Урок "Демографическое прогнозирование"

Разделы: География, Информатика


Ход урока

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся по этапам моделирования.
  • изучение вопроса глобализации по географии

Задачи:

  • закрепить знания учащихся по видам моделей, этапам моделирования,
  • на примере задачи демографическом прогнозировании рассмотреть основные этапы моделирования;
  • развивать объективное отношение к данным компьютерных вычислений, к практике как критерию истины;
  • развивать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
  • воспитывать солидарность и сотрудничество при выборе верного решения, умения общаться и слушать друг друга.

Тип урока: интегрированный

  1. Групповая работа учащихся в проектном режиме
  2. Использование ЗУНов из разных областей
  3. Привлечение информации из различных источников

Ход урока

1. Актуализация темы:

Первый слайд презентации (приложение 3) – эпиграф.

Второй слайд презентации – тема урока.

Третий слайд презентации – определение прогноза.

Четвертый слайд — достоверность демократического прогноза.

Прогноз - оценка будущей тенденции, с помощью исследования и анализа доступной информации. Прогноз - вероятностное суждение о некоторого явления.

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

Цель урока (слайд 5, приложение 3):

Прогноз численности населения Земли до 2050 года

Выбор оптимального метода расчета

2. Решение задачи:

Постановка задачи (слайды 6–9, приложение 3):

Основными методами демографического прогнозирования являются: методы, основанные на применении той или иной математической функции (экстраполяционный и аналитический методы), а также метод передвижки возрастов, или метод компонент.

Математические методы иногда применяются для анализа исторической динамики и прогнозирования численности населения на глобальном уровне. Математические методы позволяют получить прогноз только общей численности населения.

Применение математических методов предполагает, что на основе имеющихся эмпирических данных о численности населения подбирается некоторое математическое выражение, которое может быть использовано для предсказания его будущих параметров.

Для прогнозирования в принципе могут применяться самые разные математические функции. Наиболее часто, однако, используются линейная, экспоненциальная и логистическая, гиперболическая функции

Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.

Вопросы ученикам:

  • Что же такое модель? (Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса).
  • Какие модели бывают? (Модели бывают материальные (натурные) – это физическое подобие объекта и информационные – это описание объекта).
  • С какими моделями мы работаем на уроках информатики? (С информационными моделями, которые нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации).
  • Какая модель является информационной? (Информационная модель - формальная модель ограниченного набора фактов, понятий или инструкций, предназначенная для удовлетворения конкретному требованию).
  • Как называется процесс создания модели? (Для создания и исследования моделей мы производим моделирование). Процесс моделирования выполняется по стандартному алгоритму. Вспомним этапы моделирования (слайд 10 «Этапы моделирования», приложение 3).
  • Какие существуют виды информационных моделей? (вербальные, графические, табличные, математические).

Мы будем строить табличную и графическую модель в среде электронной таблицы.

Для решения поставленной задачи класс делится на группы. В каждой группе определить:

  • руководитель (он организует работу в группе);
  • аналитики (те, кто анализирует поставленную задачу и делает выводы);
  • экспериментаторы (те, кто проводит эксперименты на ЭВМ и подводят итоги).

Раздать задания:

  • Задания аналитикам (учитель географии): найти в Интернете информацию по данному способу расчета численности населения.
  • Задания экспериментаторам (учитель информатики). Необходимо выполнить расчеты в таблице по заданным формулам и построить график поученной зависимости. (Приложение 1)

Выполнение заданий учащимися (15-20 мин.)

  • Анализ результатов моделирования Руководители групп вписывают результаты расчетов в дерево предсказаний (на доске).
  • Подведение итогов работы экспериментаторов. Показ графиков через проектор, собранных по сети с рабочих мест учащихся или через admin. Если расчеты учащихся не получились, то воспользоваться готовыми (приложение 2).
  • Выводы: сравнение результатов, полученных экспериментаторами и аналитиками (использование документ камеры)
  • Подведение итогов урока, выставление оценок.