Урок литературного чтения в 3-м классе (по УМК "Школа России"). М.Ю. Лермонтов "Утес", "Горные вершины…" Переносный смысл стихотворений

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Ознакомить учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова;
    • учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений поэта;
    • обучать выразительному чтению, пониманию прочитанного;
    • учить анализировать стихотворения с точки зрения выразительных языковых средств: находить метафоры, олицетворения, сравнения и т.д.;
    • учить видеть и чувствовать настроения поэта;
    • обогащать словарь школьников.
  • Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения, чёткую дикцию;
    • умение анализировать образные средства языка;
    • внимание к авторскому слову и точности потребления слов в поэтической речи;
    • устную речь учащихся;
    • творческое воссоздающее воображение.
  • Воспитывать любовь к поэтическому слову.

Оборудование: учебник, портрет М.Ю. Лермонтова, выставка книг М.Ю. Лермонтова, репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», карточки настроения (красная, зелёная), дифференцированные карточки, магнитофон, аудиокассета с записью стихотворений «Утёс», романса на музыку Варламова «Горные вершины…».

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент

Учитель. Мы с вами начинаем урок литературного чтения с хорошего настроения. Все друг другу улыбнулись. Я желаю вам успехов и удачи в работе.

II. Речевая разминка

(На доске)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

У. Прочитайте скороговорку тихо и медленно, выговаривая каждое слово чётко, прихлопывайте ритм.
У. О чём эта скороговорка?
Д. Скороговорка о том, как нужно правильно говорить.
У. Какие слова надо выделить голосом? Это должны быть самые важные слова. (Расстановка логического ударения.)
У. Прочитайте в разговорном темпе, выделяя слова.
У. Прочитайте в ускоренном темпе, выделяя слова и читая на одном дыхании.

III. Проверка домашнего задания

1) Характеристика главных героев басни.

У. Назовите главных героев басни.
Д. Главные герои басни – Ворона и Лисица.

2) Дайте характеристику Вороне.

3) Дайте характеристику Лисице.

4) Инсценировка басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Работа по дифференцированным карточкам

Проверка карточек.

1 карточка.

Что такое басня? Объясните своими словами. Приведите пример (прочитай отрывок любой басни).

2 карточка.

Кто сказал такие слова:

«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!»

3 карточка.

В какой басне была такая мораль?

(Мораль – это вывод, поучение, где объясняется смысл басни.)

«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок».

IV. Постановка цели. Активизация знаний учащихся.

1) Введение в тему урока

а) хаиМил рЮьевчи номреЛтов. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

б) Показ портрета М.Ю. Лермонтова.

в) Работа по учебнику (стр. 122-123).

Дети рассматривают иллюстрации из жизни поэта.

г) Знакомство с биографией поэта.

У. Знаете ли вы что-нибудь об этом поэте? О том, каким он был в детстве? Кто его воспитывал, что он любил, чем увлекался? (Рассказывает подготовленный ребёнок.)
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Поэт, прозаик, драматург. Сын армейского капитана Ю.П. Лермонтова и М.М. Лермонтовой.
Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, но и был одарён удивительной музыкальностью, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
В 1841 г. 27 июля поэт был убит на дуэли Н.С. Мартыновым в Пятигорске. Ему не исполнилось ещё и 27 лет. За свою короткую жизнь Лермонтов создал множество гениальных творений.

д) Выставка книг М.Ю. Лермонтова.

У. С творчеством, какого поэта мы сегодня познакомимся? Сформулируйте тему сегодняшнего урока?
Д. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями М.Ю. Лермонтова.
У. С какими произведениями мы с вами сегодня будем работать?

ХЯЮЭУТЁСАПР

Д. М.Ю Лермонтов «Утёс».
У. Назовите все буквы на одном дыхании ––> и <––. Найдите название стихотворения.
Д. Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Утёс».

Э               У                     Ц
Р               В                     П
П               Е                     Р
Г               Р                    
О
О               Ш                  
Э
Р              И                    
Ю
Н               Н                    
Я
Ы              Ы                   
Х
Е              
Э                     Ь

Д. М.Ю Лермонтов «Горные вершины…».
У. Прочитайте все вместе «хором» вторую тему урока «Переносный смысл стихотворений».

V.  Работа над новым материалом

1) Первичное восприятие стихотворения «Утёс». (Прослушивание аудиокассеты с записью этого стихотворения.)

У. Ваши впечатления об этом стихотворении?
Д. Стало грустно, печально. Утёс стоит одиноко и плачет.
У. Почему поэт назвал стихотворение «Утёс»?

VI. Физкультминутка

Листочки

Мы листики осенние,                                       Ветер снова набежал
На ветках мы сидим.                                         И листочки все поднял.
Дунул ветер – полетели.                                   Закружились, полетели
Мы летели, мы летели,                                     И на землю снова сели.
И на землю тихо сели.

(Дети садятся по местам.)

VII. Продолжение работы над новым материалом

2) Словарная работа.

Утёс – это высокая скала.
Лазурь – светло-синий свет, синева.

3) Чтение и обсуждение стихотворения «Утёс»

Работа над выразительным чтением.

  • Расстановка логического ударения, пауз. (Работа по «цепочке».)
  • Чтение «хором». (1-й куплет читают девочки; 2-й куплет читают мальчики.)

4) Анализ стихотворения «Утёс»

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнение заданий к стихотворению.

а) Анализ 1-го четверостишия.

Читают дети «парами» цепочкой.

