье детей может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских ученых-педагогов Н.И. Пирогов, «все будущее жизни находится в руках школы… прямое назначение школы, примиренной с жизнью, - быть руководителем жизни на пути к будущему».

Приложение