Ход урока
Цели урока:
- закрепить знания учащихся по этапам моделирования.
- изучение вопроса глобализации по географии
Задачи:
- закрепить знания учащихся по видам моделей, этапам моделирования,
- на примере задачи демографическом прогнозировании рассмотреть основные этапы моделирования;
- развивать объективное отношение к данным компьютерных вычислений, к практике как критерию истины;
- развивать потребность и умение работать в коллективе при решении сложных задач;
- воспитывать солидарность и сотрудничество при выборе верного решения, умения общаться и слушать друг друга.
Тип урока: интегрированный
- Групповая работа учащихся в проектном режиме
- Использование ЗУНов из разных областей
- Привлечение информации из различных источников
Ход урока
1. Актуализация темы:
Первый слайд презентации (приложение 3) – эпиграф.
Второй слайд презентации – тема урока.
Третий слайд презентации – определение прогноза.
Четвертый слайд — достоверность демократического прогноза.
Прогноз - оценка будущей тенденции, с помощью исследования и анализа доступной информации. Прогноз - вероятностное суждение о некоторого явления.
Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.
Цель урока (слайд 5, приложение 3):
Прогноз численности населения Земли до 2050 года
Выбор оптимального метода расчета
2. Решение задачи:
Постановка задачи (слайды 6–9, приложение 3):
Основными методами демографического прогнозирования являются: методы, основанные на применении той или иной математической функции (экстраполяционный и аналитический методы), а также метод передвижки возрастов, или метод компонент.
Математические методы иногда применяются для анализа исторической динамики и прогнозирования численности населения на глобальном уровне. Математические методы позволяют получить прогноз только общей численности населения.
Применение математических методов предполагает, что на основе имеющихся эмпирических данных о численности населения подбирается некоторое математическое выражение, которое может быть использовано для предсказания его будущих параметров.
Для прогнозирования в принципе могут применяться самые разные математические функции. Наиболее часто, однако, используются линейная, экспоненциальная и логистическая, гиперболическая функции
Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов.
Вопросы ученикам:
- Что же такое модель? (Модель – это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса).
- Какие модели бывают? (Модели бывают материальные (натурные) – это физическое подобие объекта и информационные – это описание объекта).
- С какими моделями мы работаем на уроках информатики? (С информационными моделями, которые нельзя потрогать или увидеть, они не имеют материального воплощения, потому что строятся только на информации).
- Какая модель является информационной? (Информационная модель - формальная модель ограниченного набора фактов, понятий или инструкций, предназначенная для удовлетворения конкретному требованию).
- Как называется процесс создания модели? (Для создания и исследования моделей мы производим моделирование). Процесс моделирования выполняется по стандартному алгоритму. Вспомним этапы моделирования (слайд 10 «Этапы моделирования», приложение 3).
- Какие существуют виды информационных моделей? (вербальные, графические, табличные, математические).
Мы будем строить табличную и графическую модель в среде электронной таблицы.
Для решения поставленной задачи класс делится на группы. В каждой группе определить:
- руководитель (он организует работу в группе);
- аналитики (те, кто анализирует поставленную задачу и делает выводы);
- экспериментаторы (те, кто проводит эксперименты на ЭВМ и подводят итоги).
Раздать задания:
- Задания аналитикам (учитель географии): найти в Интернете информацию по данному способу расчета численности населения.
- Задания экспериментаторам (учитель информатики). Необходимо выполнить расчеты в таблице по заданным формулам и построить график поученной зависимости. (Приложение 1)
Выполнение заданий учащимися (15-20 мин.)
- Анализ результатов моделирования Руководители групп вписывают результаты расчетов в дерево предсказаний (на доске).
- Подведение итогов работы экспериментаторов. Показ графиков через проектор, собранных по сети с рабочих мест учащихся или через admin. Если расчеты учащихся не получились, то воспользоваться готовыми (приложение 2).
- Выводы: сравнение результатов, полученных экспериментаторами и аналитиками (использование документ камеры)
- Подведение итогов урока, выставление оценок.