У. О чём говорит Лермонтов в этом четверостишии?
Д. В четверостишие говорится о тучке.
У. Дайте словесную характеристику тучки. Найдите слова в тексте.
У. Почему поэт назвал утёс «великаном»?
Д. Потому что утёс – это высокая скала, она похожа на человека-великана.
У. С каким настроением нужно читать это стихотворение?
Д. Это стихотворение нужно читать с грустью, печалью.
У. Что такое рифма?
Д. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк.
У. Какие здесь слова рифмуются?
Д. В этом стихотворении рифмуются слова «золотая» и «играя».

б) Анализ 2-го четверостишия

Читают дети чтением «спринт».

У. О чём идёт речь в четверостишие?
Д. В этом четверостишие говорится об утёсе.
У. С кем сравнивает Лермонтов утёса?
Д. М.Ю. Лермонтов сравнивает утёс с одиноким человеком.
У. Прочитайте строки, в которых говорится о том, что утёс одинокий, что ему очень плохо.

в) Работа над всем стихотворением (анализ)

У. После посещения тучки как «чувствовал» себя утёс?
Д. Утёсу стало хуже; его тоска, одиночество усилились.
У. Найдите в стихотворении слова, подтверждающие ваши ответы.
– Да, тучка не могла понять утёса: она стремительна, юная; ей неизвестны такие чувства, которые переживает утёс.
– В чём же особенность стихотворения?
Д. Стихотворение небольшое, но оно насыщено чувствами; в нём яркие картины, в нём звучит музыка.
У. Закройте глазки, погладьте их. Представьте на миг, что вы композиторы. Какую музыку вы сочинили бы к этому стихотворению?
Д. Я сочинила бы музыку печальную, медленную, протяжную.

г) Работа над образами в стихотворении

У. Какие два образа запомнились вам?
Д. Запомнились два образа – это тучка, утёс.
У. Дайте характеристику утёсу, тучке, используя данные слова

золотая
одинокий
лёгкая
утёс
игривая

тучка
старый
шаловливая
свободная
мрачный
беспечная

д) Какая тема затронута в этом стихотворении?

Д. В этом стихотворении затронута тема одиночества.

5) Физкультминутка для глаз, головы и шеи.

6) Работа над стихотворением «Горные вершины…».

а) Первичное восприятие стихотворения «Горные вершины…». (Чтение наизусть стихотворения учителем под музыку Варламова.)

б) Чтение «спринт»

в) Словарная работа

Тьма – отсутствие света, освещения; мрак, темнота.
Долина – низменность, межгорье, природная впадина различного вида на земле.
Мгла – сумрак, тьма.

г) Работа над выразительным чтением. Расстановка логического ударения и пауз

Комбинированное чтение (учитель – хором ученики).

д) Анализ стихотворения «Горные вершины…»

У. Подумайте, какую интонацию надо выбрать при чтении.
Д. Данное стихотворение читается медленно, протяжно, мелодично.
У. Вам понравилось стихотворение? Чем?
Д. Мне стало так хорошо, спокойно.

Чтение стихотворения по четверостишиям, разбор их. Выполнения заданий к тексту.

е) Работа над 1-м четверостишием. Чтение четверостишия «хором». Анализ 1-го четверостишия

У. Нахождение в четверостишие:

  • существительное + прилагательное;
  • существительное + глагол.

У. Объясните смысл выражения «горные вершины спят во тьме ночной».
– С кем сравнивает поэт горные вершины?
– Найдите в 1-м четверостишии рифмы.
Д. Рифмуются слова «ночной» и «мглой».

ж) Работа над 2-м четверостишием. Чтение «за диктором». Анализ  2-го четверостишия

У. Какие глаголы употребил М.Ю.Лермонтов?
Д. Поэт употребил в четверостишие слова: пылит, не дрожат; подожди, отдохнёшь.
У. Здесь найдите слова, которые рифмуются.
Д. Рифмуются слова «листы» и «ты».
У. Какой звук чаще всего употребляется в стихотворении?
Д. В стихотворении чаще всего употребляется звук [т].
У. Ребята, на слова М.Ю. Лермонтова композитор Варламов написал романс «Горные вершины…».

з) Чтение стихотворения «Горные вершины …» под музыку Варламова

и) Словесное рисование

У. Попробуем словами нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению.
– Какие элементы будут главными в картине?
– Какими словами описаны горные вершины?
– Что мы расположим в центре картины? Почему?
– Где расположим остальные элементы?
– Какие краски выберем для иллюстрации? Почему?
– Какой цвет будет основным?
– Закройте глаза, представьте себе картину.
– Опишите словами, что вы увидели.

к) Сравнение стихотворений «Утёс» и «Горные вершины…»

У. Какая тема затронута в этих стихотворениях? Какой переносный смысл содержит каждое стихотворение?
Д. В этих стихотворениях затронута тема гордого одиночества. Они полны переживаний, переполнены чувствами.
У. Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений. Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины. Он совсем один, и это одиночество гнёт его. Оно приобретает вселенские масштабы. М.Ю. Лермонтов уже чувствует себя одним в целом мире.

VIII. Итог урока

1) У. С творчеством, какого поэта познакомились сегодня на уроке?

– Какое стихотворение вам больше всех понравилось?

2) Релаксация

У. На столе лежат карточки красного и зелёного цвета. Они указывают на ваше настроение. Красный цвет – это у вас хорошее настроение. Зелёный цвет – это у вас не очень хорошее настроение.
– С каким вы настроением заканчиваем сегодняшний урок литературного чтения?
– Покажите мне свою карточку. (Дети показывают карточки.)

IX. Оценивание ответов учащихся

X. Домашнее задание

1  группа – выразительно читать стр.124;
2  группа – выучить наизусть любое стихотворение на стр.124;
3 группа – выучить наизусть любое стихотворение  и нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению (стр. 124).

ЦОМЛОДЫ! ПСАСИБО ЗА ОУРК!
Молодцы! Спасибо за урок!